Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу Батыгина Дмитрия Фёдоровича, на вступившие в законную силу постановление судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 19 мая 2023 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 июня 2023 года, вынесенные в отношении Батыгина Дмитрия Фёдоровича, по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 19 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 26 июня 2023 года, Батыгин Д.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Батыгин Д.Ф, просит отменить состоявшиеся в отношении него по делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив жалобу во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Батыгина Д.Ф, к административной ответственности) установлена ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", далее - Закон об обороне).
Пунктом 2.1 статьи 10 названного Закона определено, что в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и этим Федеральным законом для решения следующих задач: отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них; борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
В соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся: в том числе решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 4 Закона об обороне Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, определяет основные направления военной политики Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 5, пункту 1 статьи 10.1 Закона об обороне Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 данного Закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Указами Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 года N 71 и N 72 Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика признаны в качестве суверенных и независимых государств.
Постановлением Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации N 35-СФ от 22 февраля 2022 года дано согласие Президенту Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации на использование Вооруженных сил РФ за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
24 февраля 2022 года на основании постановления Совета Федерации Федерального собрания N 35-СФ от 22 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
Как следует из материалов дела, 19.05.2023 года в 15 час. 30 мин. в г. Усть-Лабинск по ул. Ободовского, 32, каб. N 22, было установлено, что 01.05.2023 года в период времени с 17 часов 38 минут по 21 часов 19 минут, находясь по месту жительства по адресу: г. Усть- Лабинск, ДД.ММ.ГГГГ гражданин Батыгин Д.Ф. с целью дискредитации и воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ, с использованием телекоммуникационной сети "Интернет" в общем чате WhatsAP "7 А родители", численностью 29 участников, публично высказывал в адрес армии как оккупационная, о Президенте Российской Федерации, допускал в переписке лозунга "Слава Украине", какая армия, такие гадости, "Оккупировали чужие земли", "Каждый пригодится на своем месте", чем нарушил решение Президента РФ и согласия Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утвержденного 22.02.2022 года N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил РФ", тем самым Батыгин Д.Ф. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
19.05.2023 года, в отношении Батыгина Д.Ф. был составлен протокол об административном правонарушении N 21-175581
Факт совершения административного правонарушения и виновность Батыгина Д.Ф. подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, в котором изложены обстоятельства административного правонарушения; рапортом сотрудника полиции, объяснениями граждан и иными материалами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.
Под дискредитацией понимается умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.
Правовой анализ публичных высказываний Батыгина Д.Ф. относительно действий Вооруженных сил на территориях названных государств, содержащих по своей направленности умысел на искажение истинной цели использования Армии России и ее назначения, в ситуации, требующей мер специального вооруженного характера, и подрывающих доверие к ВС РФ, судебные инстанции верно и без сомнения полагали о совершении Батыгиным Д.Ф. исследуемого события административного правонарушения.
Событие административного правонарушения, исходя из системного анализа КоАП РФ - это факт нарушения конкретных норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьями первой и второй инстанций допустимыми, достоверными, и вопреки доводам жалобы, получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для того, чтобы признать доказанным событие и состав административного правонарушения.
Все обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе время, место совершения административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, в ходе производства по делу установлены.
Вывод нижестоящих судов о наличии в действиях Батыгина Д.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и основанным на установленных фактах и надлежащем праве.
Действия названного лица, не содержащие уголовно наказуемого деяния, квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все данные необходимые для рассмотрения дела.
Ходатайств, заявленных Батыгиным Д.Ф. при рассмотрении дела в соответствии с требованиями статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не рассмотренных в установленном порядке, в материалах дела, не имеется.
Довод жалобы относительно того, что судьей постановлено назначить административное наказание в виде административного штрафа при том, что судья пришел к выводу о необходимости назначения наказания в виде административного ареста, что, по его мнению, грубо нарушает нормы процессуального права, не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку, названное обстоятельство не ведет к нарушению прав заявителя (наказание назначено в виде административного штрафа в размере 30 тыс. рублей, о чем указано в резолютивной части постановления), и не свидетельствует об отсутствии события и состава административного правонарушения, и может подлежать исправлению в порядке статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой исправлению подлежат описки, опечатки и арифметические ошибки, допущенные в состоявшихся по делу об административном правонарушении постановлении, решении, определении.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение, были предметом должной проверки и надлежащей оценки в порядке ст. 30.6 КоАП РФ ы, подтверждения не нашли, и не ставят под сомнение наличие в действиях Батыгина Д.Ф. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания Батыгину Д.Ф. учтены характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Административное наказание назначено Батыгину Д.Ф. в пределах санкции вменяемого правонарушения. Порядок и срок давности привлечения названного лица к ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов по доводам настоящей жалобы, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 19 мая 2023 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 июня 2023 года, вынесенные в отношении Батыгина Дмитрия Фёдоровича, по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.