Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лозовой Н.В, судей Кудрявцевой Е.Н, Мельникова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Улюмджиевой Раисы Борисовны к акционерному обществу "Газпром газораспределение Элиста" о признании действий по приостановлению подачи газа незаконными и устранении допущенных нарушений, по кассационной жалобе Улюмджиевой Раисы Борисовны, поданной представителем ФИО4, на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкии от 27 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 28 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В, выслушав пояснения представителя истца ФИО4, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Улюмджиева Р.Б. обратилась в суд с иском к акционерному обществу "Газпром газораспределение Элиста" о признании незаконными действий по приостановлению подачи газа в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"; обязании ответчика устранить нарушения ее прав путем приведения газоиспользующего оборудования в первоначальное рабочее состояние и возобновления газоснабжения.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкии от 27 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований Улюмджиевой Р.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 28 июня 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем истца ФИО4 ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных, постановленных с неправильным применением норм материального права; ссылаясь на обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд; на несогласие с оценкой судов представленных ею доказательств, подтверждающих обоснованность иска.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов гражданского дела следует, что Улюмджиева Р.Б. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
В 2014 году истцом отрезан стояк системы отопления, батареи отопления в квартире отключены от общей системы отопления, вместо демонтированной газовой колонки установлен двухконтурный котел отопления "Аристон" с открытой камерой сгорания, в результате чего в принадлежащем ей жилом помещении установлено индивидуальное автономное отопление с отключением от централизованного теплоснабжения.
В июле 2014 года и в последующем истец неоднократно обращалась в ОАО "Энергосервис" о перерасчете оплаты за отопление в связи с переходом на автономное отопление, в чем ей было отказано с разъяснением порядка оформления перехода на автономное отопление и представлением перечня документов, подтверждающих законность осуществленного переустройства квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ Улюмджиева Р.Б. обратилась в Инспекцию Государственного жилищного надзора Республики Калмыкия с жалобой на действия ОАО "Энергосервис" по отказу в предоставлении ей документа, подтверждающего законность переустройства.
В ходе проведенной Инспекцией государственного жилищного надзора Республики Калмыкия выездной проверки установлено, что собственником "адрес" многоквартирного "адрес" Улюмджиевой Р.Б. произведено самовольное переустройство жилого помещения без согласования с органами местного самоуправления, а именно: с южной стороны в зале стояк системы топления отрезан на высоте 2-3 см, трубы проведены в соседнюю квартиру, которая находится с восточной стороны; батареи отопления в кухне и зале отключены от общей системы отопления; в кухне установлен двухконтурный котел "Аристон" ECUS plus 24 с открытой камерой сгорания; дымоход котла выполнен из нержавеющей стали и выведен в общеподъездный дымоход; забор воздуха для работы котла производится из помещения кухни; котел подключен сильфонным газовым шлангом через тройник после узла учета газа "Гранд 1, 6"; объем помещения кухни примерно составляет 12, 5куб.м. В кухне имеется вентиляционный канал, дверь закрывается плотно, без подреза, окна кухни пластиковые; в кухне установлена ПГ 4 "HANSA".
Из информации, предоставленной АО "Газпром газораспределение Элиста" следует, что технические условия на подключение дополнительного газоиспользующего оборудования собственнику "адрес" многоквартирного "адрес" не выдавались, договор на обслуживание внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования у собственника отсутствует, техническая возможность установки дополнительного газового оборудования в вышеуказанной квартире отсутствует (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ)
По результатам проведенной проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Республики Калмыкия выдано предписание N от ДД.ММ.ГГГГ АО "Газпром газораспределение Элиста" об устранении допущенных нарушений.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ службой ВДГО ГГУ "Элистинский" произведено отключение газовой плиты и настенного энергозависимого котла путем опломбирования.
Ввиду самовольного снятия пломб с газового оборудования ДД.ММ.ГГГГ истцу было повторно отключено газовое оборудование в квартире путем срезки.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 539 Гражданского кодекса РФ, статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктов 32, 35, 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2018 года N 787, Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минрегиона Российской Федерации от 26 июня 2009 года N 23, пунктами 5.5.2, 5.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что замена газового оборудования и подключение его к сети газопотребления произведена истцом самовольно, без привлечения специализированной организации, при отсутствии какой-либо технической документации на переустройство, без согласования с органом местного самоуправления, в связи с чем у ответчика имелись основания для приостановления подачи газа в квартиру Улюмджиевой Р.Б, признав действия ответчика законными, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о необоснованности заявленных истцом исковых требований и об отказе в их удовлетворении.
Подпунктами "в", "д" пункта 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 предусмотрены случаи ограничения или приостановления исполнителем предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя, в том числе в случае выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения, а также получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания исполнительного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.
В силу пункта 78 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", исполнитель имеет право приостановить подачу газа без предварительного уведомления заказчика в случае проведенного с нарушением законодательства Российской Федерации переустройства внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, ведущего к нарушению безопасной работы этого оборудования, дымовых и вентиляционных каналов многоквартирного дома или домовладения.
Согласно пунктам 5.5.2, 5.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, предусмотрено, что монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями. Самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией.
Судами первой и апелляционной инстанций проверены доводы истца о незаконности действий АО "Газпром газораспределение Элиста", которые своего подтверждения не нашли, так как отключение квартиры истца от газоснабжения произведены с требованиями закона.
Кроме того, согласно части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
При этом отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ).
Частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущих изменение размера общего имущества многоквартирного дома. Надлежащим подтверждением согласия всех собственников на совершение таких действий является соответствующее решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Как установлено судом, многоквартирный жилой дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, подключен к централизованным системам инженерно-технического обеспечения, в том числе к системе теплоснабжения. Доказательств согласования переустройства жилого помещения с соблюдением требований законодательства с органом местного самоуправления; с согласия всех собственников на совершение таких действий, надлежащим подтверждением которого является соответствующее решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, истцом не представлено.
Суд кассационной инстанции оснований для иного толкования норм материального права, для иной оценки представленных сторонами доказательств не находит, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными и обоснованными.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что действия ответчика являются незаконными, так как прекращение подачи тепловой энергии в жилой дом без согласия гражданина, нарушает его права, является несостоятельной.
В данном случае ответчиком произведена приостановка подачи газа на основании предписания инспекции Государственного жилищного надзора Республики Калмыкия без предварительного уведомления истца Улюмджиевой Р.Б. (пункт 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354).
Доводы кассационной жалобы о том, что истец не присутствовала при проведении опломбирования газовой плиты и настенного котла, противоречат материалам дела.
Как видно из акта о приостановлении подачи газа и (или) отключении бытового газоиспользующего оборудования от ДД.ММ.ГГГГ отключение было проведено в присутствии Улюмджиевой Р.Б, отказавшейся от подписи в акте.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства были установлены судом первой и апелляционной инстанции, а нормы материального и процессуального права применены правильно, при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание выводов суда первой и апелляционной инстанции по существу спора, учитывается, что по смыслу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия, определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкии от 27 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 28 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Улюмджиевой Раисы Борисовны, поданную представителем ФИО4, - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Лозовая
Судьи Е.Н. Кудрявцева
В.А. Мельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.