Дело N 2а-6397/2021
г. Краснодар 02.11.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Капункина Ю.Б, Русакова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 22.06.2023 кассационную жалобу командира войсковой части 6820, Жилищной комиссии войсковой части 6820 на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 19.05.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11.04.2023 по административному делу по административному иску ФИО10 к командиру войсковой части 6820, Жилищной комиссии войсковой части 6820 об оспаривании решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения представителя аттестационной комиссии войсковой части 6820 по доверенности ФИО5, поддержавшего кассационную жалобу, представителя ФИО10 - ФИО6, просившего об оставлении решений судов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
ФИО10 обратился в суд с административным иском к командиру войсковой части 6820 (командир войсковой части), Жилищной комиссии войсковой части 6820 (жилищная комиссия), в котором просил признать незаконным решение от 21.12.2020 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения месту жительства в г. Москве, обязать поставить на жилищный учет.
В обоснование требований ФИО10 указал, что проходил военную службу по контракту в войсковой части 6820 в г. Краснодаре и с 15.12.2005 состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений составом семьи 1 человек.
Приказом командира войсковой части 6820 от 20.11.2020 ФИО10 исключен из списков личного состава войсковой части.
Обратившись 24.09.2020 с рапортом к командиру войсковой части о включении административного истца (с детьми) в списки военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения месту жительства - в Москве, заявитель получил оспариваемый отказ со ссылкой на то, что ФИО10 реализовал свое право на получение жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, избрав таковым г. Краснодар. При этом уполномоченный орган также указал на то, что заявитель не проживает совместно со своими детьми.
ФИО10 считает такое решение жилищного органа незаконным, поскольку г. Краснодар является местом прохождения военной службы, а не избранным после увольнения местом жительства.
Ссылаясь в этой связи на нарушение своих прав, ФИО10 просил об удовлетворении административного иска.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 19.05.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11.04.2023, заявленные требования удовлетворены.
Суды признали незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N 6820 (протокол N 19) от 21.12.2020 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения месту жительства в Москве ФИО10 и его детей: ФИО7, ФИО8, ФИО8 Обязали жилищную комиссию войсковой части N 6820 устранить допущенные нарушения и принять на учет нуждающихся в жилых помещениях ФИО10 и его детей.
В кассационной жалобе командир войсковой части N 6820 и жилищная комиссия просят об отмене решений судов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что повлияло на исход дела, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Дело по кассационной жалобе рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
По результатам изучения материалов дела и кассационной жалобы усматриваются установленные статьей 328 КАС РФ основания для отмены решений судов.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя административный иск, суды руководствовались положениями части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 3, 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", подпункта "и" пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054.
Суды установили, что ФИО10 проходил военную службу по контракту в войсковой части 6820 и с 15.12.2005 состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 1 человек.
Первоначально (02.12.2012) ФИО10 обратился с рапортом на имя командира войсковой части, в котором просил уволить его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и предоставить жилое помещение в "адрес". Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N с/ч командира войсковой части 6920 ФИО10 с 20.11.2020 был исключен из списков личного состава воинской части. Предварительно ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 обратился к командиру войсковой части 6820 еще с одним рапортом о включении его составом семьи 4 человека (заявитель и трое детей) в списки военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения месту жительства - в Москве. Оспариваемым решением жилищной комиссии войсковой части 6820 N от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения месту жительства в Москве ФИО10 отказано на основании части 2 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ, пункта 18, 19 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" со ссылкой на изложенные выше обстоятельства. Рассматривая заявление, жилищная комиссия установила, что дети административного истца проживают в жилом помещении площадью 68, 9 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности их матери - ФИО9, в собственности которой находится и другая квартира ("адрес"), занимаемая ФИО10 по договору найма. Поскольку дети обеспечены жильем и с отцом совместно не проживают, по мнению жилищного органа, основания принятия их на жилищный учет отсутствуют.
Далее, жилищный орган принял во внимание, что ранее ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 в связи с предстоящим увольнением по организационно-штатным мероприятиям был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения в избранном для постоянного места жительства "адрес". Поскольку право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему жилого помещения предоставляется ему один раз, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия, чем ФИО10 и воспользовался в 2012, изъявив желание получить жилье в "адрес", а затем избрав иную форму обеспечения жилым помещением - субсидию для приобретения или строительства жилого помещения, оснований для предоставления ФИО10 жилого помещения в Москве, по мнению жилищной инспекции, также не имелось.
