Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К, судей Грибанова Ю.Ю, Ивановой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Ялты Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ялта Республики Крым, ООО "Интер-Шельф" о признании решения незаконным, признании недействительным и отмене государственного акта на право постоянного пользования земельным участком
по кассационной жалобе третьего лица ФИО10 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К, выслушав мнения ФИО11 и старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономаревой П.Г, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ООО "Интер-Шельф" по доверенности ФИО12 возражавшего против удовлетворения требований кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Ялта Республики Крым обратился в суд с иском в интересам неопределенного круга лиц к администрации города Ялта Республики Крым, ООО "Интер-Шельф" о признании незаконным решения Массандровского поселкового Совета народных депутатов от 16 июня 1998 года N 122 о прекращении права пользования земельным участком площадью 1, 0189 га фирме "Регион-Инвест" и предоставлении его ООО "Интер-Шельф" для строительства станции техобслуживания в пгт. Никита в районе "Геомодели"; признании недействительным и отмене государственного акта на право постоянного пользования землей серия КМ N 20, зарегистрированного в книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей 15 октября 1998 года за N 6 на земельный участок площадью 10 189 кв. м, для строительства станции сервисного технического транспортного обслуживания.
В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Ялты по обращению ФИО13 проведена проверка исполнения требований земельного и градостроительного законодательства на территории муниципального образования городской округ Ялта, в ходе которой установлено, что на основании решения Массандровского поселкового совета народных депутатов от 16 июня 1998 года N 122 ООО "Интер-Шельф" выдан государственный акт на право пользования землей серии КМ N 20, зарегистрированный в книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей 15 сентября 1998 года за N 6 на земельный участок площадью 10189 кв. м, для строительства станции сервисного технического транспортного обслуживания. Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет согласно законодательству Российской Федерации с присвоением кадастрового номера N. Решение Массандровского поселкового Совета народных депутатов от 16 июня 1998 года N 122 принято в нарушение статей 38-39, 83 Земельного кодекса Украины, части 8 статьи 1, 12 Закона Украины "О планировании и застройке территорий", частей 1, 5, 6 статьи 17 Закона Украины "Об основах градостроительства", поскольку земельный участок сформирован на землях общего пользования, проигнорирован режим застройки участка, не предполагавший строительство на нем капитальных объектов, допущено нецелевое использование земель. Ввиду чего, право собственности на этот земельный участок подлежит прекращению путем признания недействительным и отмене правоустанавливающего документа на это имущество.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 апреля 2023 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 июля 2023 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 апреля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе третье лицо ФИО14. просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение, указывая в обоснование на то, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, нарушают права государства в лице Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в том числе жителей поселка и ФИО15 Судебная экспертиза и установленные обстоятельства дела полностью подтверждают требования прокурора о том, что спорный участок сформирован из земель общего пользования, при выдаче решения о предоставлении земельного участка и государственного акта были нарушены положения части 4 статьи 83 Земельного кодекса Украины. Оспариваемые истцом решение и государственный акт нарушают требования закона, поскольку приняты без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому участки расположены на землях общего пользования, в функциональной зоне особо охраняемых природоохранных территорий.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (4kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы с учетом дополнений к ней, возражения ООО "Интер-Шельф", отзыв прокуратуры, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО16 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Массандра, пгт. Никита в районе "Геомодель Крыма", площадью 420+/-7 кв. м; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Массандра, пгт. Никита в районе "Геомодель Крыма", площадью 420+/- 7 кв. м; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Массандра, пгт. Никита в районе "Геомодель Крыма", площадью 434+/- 7 кв. м; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Республика "адрес", площадью 466+/- 8 кв. м; жилого дома с кадастровым номером 90:25:060401:277, расположенного по адресу: "адрес"
Постановлением администрации города Ялта Республики Крым N 3607-п от 12 августа 2022 года Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым постановлено принять и включить в состав муниципальной казны МО ГО Ялта РК дорогу, протяженностью 245 м, расположенную по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита, ведущую от Южнобережного шоссе вдоль земельных участков в тупик. Указанная дорога находится на балансе и обслуживании МБУ "ДЭУ" МОГО Ялта РК на основании акта 15 августа 2022 года. Проезд/проход к домовладениям жилого массива в районе "Геомодель Крыма" проходит через территорию АЗС "АТАН".
