Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Парасотченко М.А, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению г. Севастополя "Центр занятости населения Севастополя" о признании действий незаконными, возложении обязанности осуществить определенные действия, компенсации морального вреда по кассационной жалобе ФИО1 на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 12.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 04.09.2023.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению г. Севастополя "Центр занятости населения Севастополя" (далее - ГКУ "ЦЗН г. Севастополя"), в котором просила о признании незаконным решения от 22.09.2022 N 2917/09 об отказе в направлении истца на профессиональное обучение и получение дополнительного образования по специальности артист балета, возложении обязанностей направить истца на профессиональное обучение, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда 200 000 руб, мотивируя исковые требования нарушением прав истца, как лица, находящегося на учете в качестве безработного, на получение дополнительного профессионального образования.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 12.04.2023 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 04.09.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что истец обратилась к ответчику и просила принять дополнительное решение по обучению в 2022 году, как гражданке, испытывающей трудности в поиске работы, на что не получила ответа, обучение не было предоставлено.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГКУ "ЦЗН г. Севастополя" с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
Приказом ГКУ "ЦЗН г. Севастополя" NД39/2001 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ей назначено и выплачивалось пособие по безработице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ГКУ "ЦЗН г. Севастополя" выдано ФИО1 46 направлений на работу и 14 Перечней 31-го варианта работы.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принимала участие в оплачиваемых общественных работах по профессии "виноградарь" в ООО "Агрофирма "Золотая балка", на основании приказа ГКУ г. Севастополя "Центр занятости населения Севастополя" NА24/2001 от ДД.ММ.ГГГГ ей выплачена материальная поддержка безработного в период участия в общественных работах.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получила дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации "Управление персоналом и современное кадровое делопроизводство (1С:ЗУП)" в АНО ДПО "МИУЦ АЛЬЯНС".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГКУ "ЦЗН г. Севастополя" с заявлением о направлении ее, как безработного гражданина, на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования по специальности "артист балета" в Краснодарское хореографическое училище.
Согласно ответу ГКУ "ЦЗН г. Севастополя" от 22.09.2022, направление ФИО1 на профессиональное обучение по профессии "артист балета" не предоставляется возможным, ввиду отсутствия данной профессии в Перечне приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан на 2022 год. Также, указано о том, что в 2021-2022 годах сведения о наличии свободных рабочих мест по профессии "артист балета" от работодателей города Севастополя в ГКУ "ЦЗН г. Севастополя" не поступали, что подтверждает факт невостребованности профессии "артист балета" на региональном рынке труда, в связи с чем, договоры с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению безработных граждан но программе "артист балета" ГКУ ЦЗН на 2022 год не заключались.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, исходя из отсутствия нарушений прав истца ФИО1 на профессиональное обучение по профессии "артист балета", по направлению органа службы занятости.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: гражданин не имеет квалификации; невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации; необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации; гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.
Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования безработными гражданами, женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами (пункту 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1).
Государственной программой города Севастополя "Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения в городе Севастополе" предусмотрены мероприятия по снижению напряженности на рынке труда города путем обеспечения целевой поддержки граждан, посредством организации оказания государственных услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Развитие трудового потенциала осуществляется, в том числе, на основе организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда.
Целями мероприятия являются получение гражданами профессии (специальности), востребованной на рынке труда, повышение конкурентоспособности на региональном рынке труда, расширение профессиональной компетенции, углубление профессиональной специализации трудоустройство по полученной профессии (специальности).
Приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя N 159 от 15.04.2022 утвержден Административный регламент по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности, согласно которому, основанием для начала административной процедуры по подбору и согласованию с гражданином профессии (специальности), по которой будет осуществляться прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования, является согласие гражданина на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования (п. 3.7.1).
Согласно п. 2.6.5 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется с использованием: перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, формирование и ведение которого осуществляется на основе данных анализа состояния рынка труда города Севастополя, в том числе сведений о заявленной работодателями потребности в работниках. Перечень приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан ежегодно, до 1 января следующего года, утверждается приказом директора ДТСЗН Севастополя; перечня образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с которыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заключены договоры о профессиональном обучении или дополнительном профессиональном образовании безработных граждан, содержащего сведения о наименованиях указанных организаций, программах профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, профессиях (специальностях), продолжительности обучения, виде обучения, сроке обучения, месторасположении, номерах контактных телефонов.
Приказом Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 23.12.2021 N 539 утвержден перечень приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан на 2022 год.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 12.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 04.09.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи М.А. Парасотченко
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.