Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Романовой М.А, судей Миллер М.В, Супруна А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО "Группа Ренессанс Страхование" о взыскании неустойки, по кассационной жалобе АО "Группа Ренессанс Страхование" на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Романовой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к А О "Группа Ренессанс Страхование" о взыскании неустойки, в котором просила взыскать с ответчика за период с 15 апреля 2021 года по 10 ноября 2021 года неустойку в размере 390 212, 22 рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 апреля 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд взыскал с АО "Группа Ренессанс Страхование" в пользу ФИО1 сумму неустойки в размере 200 000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Кроме того, суд взыскал с АО "Группа Ренессанс Страхование" расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 200 рублей в соответствующий бюджет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 июля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО "Группа Ренессанс Страхование" ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных. Основаниями для отмены указывает существенные нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что истцом пропущен срок для обращения в суд с требованиями к финансовой организации, т.к. срок исковой давности, начавшийся 20 февраля 2019 года истек 20 февраля 2022 года. Ошибочный вывод судов, что истцом не пропущен срок исковой данности, привел к принятию неверных судебных актов и является основанием для их отмены.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Стороны надлежащим образом извещены судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. При этом информация о движении дела размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, кассационный суд счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21 января 2019 года произошло ДТП с участием двух транспортных средств, в результате которого автомобилю истца были причинены механические повреждения.
По факту страхового случая в АО "Группа Ренессанс Страхование" истцом было подано заявление о страховой выплате.
18 февраля 2019 года было выплачено страховое возмещение в размере 148 573, 03 рублей.
18 апреля 2019 года А О "Группа Ренессанс Страхование" в ответ на претензию истца произвел доплату в размере 21 780, 48 рублей.
15 апреля 2021 года в адрес ответчика было направлено заявление с требованием доплаты страхового возмещения.
Решением Финансового уполномоченного от 13 октября 2021 года было вынесено решение об удовлетворении требований потребителя в размере 205 651, 49 рублей.
10 ноября 2021 года АО "Группа Ренессанс Страхование" произвело доплату страхового возмещения в размере 205 651, 49 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08 ноября 2022 года N 31 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", удовлетворяя исковое заявление в части, пришел к выводу, что просрочка исполнения обязательств АО "Группа Ренессанс Страхование" перед истцом образовалась за период с 15 апреля 2021 года по 10 ноября 2021 года, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, снизил размер неустойки до 200 000 руб..
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции по мотивам, подробно изложенным в апелляционном определении, оставил решение суда без изменения, апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения, дополнительно указав, что доводы жалобы о пропуске истцом срока исковой давности, основаны на неправильном трактовании норм права.
Так, по мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае срок исковой давности по заявленному истцом требованию исчисляется с момента вынесения Уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций решения о выплате страхового возмещения, и, вопреки утверждению ответчика, не пропущен истцом.
Оснований для дополнительного снижения неустойки суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов, поскольку они мотивированы, постановлены на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, при правильном применении правовых норм, процессуальных нарушений, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах, по существу сводятся к иной оценке доказательств, которая не может быть осуществлена на стадии кассационного рассмотрения настоящего дела, так как в силу требований процессуального закона суд кассационной инстанции при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, переоценивать доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, и устанавливать обстоятельства, отличные от тех, на которых основаны изложенные в судебном решении выводы.
Вопросы относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешаются судами первой и апелляционной инстанций, и не входят в круг вопросов, рассмотрение которых относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Несогласие кассатора с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Разрешая спор, суды верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценили по правилам статьи 67 и части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Группа Ренессанс Страхование" - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Романова
Судьи М.В. Миллер
А.В. Супрун
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.