Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Капункина Ю.Б. и Иванова А.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного судаот 17 мая 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО6 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО6 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра по Ростовской области; Управление; регистрирующий орган) об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N "данные изъяты" от 13 декабря 2022 г.; обязать Управление Росреестра по Ростовской области в порядке устранения нарушенных прав ФИО6 осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрации права собственности за ФИО6 на земельный участок на основании решения Багаевского районного суда от 01 июня 2022 г. N 2-505/22 по заявлению от 19 июля 2022 г. N "данные изъяты".
Решением Багаевского районного суда Ростовской области от 15 февраля 2023 г. административные исковые требования ФИО6 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 17 мая 2023 г. решение районного суда отменено, по делу принято новое решение, которым требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управления Росреестра по Ростовской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного и необоснованного, принятого без учета обстоятельств, свидетельствующих о наличии у регистрирующего органа оснований для отказа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению ФИО6
Административным истцом на кассационную жалобу поданы возражения, в которых ФИО6 просит по доводам, в нем изложенным, оставить апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены.
Судами установлено, что ФИО6 является участником долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с КН "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", в границах плана ЗАО "Арпачинское".
Согласно сведениям из ЕГРН ФИО6 принадлежит ? доля от 5, 13 га (388 балло-гектаров) рег. запись "данные изъяты" от 23 августа 2000 г. и ? доля от 5, 13 га (388 балло-гектаров) рег. запись "данные изъяты" от 1 июня 2021 г, что соответствует одной земельной доле общей площадью 51300 кв.м. Размер земельной доли установлен Постановлением Администрации Багаевского муниципального образования N 27 от 15 января 1998 г.
Административный истец, желая реализовать свое право на выдел земельного участка в счет принадлежащей ему земельной доли обратился к кадастровому инженеру с целью подготовки проекта межевания и межевого плана на выделяемый земельный участок. Кадастровым инженером были подготовлены документы, в соответствии с которыми был сформирован многоконтурный земельный участок: "данные изъяты".
ФИО6 обратился в Управление Росреестра по Ростовской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на выделяемый в счет земельной доли земельный участок.
18 апреля 2022 г. Багаевским отделом Управления Росреестра по Ростовской области принято решение о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности ввиду невозможности образования земельного участка в связи с тем, что в соответствии со сведениями ЕГРН характеристика площади земельного участка в "данные изъяты" имеет отрицательное значение (-14678 кв.м) и является декларированной, то есть границы не установлены в соответствии с действующим законодательством.
Вступившим в законную силу решением Багаевского районного суда Ростовской области от 1 июня 2022 г. по гражданскому делу N 2-505/2022 за ФИО6 признано право собственности на земельный участок площадью 51300 кв.м образуемый путем выдела ? доля от 5, 13 га (388 балло-гектаров) рег. запись 61-3-8/2000-257 от 23 августа 2000 г. и ? доля от 5, 13 га (388 балло-гектаров) рег. запись "данные изъяты" от 1 июня 2021 г, из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: Ростовская область, Багаевский район, в границах плана ЗАО "Арпачинское" и установлены границы выделяемого земельного участка в соответствии с геодезической частью межевого плана от 13 марта 2022 г, подготовленного кадастровым инженером ФИО2
На основании указанного решения административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных на осуществление учетно-регистрационных действий, было выявлено пересечение земельного участка с границами муниципального образования, образующийся земельный участок не полностью входит в границы муниципального образования "Манычское сельское поселение" Багаевского района Ростовской области с номером 61:03-3.4-6142.37.
С учетом данного обстоятельства, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было приостановлено, а затем уведомлением от 13 декабря 2022 г. ФИО6 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании пункта 43 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из установленных в судебном заседании обстоятельств, свидетельствующих о пересечении земельного участка с границами муниципального образования и как следствие о наличии у регистрирующего органа оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании пункта 43 части 1 статьи Закона N 218-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание положения части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пункта 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ исходил из того, что Управление Росреестра по Ростовской области должно было принимать решение суда о признании права собственности как достаточное основание для его регистрации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Суд кассационной инстанции, не умаляя суждений апелляционного суда об обязательности вступившего в законную силу решения Багаевского районного суда Ростовской области от 1 июня 2022 г. по гражданскому делу N 2-505/2022, находит заключение областного суда о незаконности оспариваемых решений регистрирующего органа сделанным без проверки обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Законом N 218-ФЗ.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим законом сведений; государственная регистрация прав на недвижимое имущество юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, которая осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права (части 2 - 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Закона N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
В соответствии со статьей 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2). В кадастр недвижимости вносятся в качестве основных сведения об объекте недвижимости - описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4).
