Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лозовой Н.В, Мельникова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Тарасовой Татьяны Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 14 июня 2023 года по исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области, действующего в интересах Тарасовой Татьяны Владимировны, к министерству социального развития и труда Астраханской области, третьи лица ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск", Правительство Астраханской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО г. Знаменск Астраханской области обратился в суд с иском в интересах Тарасовой Т.В, к министерству социального развития и труда Астраханской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Просил обязать министерство социального развития и труда Астраханской области включить Тарасову Т.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Астраханской области с 03 августа 2012 года (по ЗАТО г. Знаменск), то есть с даты первичного выявления в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 02 марта 2023 года исковые требования прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области удовлетворены.
Суд обязал Министерство социального развития и труда Астраханской области включить Тарасову Т.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Астраханской области (по ЗАТО г. Знаменск) с 3 августа 2012 года, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 14.06.2023 г. N 33-2245/2023 решение Кировского районного суда города Астрахани от 02.03.2023 г. отменено, по делу вынесено новое решение. В удовлетворении исковых требований прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области, действовавшего в интересах Тарасовой Т.В. к министерству социального развития и труда Астраханской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями отказано.
В кассационной жалобе Тарасова Т.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного и необоснованного, вынесенного с существенным нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить определение суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом апелляционной инстанции не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд апелляционной инстанции не применил переходные положения, установленные статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15- ФЗ.
От прокурора, участвовавшего в суде апелляционной инстанции, ФИО5 поступили возражения на кассационную жалобу, в которых она просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения, а апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 14 июня 2023 года в силе.
От представителя по доверенности министерства социального развития и труда Астраханской области ФИО6 поступили возражения на кассационную жалобу, в которых она просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения, а апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 14 июня 2023 года без изменения.
На судебное заседание в суд кассационной инстанции явились: прокурор Капитан-Дубровская Е.Н, которая полагала, что кассационную жалобу необходимо оставить без удовлетворения, а апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 14 июня 2023 года без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, на судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, выслушав прокурора, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 3 данной правовой нормы предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 1 января 2013 года, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, а материалами дела подтверждено, что Тарасова Т.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании распоряжения ГКУ Астраханской области "Межрайонный центр социальной поддержки населения Ахтубинского района и ЗАТО Знаменск" N 425 от 03.08.2012 года относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители - ФИО8 и ФИО9 лишены родительских прав на основании решения Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 3 данного распоряжения Тарасова Т.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по ЗАТО Знаменск и включена в список детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилое помещение за Тарасовой Т.В. не закреплено и в собственности отсутствует.
До признания Тарасовой Т.В. оставшейся без попечения родителей, она имела и имеет в настоящее время регистрацию по адресу: "адрес", где основным квартиросъемщиком была ее бабушка - ФИО10, умершая в 2008 году.
Согласно акту обследования данного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ сохранять право пользования данным жилым помещением за Тарасовой Т.В, оставшейся без попечения родителей, нецелесообразно. Центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроэнергия отсутствуют. Жилищно-бытовые условия в квартире не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
Распоряжением ГКУ Астраханской области "Межрайонный центр социальной поддержки населения Ахтубинского района и ЗАТО Знаменск" N от ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Т.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по ЗАТО Знаменск и включена в список детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Т.В. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, претендующих на получение жилого помещения по договору социального найма или социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения по ЗАТО Знаменск.
Распоряжением ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск" N от ДД.ММ.ГГГГ исключен пункт 3 в распоряжении ГКУ АО "Межрайонный центр социальной поддержки населения Ахтубинского района и ЗАТО Знаменск" N от ДД.ММ.ГГГГ, которое впоследствии на основании распоряжения этого же учреждения N от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Согласно распоряжению ГКУ Астраханской области "Межрайонный центр социальной поддержки населения Ахтубинского района и ЗАТО Знаменск" N от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт отсутствия невозможности проживания несовершеннолетней подопечной Тарасовой Т.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу ее регистрации: "адрес"
В тот же день, указанным учреждением издано распоряжение N N, которым признано утратившим силу распоряжение ГКУ АО "Межрайонный центр социальной поддержки населения Ахтубинского района и ЗАТО Знаменск" N от ДД.ММ.ГГГГ в целях приведения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, которое распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Учитывая изложенные обстоятельства, ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск" направило в адрес министерства социального развития и труда Астраханской области обращение о рассмотрении вопроса о восстановлении Тарасовой Т.В. в вышеуказанном списке.
