Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Андамовой А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-138/2023 по кассационной жалобе административного ответчика - начальника федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "данные изъяты" (далее - госпиталь "данные изъяты") - Губань В.И. на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 15 июня 2023 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 28 сентября 2023 г. по административному исковому заявлению военнослужащего госпиталя "данные изъяты" "звание" Герейханова Фаика Гуснеддиновича об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии госпиталя "данные изъяты", связанных с нерассмотрением вопроса о принятии на жилищный учет члена семьи военнослужащего.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступления представителей административных ответчиков Меленьтева И.С. и Кольцовой О.Н. в поддержку доводов жалобы, представителя административного истца Шевякова М.И, возражавшего против удовлетворения жалобы, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением Реутовского гарнизонного военного суда от 15 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 28 сентября 2023 г, частично удовлетворено административное исковое заявление Гейрейханова Ф.Г, в котором он просил признать незаконными действия и решения начальника госпиталя "данные изъяты", принятые по результатам рассмотрения его заявлений (рапортов), а также бездействие председателя жилищной комиссии госпиталя "данные изъяты", выраженное в нерассмотрении установленным порядком его жилищного вопроса, и обязать начальника и жилищную комиссию госпиталя "данные изъяты" принять на жилищный учет в составе его семьи сына - ФИО, а также взыскать с председателя жилищной комиссии госпиталя в свою пользу издержи, понесенные по оплате услуг представителей в размере 60 000 руб.
Суд признал незаконными решения начальника госпиталя "данные изъяты", принятые по результатам рассмотрения обращений административного истца от 13 февраля, 14 и 31 марта 2023 г, а также бездействие жилищной комиссии госпиталя "данные изъяты", выраженное в нерассмотрении по существу заявления Герейханова Ф.Г. от 13 февраля 2023 г, и обязал начальника госпиталя "данные изъяты" данное заявление передать, а жилищную комиссию - установленным порядком его рассмотреть по существу. В удовлетворении остальных требований административного истца судом отказано.
В поданной 5 декабря 2023 г. кассационной жалобе административный ответчик, просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении административного иска, либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, а также вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что он на все обращения административного истца от 13 февраля, 14 и 31 марта 2023 г. в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан"), дал надлежащие ответы.
Считает, что обращения Герейханова Ф.Г. в 2023 г. о принятии на жилищный учет в составе его семьи сына фактически являются несогласием с принятым по данному вопросу решением жилищной комиссии госпиталя от 15 января 2020 г, срок на оспаривание которого, предусмотренный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации, он пропустил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что первый контракт о прохождении военной службы Герейханов Ф.Г. заключил после 1 января 1998 г, в 2011 г. обеспечен по месту прохождения военной службы в г. "данные изъяты" служебным жилым помещением на семью из... человек ("данные изъяты".) и с 2009 г. вышеуказанным составом семьи зарегистрированный по месту жительства - адресу госпиталя "данные изъяты". В 2019 г. просил жилищный орган принять этим же составом семьи на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному месту жительства в г. "данные изъяты".
Решением жилищной комиссии госпиталя "данные изъяты" от 15 января 2020 г. Герейханов Ф.Г. принят на указанный учет составом семьи из... человек, а его сыну ФИО, как достигшему возраста более 23 лет, в этом учете отказано на основании п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих").
В заявлении (рапорте) от 13 февраля 2023 г. административный истец, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства и указывая на факт совместного проживания с сыном ФИО в предоставленном ему служебном жилом помещении, просил начальника и жилищную комиссию госпиталя "данные изъяты" рассмотреть вопрос о принятии ФИО на жилищный учет в составе его семьи.
О необходимости рассмотрения данного вопроса на заседании жилищной комиссии госпиталя "данные изъяты" административный истец дополнительно просил председателя этой комиссии в заявлении от 16 марта 2023 г, а также в повторно поданных на имя начальника и жилищной комиссии госпиталя "данные изъяты" заявлениях (рапортах) от 14 и 31 марта 2023 г.
На все обращения начальником госпиталя "данные изъяты" Герейханову Ф.Г. даны ответы об отсутствии оснований для изменения состава его семьи, подлежащего обеспечению жилым помещением, поскольку данный вопрос ранее уже рассмотрен на заседании жилищной комиссии госпиталя "данные изъяты" и ее решением от 15 января 2020 г. ФИО отказано в принятии на жилищный учет в составе семьи административного истца.
В силу ст. 33 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 2 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Частью 3 ст. 5 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" установлено, что гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
На основании ч. 3 и 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) решение о принятии на жилищный учет или об отказе в принятии на него принимается по результатам рассмотрения заявления гражданина о принятии на учет и иных представленных документов, органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в предусмотренных ЖК РФ случаях. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, и выдано или направлено гражданину, подавшему соответствующее заявление, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей, обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Семейного кодекса Российской Федерации.
В п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций верно истолковали примененные нормы материального права и пришли к обоснованным выводам об удовлетворении заявленных требований, поскольку обращение административного истца в соответствии с требованиями ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не разрешено, ответ дан должностным лицом, в компетенцию которого не входит решение поставленных вопросов, а содержание ответа противоречит действующему законодательству.
При этом суды в качестве юридически значимых обстоятельств обоснованно учли, что согласно ст. 52 и 54 ЖК РФ в совокупности с Положением о жилищной комиссии "данные изъяты", утвержденного приказом начальника федерального государственного казенного учреждения здравоохранения " "данные изъяты" от 25 апреля 2022 г. N 195 (и аналогичного Положения от 24 января 2019 г. N 28) и приказом начальника федерального государственного казенного учреждения здравоохранения " "данные изъяты"" от 27 февраля 2023 г. N 62 "Об образовании жилищной комиссии "данные изъяты"", вопрос о принятии либо об отказе в принятии на жилищный учет подлежал разрешению исключительно на заседании жилищной комиссии госпиталя, а начальник госпиталя в состав указанной комиссии не входит, и его ответ не может подменить рассмотрение по существу коллегиальным жилищным органом.
С учетом установленных обстоятельств, суды правильно применили приведенные в судебных постановлениях нормы права и пришли к обоснованному выводу, о том, что начальник госпиталя обязан был передать заявления Герейханова Ф.Г. в жилищную комиссии госпиталя, которая должна была соответственно рассмотреть их в порядке, установленном действующим законодательством.
Более того, с учетом установленных обстоятельств, по существу обращения оспариваемое решение жилищного органа об отказе в принятии ФИО на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как члена семьи истца, не основано на законе и подлежит пересмотру с учетом актуального действующего законодательства.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов основаны на установленных обстоятельствах дела и правильном применении норм материального и процессуального права, их обоснованность у суда кассационной инстанции не вызывает сомнений.
Каких-либо обстоятельств и сведений, которые могли бы повлиять на существо принятых судебных актов и, соответственно, послужить безусловным основанием для их отмены, в кассационной жалобе, содержание которой в целом повторяет доводы апелляционной жалобы, не приведено и из материалов дела не усматривается.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено и, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованных судебных актах, не имеется. Дело рассмотрено и разрешено в соответствии с подлежащими применению нормативно-правовыми актами.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено, а поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 177, 327, п. 1 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 15 июня 2023 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 28 сентября 2023 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу административного ответчика Губань В.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 января 2024 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.