Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу заместителя главы Администрации Мясниковского района Ростовской области Поповяна Дртада Хачатуровича на постановление Мясниковского районного суда Ростовской области по делу об административном правонарушении от 15 июня 2022 года и решение судьи Ростовского областного суда от 19 июля 2022 года, вынесенные в отношении заместителя главы Администрации Мясниковского района Ростовской области Поповяна Дртада Хачатуровича по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Мясниковского районного суда Ростовской области от 15 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ростовского областного суда от 19 июля 2022 года, заместитель главы Администрации Мясниковского района Ростовской области Поповян Д.Х. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Поповян Д.Х. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив доводы жалобы заявителя во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
Частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.
В силу части 2 статьи 12 Закона N 44-ФЗ, должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные необходимые для составления технической документации.
В соответствии статьи 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре; участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
Частью 2 статьи 34, частью 1 статьи 95 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 закона.
Как установлено и следует из материалов дела, между муниципальным заказчиком в лице Администрации Мясниковскго района и подрядчиком ООО "Главстройпроект" заключен муниципальный контракт от 1 октября 2020 года на разработку проектной документации по объекту "Строительство очистных сооружений и разводящих сетей водоснабжения в х. Недвиговка, х. Веселый и п. Щедрый Мясниковского района Ростовской области.
При этом вопреки пункта 4.1 контракта, который предусматривает конечный срок выполнения работ до 01 сентября 2021 года с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и получения положительного заключения по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости. Проектная документация на 27 декабря2021 года для получения положительного заключения государственной экспертизы и получения положительного заключения по результатам проверки достоверности определения сметной документации не направлена.
В нарушение п. 9.2 контракта от 1 октября 2020 года, выявленная необходимость дополнительного проектирования разводящих сетей водоснабжения протяженностью 13 км не включена в контракт изменениями или дополнениями.
Администрацией Мясниковского района своевременно не переданы подрядчику договоры технологического присоединения, технические условия, схемы подключения, протокол согласования технологий подготовки воды. Администрацией не произведено межевание и изменение вида разрешенного использования земельных участков, выделенных для размещения зданий и сооружений, не произведено согласование со всеми собственниками земельных участков.
Неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, привело к несоблюдению установленных предельных сроков проведения работ, не освоению бюджетных денежных средств в размере 25708800 рублей, невозможности реализации целей и задач регионального проекта "Чистая вода" национального проекта "Жилье и городская среда", обусловило невозможность реализации последующих этапов программы по строительству проектируемых сетей, а также повлекло нарушение прав граждан (потребителей коммунальной услуги) на получение качественной безопасной воды.
Судьей районного суда установлено, что ответственным за исполнение указанного контракта является должностное лицо Администрации Мясниковского района Ростовской области - заместитель главы Администрации Мясниковского района Поповян Д.Х, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей которым привело к несоблюдению установленных контрактом предельных сроков проведения работ подрядной организацией, вследствие чего действия (бездействия) Поповяна Д.Х. привели к нарушению прав граждан на получение качественной и безопасной воды, срыву реализации целей и задач регионального проекта "Чистая вода", национального проекта "Жилье и городская среда", невозможности реализации последующих этапов программы по строительству проектируемых сетей.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения заместителя главы Администрации Мясниковского района Ростовской области Поповяна Д.Х, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Приведенные выше обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которые подтверждают факт совершения административного правонарушения заместителем главы Администрации Мясниковского района Ростовской области Поповяном Д.Х.; постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 27 декабря 2021 года в отношении заместителя главы Администрации Мясниковского района Поповяна Д.Х. по факту неисполнения заключенного муниципального контракта; копией муниципального контракта N01583000584200000160003 от 01 октября 2020 года с приложениями, где предусмотрены обязанности заказчика: в том числе оказывать содействие подрядчику в выполнении работ(п.2.2.2); осуществлять контроль за ходом, качеством и сроками проектирования в соответствии с условиями задания на разработку проектной документации по объекту(п.2.2.4). Срок исполнения работ не позднее 01 сентября2021 года; копией предостережения о недопустимости нарушений закона N7-17-2021 от 18 августа 2021 года, где указывается, что Администрацией Мясниковского района не переданы подрядчику договоры технологического присоединения, технические условия, схемы подключения, в том числе на сети связи, газоснабжения, электроснабжения), протокол согласования технологии подготовки воды; не произведено межевание и изменение разрешенного использования земельных участков, выделенных для размещения зданий и сооружений; не произведено согласование со всеми собственниками (арендаторами) земельных участков.