В ответ на указанное обращение министерство социального развития и труда Астраханской области письмом N от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что действующим законодательством не предусмотрено понятия "восстановление в списке". В предоставленных документах личного дела Тарасовой Т.В. отсутствует заявление о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с чем, окончательное решение о включении (отказе во включении) Тарасовой Т.В. в названный список будет принято министерством в ходе рассмотрения необходимых документов и заявления установленной формы.
Полагая свои права нарушенными, Тарасова Т.В. обратилась с заявлением к прокурору г. Знаменск Астраханской области, а последний - в суд с иском, в котором просит обязать ответчика включить Тарасову Т.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, претендующих на получение жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты первичного выявления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку на момент принятия ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск" решения об исключении Тарасовой Т.В. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по ЗАТО г. Знаменск, и в настоящее время основания предоставления Тарасовой Т.В. жилого помещения не изменились: Тарасова Т.В. не является собственником жилого помещения, а также нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма.
Таким образом, требования истца суд первой инстанции признал обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции указал на ошибочность выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права без учета фактических обстоятельств дела.
Исходя из приведенных выше норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом N 159- ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области регулируются Законом Астраханской области от 11 февраля 2002 года N 6/2002-03 "О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Астраханской области".
Согласно подпунктам 1, 2 части 6 статьи 10 приведенного Закона Астраханской области жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда) об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
Таким уполномоченным органом на территории Астраханской области является Министерство социального развития и труда Астраханской области в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области N 449-П от 15 октября 2020 года.
Как было указано выше, Тарасова Т.В. с 2012 года признана оставшейся без попечения родителей, помещена в государственное учреждение, в 9-летнем возрасте поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Материалами дела также установлено, что опекуном Тарасовой Т.В. с 2014 года, является ФИО11 В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Тарасова Т.В. временно зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес" по месту жительства своего опекуна.
На момент постановки Тарасовой Т.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (ДД.ММ.ГГГГ) действовал Федеральный закон от 21 декабря 1995 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 21 ноября 2011 года), из содержания которого следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С 1 января 2013 года в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся порядка предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определено, что изменения, внесенные в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая, что механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей изменен, Тарасова Т.В. не обеспечена жилым помещением, опекуну Тарасовой Т.В. - ФИО11 по достижению ребенка 14 лет и в течение трех месяцев со дня достижения ею указанного возраста надлежало в интересах несовершеннолетней обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по действующему законодательству.
Между тем, по достижению Тарасовой Т.В. возраста 14 лет и до настоящего времени ни Тарасова Т.В, ни ее опекун ФИО11 не обращались с таким заявлением в уполномоченный орган.
При таких обстоятельствах, обращение прокурора ЗАТО г. Знаменск об обязании ответчика включить Тарасову Т.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителя, которые подлежат обеспечению жилыми помещения по Астраханской области, как и выводы суда первой инстанции об обоснованности заявленных исковых требований, в отсутствие решения уполномоченного органа о включении либо отказе во включении в вышеуказанный список, являются преждевременными.
По указанным основаниям, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новое решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит определение суда апелляционной инстанции законным и обоснованным.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что вступившим в законную силу решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 17 июня 2022 года удовлетворены исковые требования отдела по управлению жилищно-коммунальным хозяйствам администрации МО "Закрытое административно-территориальное образование Знаменк Астраханской области" к ФИО12 о признании утратившим право пользования жилым помещением по договору социального найма.
Из содержания указанного судебного акта следует, что истец изначально обратился с иском к ФИО12 и Тарасовой Т.В. (истцу по данному делу) и просил признать их утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес". Впоследствии от исковых требований в отношении Тарасовой Т.В. истец отказался, в связи с тем, что последняя, ссылаясь на факт нахождения под опекой, высказала намерение сохранить право пользования вышеуказанным жилым помещением.
Кроме этого, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет, указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих праве предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Учитывая, что Тарасова Т.В. не достигла 23-летнего возраста, она вправе реализовать свое право путем обращения с приложением всех необходимых документов в Центр социальной поддержки населения по месту жительства в целях рассмотрения вопроса о включении ее в список для предоставления жилого помещения.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства и переоценке обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанций в полном соответствии с правилами статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а поэтому не могут служить поводом к отмене судебного акта.
Иных доводов, влияющих на законность оспариваемого судебного акта, кассационная жалоба не содержит, правового значения для настоящего спора они не имеют.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебном постановлении, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
С учетом изложенного, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 14 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тарасовой Татьяны Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.