Кассационный военный суд в составе: председательствующего Богдашова Д.А., судей Яковлева И.А. и Кузнеченкова Д.Н., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в судебном заседании административное дело N 2а-502/2023 по кассационной жалобе административного истца на апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 19 октября 2023 г., которым отменено решение Московского гарнизонного военного суда от 19 июля 2023 г. по административному иску военнослужащего "данные изъяты" (далее - Управление) "звание" Филиппова Алексея Константиновича об оспаривании действий начальника Управления, связанных с отказом во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Кузнеченкова Д.Н, изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением Московского гарнизонного военного суда от 19 июля 2023 г. частично удовлетворено административное исковое заявление Филиппова, в котором он оспорил действия начальника Управления, связанные с отказом во включении в реестр участников НИС с 17 августа 2006 г, и просил обязать названное должностное лицо внести о нем данные в реестр, а федеральное государственное казенное учреждение "Росвоенипотека" открыть именной накопительный счет и учесть накопления за период с 1 сентября 2006 г. по настоящее время.
Гарнизонный военный суд административный иск удовлетворил частично.
Решение начальника Управления было признанно незаконным и на указанное должностное лицо возложена обязанность по рассмотрению вопроса о включении Филиппова в реестр участников НИС с 1 января 2008 г.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части требований отказано.
Апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 19 октября 2023 г. решение гарнизонного военного суда отменено и по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления Филиппова.
В поданной 27 ноября 2023 г. кассационной жалобе административный истец просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение гарнизонного военного суда.
В обоснование этого, ссылаясь на положения Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС) и Порядок формирования и ведения реестра участников НИС органов государственной охраны, утвержденный приказом "данные изъяты" от 10 июля 2020 г. (далее - Порядок), считает, что судом первой инстанции правильно установлено, что он имеет право быть включенным в реестр участников НИС по рапорту от 17 августа 2006 г, поданному после окончания курсов по подготовке младших офицеров и получения воинского звания "данные изъяты", с 1 января 2008 г. - даты вступления в силу поправок в Закон о НИС, установивших эту возможность для данной категории военнослужащих. Поскольку официального отказа в реализации рапорта не было, то повторного обращения, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, не требовалось.
Отмечает, что должностные лица Управления не исполнили предусмотренную названным Порядком обязанность по выявлению и учету военнослужащих, имеющих основания для включения в реестр участников НИС.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно чч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Филиппов проходит военную службу по контракту с 7 августа 2003 г.
По окончанию обучения на курсах по подготовке младших офицеров, административному истцу 2 июня 2006 г. присвоено воинское звание "данные изъяты".
В этой связи 17 августа 2006 г. Филиппов обратился к начальнику Управления с рапортом о включении его в реестр участников НИС, что реализовано не было.
17 апреля 2023 г. Филиппов вновь подал заявление о включении его в названный реестр с 1 января 2008 г.
17 мая 2023 г. начальником Управления в этом отказано по причине того, что категория, по которой Филиппов имеет право на включение в реестр участников НИС, введена с 1 января 2008 г. и предусматривает наличие рапорта военнослужащего, которого в период с 1 января 2008 г. по 16 апреля 2023 г. не поступало.
Частично удовлетворяя требования Филиппова, суд первой инстанции исходил из того, что жилищные права офицеров, поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2005 г, подлежат реализации путем участия в НИС, в связи с чем, с 1 января 2008 г. - даты внесения изменений в Закон о НИС относительно военнослужащих, окончивших курсы младших офицеров, он подлежал включению в реестр участников НИС.
Однако такой вывод суда первой инстанции обоснованно признан судом апелляционной инстанции ошибочным.
Правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, окружной военный суд, руководствуясь положениями ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 9 Закона о НИС (в редакциях, действовавших на момент подачи в августе 2006 г. рапорта Филипповым и возникновения в 2023 г. спорных правоотношений), пришел к верным выводам об отсутствии правовых оснований для отнесения административного истца к числу участников накопительно-ипотечной системы в первоначальной редакции Закона, и необходимости подачи заявления об этом после внесения Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 324-ФЗ изменений.
Так, согласно действовавшей до 1 января 2008 г. редакции ч. 1 ст. 9 Закона о НИС, к участникам накопительно-ипотечной системы относились следующие военнослужащие:
1) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г, могут стать участниками, изъявив такое желание;
2) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 г.;
3) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 г, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г, могут стать участниками, изъявив такое желание;
4) сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.
Статьей 1 вышеприведенного Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 324-ФЗ в ст. 9 Закона о НИС были внесены уточнения о том, что участниками НИС могут стать военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г, могут стать участниками, изъявив такое желание (ч.1 п.8).
Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2008 г. и законодателем обратной силы им не придавалось.
Исходя из этого, юридически значимым обстоятельством для дела являлось определение момента, с которого военнослужащий мог выбрать данную форму жилищного обеспечения.
Имеющимися в деле доказательствами, исследованными и правильно оцененными судом апелляционной инстанции с соблюдением требований ст. 62, 64 и 84 КАС Российской Федерации, установлено, что рапорт Филиппова от 17 августа 2006 г. не является основанием для включения его в реестр участников НИС, поскольку категория младших лейтенантов этого права еще не имела, а иных обращений, датированных 1 январем 2008 г, не поступало, в связи с чем оснований для признания действий начальника Управления незаконными не было.
При таких данных в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, подлежащих доказыванию, что привело к неверному применению норм материального права и несоответствию выводов суда установленным по делу обстоятельствам, судебный акт был обосновано отменен с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Закон о НИС, предусматривающий новую форму жилищного обеспечения военнослужащих, в рамках которой их право на жилье реализуется за счет средств федерального бюджета посредством формирования накоплений на именных накопительных счетах и предоставления целевого жилищного займа, определяет круг лиц, для которых участие в накопительно-ипотечной системе обязательно, а также категорию военнослужащих, которые вправе выбрать этот вид жилищной гарантии, - при условии изъявления ими желания стать участниками накопительно-ипотечной системы.
Согласно п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане осуществляют принадлежащие им жилищные права по своему усмотрению, по своей воле и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание их прав.
Имея с января 2008 г. право в любой момент стать участником накопительно-ипотечной системы, Филиппов до 17 апреля 2023 г. об этом не заявлял, в связи с чем, ссылки в кассационной жалобе о несоблюдении должностными лицами Управления Порядка формирования и ведения реестра его участников, являются необоснованными, поскольку обязать к этому военнослужащего они возможности не имели.
Таким образом, окружной военный суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права в полном соответствии с процессуальным законодательством, а поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 19 октября 2023 г. по административному исковому заявлению Филиппова Алексея Константиновича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 18 января 2024 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи: И.А. Яковлев
Д.Н. Кузнеченков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.