В силу части 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно пунктам 5, 7 части 2 статьи 14 названного Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации являются вступившие в законную силу судебные акты; межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 22 того же Федерального закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории, или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с пунктом 43 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: границы земельного участка пересекают границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно статье 66 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; за утрату или искажение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости; за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из дела, дополнительными документами к обращению ФИО6 от 13 июля 2022 г. был представлен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка состоящего из 3 (трех) контуров (1 контур - 11098.00 кв.м, 2 контур - 6 141.00 кв.м, 3 контур- 34061.00 кв.м) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного : "адрес".
Согласно ответу публично-правовой компании "Роскадастр" протоколы проверки от 1 августа 2022 г, 10 августа 2022 г, подготовленные по обращению ФИО6 от 19 июля 2022 г. содержат, в том числе сведения о пересечении земельного участка с границами муниципального образования. Образующийся земельный участок не полностью входит в границы муниципального образования "Манычское сельское поселение" "адрес" с номером "данные изъяты".
В результате пространственного анализа сведений ЕГРН, выявлено пересечение границ образуемого земельного участка с границами муниципального образования "Манычское сельское поселение" Багаевского района Ростовской области с номером "данные изъяты" Контура 1 и 3 образуемого земельного участка располагаются в границах муниципального образования "Манычское сельское поселение" Багаевского района Ростовской области с номером "данные изъяты" Сведения внесены в ЕГРН с датой постановки на учет 2 февраля 2022 г. По сведениям ЕГРН, средняя квадратическая погрешность определения характерных точек границ муниципального образования "Манычское сельское поселение" Багаевского района Ростовской области с реестровым номером "данные изъяты" составляет 5 м.
В результате анализа сведений содержащихся в ЕГРН, контур 2 образуемого земельного участка располагается в границах муниципального образования "Верхнеподпольненское сельское поселение" Аксайского района Ростовской области, реестровый N.8. Сведения о границе муниципального образования "Верхнеподпольненское сельское поселение" Аксайского района Ростовской области с реестровым номером "данные изъяты" взнесены в ЕГРН с датой постановки на учет 14 октября 2022 г. По сведениям ЕГРН, средняя квадратическая погрешность определения характерных точек границ муниципального образования "Верхнеподпольненское сельское поселение" Аксайского района Ростовской области с реестровым номером "данные изъяты" составляет 5 м.
Частью 11 статьи 22 Закона N 218-ФЗ также установлено, что границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования или населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН, а также дано понятие пересечения границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков.
Таким образом, Законом N 218-ФЗ установлено, что наличие пересечения границ земельного участка с границами населенного пункта и муниципального образования не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка только в случае наличия ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ такого муниципального образования или населенного пункта.
Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что: границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2 статьи 83 ЗК РФ); границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (пункт 3 статьи 11.9 ЗК РФ).
Земельным кодексом также не установлены исключения, в отношении каких земельных участков положения пункта 3 статьи 11.9 и пункта 2 статьи 83 ЗК РФ могут не применяться.
Исходя из положений подпункта 8 пункта статьи 1, пункта 1 статьи 77, пункта 2 статьи 83 ЗК РФ, части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" любой земельный участок (в том числе и многоконтурный) может быть отнесен только к одной категории земель и, соответственно, не может располагаться одновременно в границах и за границами населенного пункта.
Также пунктом 6.3 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 3 июня 2011 г. N 267, установлено, что административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
Таким образом, требование об отсутствии пересечений относится и к границам земельных участков, и к границам населенных пунктов, муниципальных образований и, соответственно, должно соблюдаться как при подготовке описания границ населенного пункта, муниципального образования, так и при определении местоположения границ земельных участков.
Как следует из дела, образуемый многоконтурный земельный участок пересекает внесенные в ЕРГН границы муниципальных образований "Манычское сельское поселение" Багаевского района Ростовской области и муниципального образования "Верхнеподпольненское сельское поселение" Аксайского района Ростовской.
Является ли такое пересечение воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибкой в определении местоположения границ этих муниципальных образований, в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (пункте 11 статьи 22 Закона N 218-ФЗ) судом апелляционной инстанции не проверялось.
Согласно заключению кадастрового инженера, изложенному в межевом плане в границах муниципального образования "Манычское сельское поселение" Багаевского района Ростовской области содержится ошибка, которую необходимо исправить.
Согласно пункту 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ реестровая ошибка определяется как воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые Работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или Представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
По смыслу вышеприведенных положений статьи 61 Закона N 218-ФЗ вопрос об исправлении ошибки может быть разрешен государственным регистратором лишь в случае отсутствия оснований полагать, что такое исправление будет затрагивать права и интересы других лиц.
Указанные обстоятельства, подлежали проверке при рассмотрении административного дела.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 17 мая 2023 г. - отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Ростовский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 января 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
Ю.Б. Капункин
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.