Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Аняновой О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационное представление прокурора Краснодарского края на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 19 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 сентября 2023 года по административному делу по административному иску исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю Пивкина С.В. к Чехонину К.Н. об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - ИК-2) обратилось в Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением, в котором просило установить в отношении Чехонина К.Н. административный надзор со следующими ограничениями:
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22:00 до 06:00 часов;
запретить выезд за пределы муниципального образования Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края без разрешения должностного лица, осуществляющего надзор;
обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Срок административного надзора определить в соответствии со сроком погашения судимости 25 августа 2022 года мировым судьей судебного участка N по Лазаревскому району г. Сочи Краснодарского края.
Решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 19 апреля 2023 года административный иск удовлетворен. Срок административного надзора в отношении Чехонина К.Н. определен в соответствии со сроком погашения судимости по приговору 25 августа 2022 года мирового судьи судебного участка N по Лазаревскому району г. Сочи Краснодарского края с установлением административных ограничений:
запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22:00 до 06:00 часов;
запрет выезда за пределы муниципального образования Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края без разрешения должностного лица, осуществляющего надзор;
обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Контроль за исполнением возложен на отдел ОМВД России по месту жительства или пребывания осужденного. Срок постановлено исчислять со дня постановки Чехонина К.Н. на учет в органах внутренних дел.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 сентября 2023 года решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 19 апреля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационном представлении, поступившем в суд первой инстанции 17 ноября 2023 года, прокурор Краснодарского края ставит вопрос об изменении вышеприведенных судебных актов в части. Прокурор ссылается на то, что суд не указал в резолютивной части о вычете из общего срока периода, истекшего после отбытия Чехониным К.Н. наказания. Также обращает внимание на то, что суды не указали на возможность явки административного ответчика для обязательной регистрации, в том числе по месту фактического нахождения. Указывает, что Чехонин К.Н. совершил преступление в период нахождения под административным надзором, следовательно, такой надзор устанавливается на основании пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ).
Определением судьи от 5 декабря 2023 года кассационное представление с административным делом передано для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав доклад, прокурора Костюка А.И, поддержавшего доводы кассационного представления, изучив материалы дела и обсудив доводы представления, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Суд кассационной инстанции усматривает основания для изменения решений судов первой и второй инстанций.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Законом N 64-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 упомянутой статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 названной статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части 2 статьи 105, пунктом "е" части 2 статьи 111, пунктом "з" части 2 статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 данной статьи).
На основании статьи 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Частью 8 статьи 272 КАС РФ установлено, что суд при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Из материалов дела видно, что Чехонин К.Н. осужден приговором мирового судьи судебного участка N по Лазаревскому району г. Сочи Краснодарского края к 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
За время отбывания наказания в ИК-2 административный ответчик взысканий и поощрений не имел.
Чехонин К.Н, освобождаемый из мест лишения свободы, является совершеннолетним лицом, имеет непогашенную судимость за совершение преступления, соответственно, является лицом, отнесенным Законом N 64-ФЗ к категории лиц, в отношении которых должен быть установлен административный надзор.
Разрешая заявленные ИК-2 требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что в отношении Чехонина К.Н. необходимо установить административный надзор для предупреждения совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Оснований не согласиться с такими выводами у кассационного суда не имеется.
Вместе с тем решение суда первой инстанции подлежит изменению в части исчисления срока административного надзора, а также в части установленного ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц для регистрации, как постановленного не на основании норм материального права.
В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 названного Закона на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 упомянутого Закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Между тем из резолютивной части решения Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 19 апреля 2023 года усматривается, что при установлении административного надзора на срок до погашения судимости по приговору мирового судьи судебного участка N по Лазаревскому району г. Сочи Краснодарского края от 25 августа 2022 года суд не указал в резолютивной части о вычете из данного срока периода, истекшего после отбытия Чехониным К.Н. наказания.
Более того, в силу пункта 5 части 1 статьи 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица может устанавливаться, в том числе такое ограничение, как обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Устанавливая в отношении Чехонина К.Н. административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, суды в нарушение пункта 5 части 1 статьи 4 Закона N 64-ФЗ не указали на возможность явки для обязательной регистрации, в том числе по месту фактического нахождения.
Кроме того, необходимо отметить, что, мотивируя свои выводы, суд первой инстанции применил положения пункта 2 части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ, предусматривающие, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Однако, как установлено судом, Чехонин К.Н. совершил преступление в период нахождения под административным надзором, следовательно, административный надзор устанавливается ему на основании пункта 4 части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ (за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
С учетом изложенного, в целях соблюдения требований закона, на основании пункта 5 части 1 статьи 329 КАС РФ решение суда первой и апелляционной определение второй инстанций в указанной части подлежат изменению.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 19 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 сентября 2023 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Административный иск исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю Пивкина С.В. к Чехонину К.Н. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Чехонина К.Н, "данные изъяты" года рождения, уроженца "данные изъяты", гражданина Российской Федерации, освобождаемого из мест лишения свободы, до погашения судимости по приговору мирового судьи судебного участка N по Лазаревскому району г. Сочи Краснодарского края от 25 августа 2022 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, установив следующие административные ограничения:
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов;
запретить выезд за пределы муниципального образования - Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края - без разрешения должностного лица, осуществляющего надзор;
обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения один раз в месяц для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Чехонина К.Н. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 30 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.