Оценивая оспариваемое решение жилищного органа на соответствие закону, суды посчитали, что первоначально (в 2012) ФИО10 просил при увольнении обеспечить его жильем по месту прохождения службы, а не по избранному после увольнения месту жительства. И только в сентябре 2020 ФИО10 избрал местом жительства после увольнения Москву, подав рапорт о постановке его с детьми на жилищный учет с целью получения после увольнения со службы жилья в Москве. Поскольку на дату подачи рапорта (ДД.ММ.ГГГГ) жилое помещение ФИО10 не было распределено, избрание административным истцом нового места жительства является правомерным, а выводы жилищной комиссии об обратном -неправильными. Несмотря на то, что ФИО10 не зарегистрирован по одному адресу с детьми, районный суд посчитал необходимым установить по делу факт проживания ФИО10 с его детьми по адресу: "адрес", в связи с чем нашел необоснованным выводы жилищной комиссии об отсутствии законных оснований для предоставления жилья ФИО10 на состав семьи, включающий его детей. С выводами судов согласиться нельзя. Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 КАС РФ).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не отвечают, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам и противоречат материальному закону, регулирующему возникшие правоотношения.
Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О статусе военнослужащих").
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ). В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 того же Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия
или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 18 статьи 15 того же Закона право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз.
Пунктом 19 той же статьи Закона установлено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
В соответствии с пунктом 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 (Правила) для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)).
Аналогичное правило закреплено в пункте 4 действующих Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.10.2020.
Системный анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что военнослужащие, имеющие в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" право на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства, в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении, подаваемом по форме согласно приложению, указывают избранное место жительства. То есть уже при подаче военнослужащим заявления о признании нуждающимся в жилом помещении, вне зависимости об избираемой формы обеспечения - предоставление жилого помещения или жилищной субсидии, он должен указать для реализации своего право на жилище избираемое им место жительства. Если в дальнейшем он изъявит желание изменить ранее избранное место жительства, то ему предоставляется жилищная субсидия.
Указание военнослужащим избранного место жительства в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении имеет существенное значение для реализации им своего права, а государству - обязанности по обеспечению жилым помещением.
Из материалов дела следует, что ФИО10 проходил военную службу по контракту в войсковой части 6820 и с 15.12.2005 состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 1 человек. В рапорте на имя командира воинской части 6820 от 02.02.2012 ФИО10 просит в связи с организационно-штатными мероприятиями уволить его после обеспечения его жильем по нормам действующего законодательства г. Краснодара.
28.02.2014 ФИО10 подал рапорт на имя командира воинской части 6820 о согласии на выплату жилищной субсидии на состав семьи 1 человек.
Таким образом, ФИО10 с учетом даты заключения контракта (2000) относится к лицам, на которых распространяются положения абзаца 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ и пункт 3 Правил, вследствие чего избираемое военнослужащим место жительства после увольнения определяется на момент признания такого военнослужащего нуждающимся в жилом помещении.
Москва в рапорте от ДД.ММ.ГГГГ в качестве избираемого после увольнения места жительства ФИО10 не указана. Факт непредоставления после 02.02.2012 и на момент увольнения ФИО10 жилого помещения правового значения для разрешения спора, вопреки мнению судов, не имеет.
Выводы судов о неправомерности отказа в постановке на жилищный учет детей административного истца также являются неправильными. Так, в мотивировочной части решения суд первой инстанции посчитал возможным установить фактическое проживание ФИО10 и его детей по адресу: "адрес".
Между тем, требования административным истцом не заявлялись. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, по правилам административного судопроизводства не рассматриваются. Стороны административного дела не оспаривали, что дети административного истца зарегистрированы и проживают на жилплощади их матери, которая супругой ФИО10 не является и не являлась и на жилищном учете как член его семьи не состояла. При таких обстоятельствах полагать, что дети административного истца являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения в смысле, определяемом положениями 52 ЖК РФ, у судов не имелось.
В этой связи доводы кассационной жалобы о том, что дело рассмотрено с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на его исход, заслуживают внимания.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого надлежит постановить законное и обоснованное решение в соответствии с правильным применением норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 19.05.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11.04.2023 отменить.
Административное дело N 2а-6397/2021 направить на новое рассмотрение в Прикубанский районный суд г. Краснодара в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14.11.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.