Согласно ответу Отдела надзорной деятельности по г. Ялта МЧС России от 23 июля 2020 года N К-45 в ходе проведения выездной проверки по адресу: "адрес", подтвердился факт перекрытия забором, установленным ООО "Интер- Шельф", доступа к пожарному гидранту.
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью 2 439 194 +/- 547 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, является собственностью Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью 221 106 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, является собственностью Республики Крым.
В адрес прокурора города Ялта поступило обращение ФГБУН "Ордена трудового красного знамени Никитский ботанический сад - национальный научный центр РАН" от 14 декабря 2021 года N 05-1396 из которого следует, что в соответствии с распоряжением МТУ Росимущества 83-у от 10 марта 2020 года ФГБУН "Ордена трудового красного знамени Никитский ботанический сад - национальный научный центр РАН" приняты меры по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером N. По результатам проведения кадастровых работ, обращения в Государственный комитет по государственной регистрации Республики Крым заявителю стало известно о наложении границ земельного участка с кадастровым номером N на спорный земельный участок с кадастровым номером N.
Земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита (спорный земельный участок) поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер ? N. Правообладатель не зарегистрирован.
На данном земельном участке с кадастровым номером N находится нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 224 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", собственником которого является ООО "Интер-Шельф".
Как следует из материалов гражданского дела, решением исполнительного комитета Массандровского поселкового совета народных депутатов от 18 марта 1992 года N 23 разрешено ООО "Массандра-интур- сервис" производство проектно-изыскательских работ и строительство станции технического обслуживания на земельном участке ориентировочной площадью 0, 7 га.
Исполнительным комитетом Массандровского поселкового совета народных депутатов от 28 декабря 1994 года N 200 фирме "Регион-Инвест", в связи с ликвидацией ООО "Массандра-Интур-сервис" в постоянное пользование предоставлен земельный участок площадью 1, 0189 га для строительства станции сервисного технического транспортного обслуживания в районе Геомодели; разрешено фирме "Регион-Инвест" производство проектно-изыскательских работ на земельном участке площадью 1, 0189 га и строительство станции сервисного транспортного обслуживания в пгт. Никита.
Решением исполнительного комитета Массандровского поселкового совета народных депутатов от 16 июня 1998 года N 122 прекращено право пользования земельным участком, площадью 1, 0189 га фирме ООО "Регион- Инвест". Предоставлен ООО "Интер-Шельф" в постоянное пользование земельный участок площадью 1, 0189 га для строительства станции сервисного технического обслуживания в пгт. Никита в районе Геомодели.
На основании указанного решение ООО "Интер-Шельф" выдан государственный акт на право пользования землей серии КМ N 20, зарегистрированный в книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей 15 сентября 1998 года за N 6 на земельный участок площадью 1, 0189 га, для строительства станции сервисного технического транспортного обслуживания.
Судами установлено, что 17 марта 2002 года Исполнительным комитетом Ялтинского городского совета принято решение N 92(1), которым разрешено ООО "Интер-Шельф" производство проектно-изыскательских работ по комплексу обслуживания автомобилей у "Геомодели" пгт. Никита в г. Ялта.
11 октября 2004 года ООО "Интер-Шельф" выдано разрешение на выполнение строительных работ N 49-г/10-04 по строительству объекта "Комплекс по обслуживанию автомобилей у "Геомодели" пос. Никита г. Ялта" - 1 очередь в соответствии с утвержденной и зарегистрированной проектной документацией.
В 2005 году ДП ОАО "Крымстрой" ПИК ТИ "Крымский Строй проект" подготовлена исполнительная документация по "Проекту комплекса по обслуживанию автомобилей у "Геомодели" пос. Никита г. Ялта, 1 очередь строительства АЗС. Генплан и благоустройство" АР.
Решением Исполнительного комитета Массандровского поселкового совета N 84 от 17 мая 2006 года утвержден акт государственной технической комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта "Комплекс по обслуживанию автомобилей у "Геомодели" - 1-я очередь "АЗС" по адресу: "адрес" принято решение об оформлении права собственности ООО "Интер-Шельф" на вышеуказанный комплекс в составе: лит. А операторская, общей площадью 62, 10 кв. м; лит. Б навес, общей площадью 152 кв. м, состав помещений: 1-1 зал площадью 47, 30 кв. м, 1-2 кладовая площадью 2, 80 кв. м, 1-3 умывальник площадью 2, 10 кв. м, 1-4 туалет для персонала площадью 1, 30 кв. м, 1-5 душ площадью 1, 90 кв. м, 1-6 умывальник площадью 6, 70 кв. м; лит. В навес общей площадью 60, 50 кв. м. Регистрация права собственности произведена 23 мая 2006 года.