Что может привести к несоблюдению установленных контрактом предельных сроков; запросами о предоставлении сведений прокуратуры Мясниковского района и ответами Администрации Мясниковского района о ходе реализации регионального проекта "Чистая вода" национального проекта "Жилье и городская среда", ответами ООО "Главстройпроект" о необходимости получения исходных данных для подачи документов в органы государственной экспертизы; копией распоряжения N266Л от 10 ноября 2020 года о назначении Поповяна Д.Х. на должность муниципальной службы заместителя главы Администрации Мясниковского района по вопросам ЖКХ и дорожного хозяйства; копией распоряжения N299"Л" от 09 ноября 2021 года о продлении срока трудового договора с Поповяном Д.Х. до 30 марта 2022 года; копией распоряжения N121 от 27ноября 2020 года о распределении обязанностей между главой Администрации района, заместителем главы Администрации района, главным архитектором и управляющим делами Администрации района, согласно которому Поповян Д.Х. ведет вопросы организации выполнения планов социально-экономического развития района, координацию организации водоснабжения муниципальных образований, координирует и контролирует работу отдела ЖКХ; копией решения об одностороннем отказе от исполнения обязанностей от 29 декабря 2021 года, которым ООО "Главстройпроект" уведомляет о расторжении контракта в связи с непредоставлением Администрацией Мясниковского района исходных данных для выполнения работ по проектированию объекта и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представленные материалы дела об административном правонарушении в полном объёме подтверждают ненадлежащее исполнение заместителем главы Администрации Мясниковского района Ростовской области Поповяном Д.Х. своих служебных обязанностей по обеспечению разработки проектной документации по объекту "Строительство очистных сооружений и разводящих сетей водоснабжения в Веселый и Щедрый Мясниковского района Ростовской области"
При указанных обстоятельствах суды первой и второй инстанций пришли к верному выводу о наличии в действиях должностного лица Заказчика - Поповяна Д.Х. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с требованиями статьи 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в данном кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Вмененное в вину нарушение требований закона в силу должностных обязанностей входит в круг исполнения полномочий Поповяна Д.Х.
Кроме отнесения той или обязанности к полномочиям должностного лица ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения, повлекших нарушений требований закона, следует установить меры, принятые этим лицом для надлежащего выполнения своих служебных обязанностей и недопущению нарушений закона с позиции их достаточности и правовой полноценности, то есть, для признания в действиях должностного лица наличия состава административного правонарушения необходимо установить его виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, в результате которых произошло нарушение закона, квалифицируемое как административное правонарушение, влекущее административную ответственность.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств того, что нарушение требований закона вызвано обстоятельствами, не зависящими от должностного лица и объективно являются непреодолимыми, либо в результате непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля должностного лица, ответственного за организацию исполнения контракта и требований закона, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, и проведение мероприятий по исполнению требований закона.
По факту допущенного бездействия, повлекшего неисполнение обязательств по муниципальному контракту с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, не влекущего уголовной ответственности, 27.12.2021 прокурором Мясниковского района Ростовской области ФИО1 в отношении заместителя главы Администрации Мясниковского района Ростовской области Поповяном Д.Х. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором с соблюдением требований статей 28.4, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимые сведения, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения, бездействия, повлекшего неисполнение предусмотренных контрактом обязательств, существенности вреда, причиненного охраняемым законом интересам общества и государства, в постановлении отражены, событие административного правонарушения описано надлежащим образом с учетом диспозиции части 7 статьи 7.32 названного кодекса.
Оснований для возвращения постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного кодекса ввиду неправильного его составления либо неполноты представленных материалов не имелось.
Собранные по делу доказательства обоснованно признаны судебными инстанциями достаточными для разрешения дела по существу.
Из материалов дела следует, что бездействие, повлекшее неисполнение обязательств по контракту с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, допущено по вине заказчика в результате ряда причин, в числе которых не предоставление технической документации к контракту, правоустанавливающих документов на проектируемый объект, земельные участки, технических условий на подключение к инженерным сетям для получения положительного заключения государственной экспертизы.
Бездействие, повлекшее неисполнение обязательств по муниципальному контракту, нарушение сроков завершения работ на объекте, оказало негативное влияние на качество предоставляемых услуг потребителям и повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, который в данном случае, определен социальной значимостью объекта, связан с реализацией конституционных и законодательно регламентированных прав граждан на санитарное и эпидемиологическое благополучие.
В силу изложенного нельзя признать факт того, что никаких негативных последствий существенного характера, не наступило. Приводимые в жалобе доводы относительно обстоятельств, препятствовавших организации исполнения контракта не состоятельны по своей сути, поскольку, в силу их специфики и способа исполнения, источника получения надлежащих документов, они были доступны для предоставления подрядчику должностным лицом администрации.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Из доводов жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения, обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях заместителя главы Администрации Мясниковского района Ростовской области Поповяном Д.Х. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующихся между собой.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 7 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Поповяна Д.Х, к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление Мясниковского районного суда Ростовской области по делу об административном правонарушении от 15 июня 2022 года и решение судьи Ростовского областного суда от 19 июля 2022 года, вынесенные в отношении заместителя главы Администрации Мясниковского района Ростовской области Поповяна Дртада Хачатуровича по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя главы Администрации Мясниковского района Ростовской области Поповяна Дртада Хачатуровича - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.