дело N 2-2166/2023
8г-363/2024
УИД 61RS0024-01-2023-002112-02
г. Краснодар
25 января 2024 года
Резолютивная часть определения объявлена 25 января 2024 года.
Определение в полном объеме изготовлено 26 января 2024 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Дурневой С.Н, Яковлева А.М, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Истоминского сельского поселения Аксайского района Ростовской области на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 26 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 октября 2023 года по иску прокурора Аксайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Истоминского сельского поселения, третье лицо Управление коммунального и дорожного хозяйства администрации Аксайского района о понуждении выполнить работы, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации - прокурора Шаповаловой О.Ю, просившей в удовлетворении кассационной жалобы отказать, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Аксайского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Истоминского сельского поселения Аксайского района о понуждении выполнить работы.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения администрацией Истоминского сельского поселения установлено, что в нарушение п. 5.2.1, п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участке автомобильной дороги на всем протяжении по "адрес" имеется искажение поперечного профиля, просадки, выбоины.
На основании изложенного просил обязать администрацию Истоминского сельского поселения устранить искажение поперечного профиля, просадки, выбоины на участке автомобильной дороги на всем протяжении по ул "адрес"
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 26 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 октября 2023 года исковые требования прокурора Аксайского района удовлетворены.
Суд обязал администрацию Истоминского сельского поселения устранить искажение поперечного профиля, просадки, выбоины на участке автомобильной дороги на всем протяжении по "адрес"
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация Истоминского сельского поселения обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение и апелляционное определение отменить. Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что суды отказались от установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, не оценил доказательства в их совокупности и взаимной связи применительно к установленным обстоятельствам.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в результате проведенной проверки соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения администрацией Истоминского сельского поселения установлено, что в нарушение п. 5.2.1, п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участке автомобильной дороги на всем протяжении по "адрес" имеется искажение поперечного профиля, просадки, выбоины.
1 марта 2021 года между администрацией Истоминского сельского поселения и администрацией Аксайского района заключено соглашение N 4-Д/2023, согласно п. 1.1 которого администрация Аксайского района передает администрации Истоминского сельского поселения полномочия по вопросу организации в границах населенных пунктов Истоминского сельского поселения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (за исключением деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, о том что, в результате проведенной проверкой соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения администрацией Истоминского сельского поселения установлено что в нарушение п. 5.2.1, п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участке автомобильной дороги на всем протяжении по ул. Кирова (от ул. Степной до ул. Молодежной), по ул. Новая, ул. Политическая, по ул. Гагарина в х. Островский имеется искажение поперечного профиля, просадки, выбоины.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 6 ст. 3, п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения.
На основании статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона N 196 ФЗ установлена обязанность органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом положения ст. 21 Закона N 196-ФЗ предписывают органам местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, осуществлять мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Частью 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено право органов местного самоуправления муниципального района на основании соглашений с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, передавать им осуществление части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.
Согласно ст. 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятым Постановлением Росстандарта РФ от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса РФ одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы заявителя в суде апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Судами верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, приведенные сторонами спора доводы и возражения исследованы в полном объеме с указанием в обжалуемых судебных актов мотивов, по которым они были приняты или отклонены, выводы судов соответствуют установленным им фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
Вместе с тем, по смыслу пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" кассационный суд общей юрисдикции согласно части 3 статьи 390 ГПК РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 26 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 октября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи С.Н. Дурнева
А.М. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.