Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Гордеевой Ж.А, Лозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Абибулаева Османа Абдулловича на решение Судакского городского суда Республики Крым от 22.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01.08.2023 по гражданскому делу N 2-927/2022 по исковому заявлению Абибудаева Османа Абдулловича к администрации г. Судака Республики Крым, заместителю главы администрации г. Судака Республики Крым Ткаченко Дмитрию Николаевичу о признании незаконными действий, о понуждении к обеспечению жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абибулаев О.А. обратился в суд с иском к администрации г. Судака Республики Крым о признании незаконными действий администрации города Судака об отказе в предоставлении Абибулаеву О.А. жилья как жертве политических репрессий и возложении обязанности на администрацию города Судака обязанности предоставить жилье, понуждении как жертве политических репрессий, в обоснование, которого указал, что является реабилитированной жертвой политических репрессий, относящейся к категории детей, родившихся в спецпоселении родителей и утратившей жилое помещение в связи с репрессиями.
Протокольным определением от 25 октября 2022 года судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен заместитель главы администрации г. Судака Республики Крым - Ткаченко Д.Н..
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 22.11.2022, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 01.08.2023, в удовлетворении исковых требований Абибулаев О.А. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные, принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
На судебное заседание в суд кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Абибулаев О.А. обратился в администрацию г. Судака Республики Крым с заявлением о предоставлении жилого помещения за счет бюджетных средств в г. Судаке на основании статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 ноября 1991 года N 1761-1.
По результатам рассмотрения заявления, администрацией г. Судака Республики Крым 12 августа 2022 года принято решение об отказе в обеспечении его жилым помещением по тем основаниям, что он не признан в установленном законом порядке нуждающимся в жилых помещениях.
Абибулаев О.А. полагая такой отказ нарушающим его права, просил суд признать действия администрации г. Судака Республики Крым незаконными и возложить на названный орган обязанность по обеспечению его жилым помещением.
Согласно ст. 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Условиями, при наличии которых жилые помещения предоставляются гражданам по договорам социального найма, по общему правилу, являются: признание их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признание их малоимущими (статья 49 данного Кодекса). При этом малоимущими считаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Правовое регулирование некоторых вопросов в области жилищных отношений в части обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, жилыми помещениями определено Законом Республики Крым от 6 июля 2015 года N 130-ЗРК/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым".
Согласно статье 3 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 года N 130-ЗРК/2015 жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются: 1) граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным главой 3 данного Закона; 2) иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Крым категории граждан признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Крым основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
На основании пункта "в" статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" ДД.ММ.ГГГГ Абибулаев О.А. реабилитирован, как находившийся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями в ссылке, высылке на спец-поселении, признан подвергшейся политической репрессии, что подтверждается соответствующей справкой, выданной информационным центром Главного Управление внутренних дел Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ за N/з/от ДД.ММ.ГГГГ. Отец истца ФИО11 также реабилитирован на основании пункта "в" статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Управления внутренних дел Пермской области N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Абибулаев О.А. обратился в администрацию г. Судака Республики Крым с заявлением о предоставлении жилого помещения за счет бюджетных средств в г. Судаке на основании статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от ДД.ММ.ГГГГ N.
По результатам рассмотрения заявления, администрацией г. Судака Республики Крым 12 августа 2022 года принято решение об отказе в обеспечении его жилым помещением по тем основаниям, что он не признан в установленном законом порядке нуждающимся в жилых помещениях.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статьи 13 Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 611 "Об утверждении Порядка обеспечения жильем граждан из числа ранее депортированных", положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ, суд первой инстанции исходил из того, что истец на учете в администрации города Судака Республики Крым в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит и не состоял, с заявлением о постановке на жилищный учет в установленном законом порядке с приложением перечня необходимых документов, не обращался, решение уполномоченного органа об отказе в постановке истца на жилищный учет не принималось, возможность обеспечения жильем данной категории граждан в предложенном истцом порядке федеральным законом и законом Республики Крым не предусмотрена, в связи с чем, пришел к выводу, что ответчиком не было допущено каких-либо неправомерных действий, нарушающих жилищные права истца.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом согласился и не усмотрел оснований для отмены либо изменения судебного постановления, дополнительно указав на то, что правовое регулирование некоторых вопросов в области жилищных отношений в части обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, жилыми помещениями определено Законом Республики Крым от 6 июля 2015 года N 130-ЗРК/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым".
Согласно статье 3 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 года N 130-ЗРК/2015 жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются: 1) граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным главой 3 данного Закона; 2) иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Крым категории граждан признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Крым основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета (статья 4 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 года N 130-ЗРК/2015).
Статьей 5 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 года N 130-ЗРК/2015 предусмотрено, что принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется на основании заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Граждане, подающие заявления о принятии на учет, прилагают к ним документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления по договорам социального найма жилых помещений (далее - документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет), за исключением документов, получаемых по межведомственным запросам органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заявления о принятии на учет и документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, рассматриваются органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и всех необходимых документов.
По результатам рассмотрения заявлений о принятии на учет и документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и необходимых документов принимается одно из следующих решений: 1) решение о принятии одиноко проживающего гражданина или гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 2) решение об отказе в принятии одиноко проживающего гражданина или гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Орган местного самоуправления, в котором осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выдает или направляет гражданину, в отношении которого этим органом принято решение по результатам рассмотрения документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, заверенную копию принятого решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр заверенная копия принятого решения направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан гражданином, подавшим заявление о принятии на учет.
В целях определения механизма обеспечения жильем депортированных (репрессированных) по национальному признаку граждан, нуждающихся в жилых помещениях, построенным или приобретенным за счет средств бюджета Республики Крым и федерального бюджета, постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года за N 611 утвержден Порядок обеспечения жильем граждан из числа ранее депортированных.
Обеспечение жильем граждан реализуется путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма согласно контрольному списку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ранее депортированных.
Списки, заверенные в установленном порядке, подаются органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым ежеквартально до второго числа месяца, следующего за отчетным периодом.
С учетом вышеизложенного, доказательств обращения истца с заявлением о постановке на жилищный учет в установленном законом порядке с приложением перечня необходимых документов, материалы дела не содержат, доказательств обратного суду не представлено.
Довод кассационной жалобы о возможности получения истцом названной меры социальной поддержки без постановки на жилищный учет в установленном законом порядке, судебная коллегия отклоняет, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона, регулирующего спорные отношения сторон. Оснований для признания их не правильными судебная коллегия не усматривает и в кассационной жалобе заявителем не приведено.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили соответствующую правовую оценку.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 22.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01.08.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Абибудаева Османа Абдулловича без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.