Дело N 2а-464/2023
г. Краснодар 02.11.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Русакова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 28.08.2023 кассационную жалобу ФИО8 на решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 21.03.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 08.06.2023 по административному делу по административному иску ФИО8 к Межмуниципальному отделу по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Ростреестра по Краснодарскому краю о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения представителя ФИО8 - ФИО5, представителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю - ФИО6, просившей оставить судебные акты без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
ФИО8 обратился в суд с административным иском к Межмуниципальному отделу по "адрес" и "адрес" Управления Ростреестра по "адрес" (Управление Росреестра), в котором просил признать незаконным уведомление от 23.01.2023 о приостановлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", обязать осуществить регистрацию права собственности.
В обоснование требований ФИО8 указал, что, обратившись в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации прав собственности на упомянутый земельный участок, административный истец получил оспариваемое уведомление со ссылкой на то, что в представленном на регистрацию вступившем в законную силу решении Туапсинского районного суда от 15.05.2012 по делу N 2-443/2012 по иску ФИО8 к ФИО7 о признании недействительным права собственности не имеется указания на признание за административным истцом права собственности на упомянутый земельный участок.
В этой связи, учитывая, что за административным истцом зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на вышеуказанном земельном участке, административным ответчиком ФИО8 рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления в порядке статей 39.2, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для предоставления земельного участка в собственность или аренду.
С таким уведомлением регистрирующего органа административный истец не согласен, поскольку вступившим в законную силу решением Туапсинского районного суда от 15.05.2012 по делу N 2-443/2012 установлено, что первоначальным собственником объекта незавершенного строительства - недостроенного жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу являлся ФИО7, которому земельный участок под данным объектом был предоставлен на праве бессрочного пользования.
Поскольку первоначальным пользователем земельного участка и собственником объекта незавершенного строительства являлся ФИО7, ФИО8 считает, что к нему как к лицу, приобретшему право собственности на упомянутый объект недвижимости, перешло и соответствующее право на земельный участок, которое в соответствии с положениями подпункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" может быть зарегистрировано за ним как право собственности на земельный участок.
Поскольку в силу приведенного законоположения принятие уполномоченными органами решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется, ФИО8 считает незаконным отказ Росреестра в регистрации за ним права собственности на земельный участок, в связи с чем просил об удовлетворении требований административного иска.
Решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 21.03.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 08.06.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО8 просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение в городской суд.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены решений судов не имеется.
Из материалов дела следует, что решением Шепсинского сельского Совета народных депутатов Туапсинского района Краснодарского края от 19.03.1988 N25 ФИО7 выделен земельный участок N в селе Дзеберкой, площадью 0, 06 га для строительства жилого дома.
В ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном (дата присвоения кадастрового номера 29.03.1988) земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 878 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли под домами индивидуальной жилой застройки, расположенном по адресу: "адрес". Правообладатель участка не указан.
Решением Туапсинского районного суда от 17.05.2011 N за ФИО8 признано право собственности на незавершенный строительством жилой дом, по адресу: "адрес", приобретенный истцом у ЗАО "Ювис" по договору купли-продажи от 09.08.1998. Иные уточняющие сведения об адресе объекта в судебном акте не приведены.
20.07.2011 в ЕГРН внесены сведения о государственной регистрации за ФИО8 права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером "данные изъяты", назначение - жилое, степень готовности - 50%, расположенный по адресу: "адрес".
Решением Туапсинского районного суда от 15.05.2012 по делу N прекращено право собственности ФИО7 на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" и расположенный на нем объект незавершенного строительства с кадастровым номером "данные изъяты" Этим же решением ФИО8 отказано в признании на ним права собственности на данный земельный участок. Оспариваемым уведомлением Росреестра по Краснодарскому краю (муниципальный отдел по г. Горячий ключ и Туапсинскому району) приостановлена государственная регистрация права в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" по заявлению ФИО8 от 13.01.2023.
На государственную регистрацию ФИО8 представлены вышеназванные судебные решения.
Разрешая спор по существу, суды руководствовались положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 35 ЗК РФ, пункта 1 статьи 273, пунктов 1, 2 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 1, частей 1, 2 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 26, статьи 27, пункта 3 части 1 статьи 29, частей 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Суды нашли, что представленные административным истцом на государственную регистрацию решения судов и иные документы не содержали сведений, на основании которых возможно произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок за ФИО8
С выводами судов кассационный суд полагает возможным согласиться. В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Статьей 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 28.12.2022) определены особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства.
1.Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования;
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
2. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
3. Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Вышеприведенными правовыми норами не предусмотрена возможность регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, на которых расположены объекты незавершенного строительства.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку являются следствием неверного толкования норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, иной оценки имеющихся в деле доказательств и не могут служить основанием для отмены постановленных судебных актов в порядке кассационного производства.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 21.03.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 08.06.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО8 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14.11.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.