Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З рассмотрев жалобу начальника Таганрогского филиала государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Онкологический диспансер" Беседовской Галины Надыровны на вступившие в законную силу постановление Управления Федерального Казначейства по Ростовской области N 5-8-68-2023 от 19 апреля 2023 года и решение судьи Таганрогского городского суда Ростовской области 29 июня 2023 года, вынесенные в отношении начальника Таганрогского филиала государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Онкологический диспансер" Беседовской Галины Надыровны, по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Управления Федерального Казначейства по Ростовской области от 19.04.2023 года N 5-8-68-2023 начальник Таганрогского филиала ГБУ РО "Онкологический диспансер" Беседовская Г.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ей наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Таганрогского городского суда Ростовской области 29 июня 2023 года, постановление должностного лица изменено, начальнику Таганрогского филиала ГБУ РО "Онкологический диспансер" Беседовской Г.Н, по ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде предупреждения. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо - Беседовская Г.Н. просит отменить состоявшиеся в отношении неё по настоящему делу об административном правонарушении постановление и решение суда, производство по делу прекратить. Считает их незаконными.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Королева Д.И. к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидии.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Субъектом данного правонарушения являются должностные и юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели.
Как усматривается из материалов дела, 16 марта 2022 года, между Министерством здравоохранения Ростовской области и ГБУ РО "Онкологический диспансер" в г. Таганроге заключено соглашениеNо предоставлении субсидии из бюджета Ростовской области в 2022 году/2023-2024 годах в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ в целях переоснащения медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями на общую сумму 423883700 рублей (п. 1.1 Соглашения).
Условиями предоставления субсидии является достижение целей, указанных в п. 1.1. соглашения от 16.03.2022 года N 20-2022-057427.
Дополнительным соглашениемN 20-2022-057427/3 от 07.10.2022 года, к соглашениюN 20-2022-057427/2 от 16.03.2022 года, финансовое обеспечение субсидии составляет392601700 рублей.
Согласно с п. 4.3 соглашенияNучреждение обязуется: использовать субсидию для достижения цели (ей), указанных в п. 1.1 Соглашения, в соответствии с условиями предоставления субсидии и соглашением на осуществление выплат, указанных в Сведениях (п. 4.3.2.); отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме в соответствии с приложением N 4 к настоящему соглашению, являющимся неотъемлемой частью настоящего соглашения (п. 4.3.4.1).
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ, получатель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Как установлено проверкой, целью реализации мероприятий, являющихся предметом Соглашения, ГБУ РО "Онкологический диспансер" в г. Таганроге заключены контракты на поставку следующего оборудования:
-компьютерный томограф с широкой апертурой (контракт от 03.08.2022 N 119Ф/2022), срок поставки с 01.12.2022 по 25.12.2022; комплект дозиметрического оборудования для абсолютной и относительной дозиметрии (контракт от 22.08.2022 N 143Ф/22), срок поставки по заявке заказчика, но не позднее 25.12.2022; устройство для иммобилизации взрослого пациента (контракт от 23.08.2022 N 137Ф/22), срок поставки по заявке заказчика до 25.12.2022; система линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксическая (контракт от 23.09.2022 N 165Ф/22), срок поставки по заявке заказчика, но не позднее 25.12.2022.
Условиями указанных контрактов предусмотрена 100% поставка оборудования в место доставки, а также осуществление сборки, монтажа, наладки, ввода в эксплуатацию и обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание поставки оборудования.
В установленный срок оборудование не поставлено, что подтверждается отчетом о достижении значений результатов предоставления субсидии от 01.01.2023 года.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Беседовской Г.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указанным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области бюджетного законодательства.
На основании вышеизложенного заместителем прокурора г. Таганрога вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. З ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностным лицом Управления Федерального казначейства по Ростовской области действия начальника ТФ ГБУ РО "Онкологический диспансер" Беседовской Г.Н. переквалифицированы с ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения правонарушения и виновность привлекаемого к административной ответственности лица подтверждены собранными по делу доказательствами: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.02.2023 года; соглашением о предоставлении из бюджета Ростовской области субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 ст. 78.1 БК РФ от 16.03.2022 года; графиком перечисления субсидий от 16.03.2022 года; перечнем субсидий; отчетом о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия; отчетом о достижении значений результатов предоставления субсидии; отчетом о количестве единиц приобретенных медицинских изделий; дополнительным соглашением от 29.03.2022 года к соглашению о предоставлении субсидии от 16.03.2022 года N 20-2022-057427; изменением в график предоставления субсидии; дополнительным соглашением от 08.07.2022 года к Соглашению о предоставлении субсидии из бюджета Ростовской области от 16.03.2023 года N 20-2022-057427; дополнительным соглашением от 07.10.2022 года к Соглашению о предоставлении субсидии из бюджета Ростовской области от 16.03.2023 года N 20-2022-057427; отчетом о количестве единиц приобретенных медицинских изделий и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В то же время, судья районного суда посчитал, что постановление должностного лица подлежит изменению в части назначенного Беседовской Г.Н. административного наказания мотивируя свое решение следующим.
