Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лозовой Н.В, судей Кудрявцевой Е.Н, Мельникова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Валетова Ивана Викторовича к Министерству образования и науки Республики Калмыкия об обязании включить в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по кассационной жалобе Министра образования и науки Республики Калмыкия Ангировой Б.Б. на решение Элистинского городского суда Республика Калмыкия от 29 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 7 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Валетов И.В. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Калмыкия, в котором просит обязать включить его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Элистинского городского суда от 29 июня 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд на Министерство образования и науки Республики Калмыкия возложил обязанность восстановить Валетова И.В. в списке детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с даты постановки на учет 29 декабря 2004 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Валетова И.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 7 сентября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Министром образования и науки Республики Калмыкия Ангировой Б.Б. ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных, постановленных с неправильным применением норм материального права; ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворении исковых требований истца, так как он воспользовался своим правом на предоставление жилья как лицу из детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на несогласие с оценкой судов представленных доказательств, подтверждающих обоснованность возражений, приводя свою оценку событий.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Материалами дела установлено, что постановлением Главы Лаганского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N Валетов И.В. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ N Валетов И.В. исключен из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с обеспечением жилым помещением из специализированного жилфонда Республики Калмыкия по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ между Валетовым И.В. и Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия заключен договор найма жилого помещения (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) N, расположенного по адресу: "адрес", в связи с чем Валетов И.В. был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ N четырех-квартирный жилой дом, общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес" построенный и введенный в эксплуатацию в 2013 году по государственной программе для обеспечения жильем детей-сирот, признан аварийным и подлежащим сносу.
Основанием для признания дома аварийным послужили, в том числе преступные действия ФИО5, поскольку возглавляемая им подрядная организация Казенное предприятие Республики Калмыкия "Домостроительный комбинат" не в полном объеме выполнило строительные работы.
ДД.ММ.ГГГГ приговором Элистинского городского суда Республики Калмыкия ФИО5 признан винновым в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты", - мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, с использованием своего служебного положения, в крупном размере, с назначением наказания.
Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", на момент предоставления его Валетову И.В. по договору найма жилого помещения (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), не отвечало требованиям, предъявляемым санитарным и техническим нормам, не было пригодным для проживания, в связи с чем признано аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ Валетов И.В. обратился в Министерство образования и науки Республики Калмыкия с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что ранее предоставленное ему жилое помещение признано аварийным в 2013 году и его права не реализованы.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ N-л Министерство образования и науки Республики Калмыкия сообщило Валетову И.В. о невозможности включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что у него имеется в собственности жилое помещение, общая площадь которого соответствует учетной норме площади жилого помещения на территории его места жительства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с данным иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 101.1 Жилищного кодекса РФ, статей 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N 296-1V-3 "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений", статьи 2.1 Закона Республики Калмыкия от 26 декабря 2012 г..N 401-IV-3 "О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия", пунктом 4 Постановления Правительства Республики Калмыкия от 13 мая 2013 года N 222 "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, также лицам из их числа", Порядком организации работы по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 12 января 2022 года N 2, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что право истца на обеспечение жилым помещением, предусмотренное Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не реализовано и подлежит судебной защите, учитывая, что Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, уполномоченным органом исполнительной власти на момент передачи истцу жилого помещения не была исполнена обязанность по предоставлению истцу специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда жилых помещений, пригодного для проживания, пришел к выводу, с которым согласился суд
апелляционной инстанции, об обоснованности заявленных последним исковых треборваний и об их частичном удовлетворении.
Суд кассационной инстанции оснований для иного толкования норм материального права, для иной оценки представленных сторонами доказательств не находит, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными и обоснованными.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В пункте 10 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, указано, что предусмотренная законом обязанность по обеспечению детей - сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть признана исполненной надлежащим образом в случае предоставления жилых помещений, не отвечающих требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством.
Из заключения проведенной в рамках расследования уголовного дела в отношении директора казенного предприятия Республики Калмыкия "Домостроительный комбинат", судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что выполненные подрядной организацией Казенным предприятием Республики Калмыкия "Домостроительный комбинат" объемы и виды строительно-монтажных работ по объекту: "Одноэтажный, 4-х квартирный блокированный жилой дом по адресу: "адрес"" на дату проведения экспертизы не соответствуют объемам и видам строительных работ, указанных в актах о приемке выполненных работ по форме КС-2 от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N.
Тем самым некачественное выполнение подрядной организацией Казенным предприятием Республики Калмыкия "Домостроительный комбинат" работ по строительству жилого помещения для детей-сирот по заказу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия послужило основанием для признания дома аварийным.
Распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ N четырех-квартирный жилой дом, общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес", построенный и введенный в эксплуатацию в 2013 году по государственной программе для обеспечения жильем детей-сирот, признан аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия как уполномоченным органом исполнительной власти на момент передачи истцу жилого помещения предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению Валетову И.В. по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилого помещения, отвечающего требованиям законодательства и пригодного для проживания не исполнена, чем нарушены права последнего на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренное Федеральным законом.
Пунктом 4 Постановления Правительства Республики Калмыкия от 13 мая 2013 года N 222 "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, также лицам из их числа" предусмотрено, что специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со сводным списком подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - список), сформированным Министерством образования и науки Республики Калмыкия.
Поскольку Министерство образования и науки Республики Калмыкия в силу действующего правового регулирования является исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то предъявленные к ответчику требования истца в части включения его в указанный список являются обоснованными.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы о том, что в случае возложения на Министерство образования и науки Республики Калмыкия обязанности по включению Валетова И.В. в список будет нарушен предусмотренный законом порядок его формирования, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку суд первой инстанции исходил из необходимости восстановления жилищных прав истца как ребенка-сироты, состоявшего в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного фонда Республики Калмыкия.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец не обращался с заявлением о включении его в списки, судебная коллегия также считает необоснованными, так как опровергаются материалами гражданского дела.
Наличие у истца 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание выводов суда первой и апелляционной инстанции по существу спора, учитывается, что по смыслу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также повлиять на отмену судебных актов не могут, так как направлены на иное толкование норм материального права и переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республика Калмыкия от 29 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 7 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министра образования и науки Республики Калмыкия Ангировой Б.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Лозовая
Судьи Е.Н. Кудрявцева
В.А. Мельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.