Согласно Федеральному закону от 14 июля 2022 года N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", действующим с 25 июля 2022 года, в статью 4.1.1 КоАП РФ внесены изменения, ее часть 1 изложена в новой редакции: За впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вменяемое начальнику ТФ ГБУ РО "Онкологический диспансер" Беседовской Г.Н. административное правонарушение выявлено в ходе прокурорского надзора, при проведении прокуратурой г. Таганрога проверки соблюдения бюджетного законодательства.
Статья 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не включена в перечень статей, поименованных в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, по которым административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, сведений об исполнении ранее назначенного административного наказания, не имеется.
В этой связи, постановление Управления Федерального Казначейства по Ростовской области от 19.04.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 15.15.5 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника ТФ ГБУ РО "Онкологический диспансер" Беседовской Г.Н. решением судьи Таганрогского городского суда Ростовской области, было изменено, с учетом положений ч. 2 ст. 1.7, ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначено ей по ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде предупреждения.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 1.5, ст. 24.1, ст. 26.1, ст. 29.10 КоАП РФ, а также правовой позиции, выраженной в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установление события и состава административного правонарушения, виновности лица, а также выбор подлежащих применению норм и их толкование в системе действующего правового регулирования осуществляется судьей рассматривающим дело на основе полного, всестороннего и объективного выяснения всех обстоятельств.
Правовой анализ обстоятельств дела с учетом положений ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11, 30.6 КоАП РФ дает возможность сделать вывод о том, что должностным лицом и судьей городского суда дана оценка имеющимся в деле доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального права, приняты законные решения, установив фактические обстоятельства дела, определенные в предмет доказывания и имеющие юридическую важность и значимость, что позволило по делу сформировать верное, объективное правовое мнение и сделать законные и обоснованные выводы.
Требованиям правовой полноценности в пользу доказанности наличия события и состава исследуемого административного правонарушения отвечает и вышеназванная совокупность доказательств, как полученных с соблюдением положений КоАП РФ и несущих в себе достоверные обстоятельства юридической значимости, и в своей совокупности, являющиеся достаточными в силу полноты подтверждения надлежащих обстоятельств.
Судья в любом случае оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства, в том числе протокол по делу об административном правонарушении, не имеют для суда заранее установленной силы.
В силу названной нормы представляется верным вывод о том, что достаточность доказательной базы, на основании которой возможно принять решение о наличии или отсутствии события и состава административного правонарушения определяет судья и должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении по существу.
В материалах дела достаточно доказательств, позволявших должностному лицу рассмотреть дело по существу и постановить акт о наличии события и состава административного правонарушения, и довод о недоказанности обстоятельств по делу не указывает на неполное и необъективное рассмотрение дела и на нарушение принципа состязательности.
Субъективный взгляд на обстоятельства дела, собственное усмотрение на доказанность важных и значимых обстоятельств с позиции правового подхода заявителя к принятию и признанию тех или доказательств надлежащими и достаточными, причем сформированного вне положений норм права, в определении и верном применении которых, компетентен судья, не может быть основанием для вывода о том, что допущены существенные нарушения при постановлении судебных актов.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с требованиями статьи 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в данном кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Вмененное в вину нарушение требований закона в силу должностных обязанностей входит в круг исполнения полномочий Беседовской Г.Н.
Кроме отнесения той или обязанности к полномочиям должностного лица ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения, повлекших нарушений требований закона, следует установить меры, принятые этим лицом для надлежащего выполнения своих служебных обязанностей и недопущению нарушений закона с позиции их достаточности и правовой полноценности, то есть, для признания в действиях должностного лица наличия состава административного правонарушения необходимо установить его виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, в результате которых произошло нарушение закона, квалифицируемое как административное правонарушение, влекущее административную ответственность.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств того, что нарушение требований закона вызвано обстоятельствами, не зависящими от должностного лица и объективно являются непреодолимыми, либо в результате непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля руководителя учреждения, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, и проведение мероприятий по исполнению требований закона, Доводы Беседовской Г.Н. об отсутствии в ее действиях состава административном правонарушении, несостоятельны, опровергаются материалами дела, были предметом должной судебной проверки и надлежащей оценки в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, подтверждения не нашли, и, в этой связи, не ставят под сомнение наличие в действиях начальника Таганрогского филиала ГБУ РО "Онкодиспансер" Беседовской Г.Н, объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Беседовской Г.Н, с учетом всех обстоятельств по делу с применением статьи 4.1.1 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
В силу ст. 30.17 КоАП РФ ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таких нарушений по делу не допущено.
Основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава и за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, становится возможным при пересмотре постановления в случае, если субъект рассмотрения жалобы придет к выводу, что выявленное правонарушение, установленное при рассмотрении дела, не подтверждается материалами дела, ввиду отсутствия доказательств, которые устанавливают объективную сторону правонарушения, приведенную в постановлении (время, место, описание противоправного деяния), или ввиду того, что доказательства, которыми установлено событие административного правонарушения, признаны при рассмотрении жалобы полученными с нарушением закона, при этом возможность проверки изложенного в таком доказательстве отпала по объективным причинам, таким образом, появляются неустранимые сомнения в виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Обстоятельств, исключающих производство по делу также не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление Управления Федерального Казначейства по Ростовской области N 5-8-68-2023 от 19 апреля 2023 года и решение судьи Таганрогского городского суда Ростовской области 29 июня 2023 года, вынесенные в отношении начальника Таганрогского филиала государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Онкологический диспансер" Беседовской Галины Надыровны, по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.