1 октября 2015 года между ООО "Интер-Шельф" и ООО "Кедр" заключен договор аренды АЗС по адресу: "адрес"
Из ответа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 25 июня 2021 года N 18323/1 на обращение ФИО17 следует, что сотрудниками Министерства в ходе проведения рейдового осмотра территории земельного участка с кадастровым номером N установлено, что на земельном участке расположена автозаправочная станция "АТАН". В южной своей части земельный участок попадает в зону с особыми условиями использования территории ? Ботанический сад регионального значения Республики Крым "Никитский ботанический сад", на котором произрастает естественная растительность, какая-либо застройка отсутствует, хозяйственная деятельность не осуществляется, нарушения специального режима охраны не установлены.
Постановлением администрации города Ялта Республики Крым от 30 марта 2021 года N 731-п отказано ООО "Интер-Шельф" в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита с кадастровым номером N, в связи с расположением земельного участка в нескольких территориальных зонах (пункт 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также использованием земельного участка не по целевому назначению.
18 мая 2021 года должностными лицами департамента муниципального контроля Администрации города Ялта Республики Крым составлен акт осмотра территории N 1415 из которого следует, что в ходе обследования фактического использования земельного участка с кадастровым номером N установлено, что на земельном участке размещена автозаправочная станция, здание операторной, в которой также размещен пункт общественного питания, технологический навес, некапитальные боксы автомойки и шиномонтажа, а также нестационарный торговый объект по реализации пищевой продукции, через земельный участок проходят сквозные проезды и проходы. ООО "Интер-Шельф", являющийся владельцем автозаправочной станции, без разрешительной документации уложен тротуар-мощение около 46 погонных метров с кромкой бордюра высотой 0, 50 - 0, 70 м по границам земельного участка с восточной стороны, что является нарушением п. 10.1.28 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Через земельный участок проходит автомобильная дорога общего пользования.
22 февраля 2022 года в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым поступило заявление директора ООО "Интер-Шельф" Шепетюк Н.И. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с разделом земельного участка.
Постановлением администрации города Ялта Республики Крым от 17 марта 2022 года N 779-п "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита" утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных путем раздела земельного участка, с кадастровым номером N площадью 10189 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита с категорией земель "Земли населенных пунктов" и видом разрешенного использования - "Обслуживание автотранспорта (код 4.9)": земельный участок ЗУ 2 площадью 1 162 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита в территориальной зоне научно-исследовательской деятельности (ТЗ-08-18) с категорией земель - "Земли населенных пунктов" и видов разрешенного использования "Обслуживание автотранспорта (код 4.9)"; земельный участок ЗУ 3 площадью 2 765 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита в территориальной зоне транспортной инфраструктуры (ТЗ-14-111) с категорией земель - "Земли населенных пунктов" и видов разрешенного использования "Обслуживание автотранспорта (код 4.9)"; земельный участок ЗУ 4 площадью 327 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита в территориальной зоне транспортной инфраструктуры (ТЗ-14-68) с категорией земель - "Земли населенных пунктов" и видов разрешенного использования - "Обслуживание автотранспорта (код 4.9)". Исходный земельный участок с кадастровым номером N, площадью 5 935 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита с категорией земель - "Земли населенных пунктов" и видов разрешенного использования - "Обслуживание автотранспорта (код 4.9)" сохранен в измененных границах.
На ООО "Интер-Шельф" возложена обязанность соблюдать зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым от 8 ноября 2017 года N 582, ЗОУИТ 90:25-6.352, ЗОУИТ 90:25-6.36 (частично), охраняемого природного ландшафта, санитарно-защитной зоны, санитарный разрыв (санитарной полосы отчуждения).
На основании указанного постановления органа местного самоуправления, изменена площадь земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5 935 кв. м, а также 7 апреля 2022 года поставлены на кадастровый учет: земельный участок, площадью 327 +/- 6 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита с кадастровым номером N, правообладатель - муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым; земельный участок, площадью 2765 +/- 18 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита с кадастровым номером N, правообладатель - муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым; земельный участок, площадью 1162 +/- 12 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита с кадастровым номером N, правообладатель - муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции была назначена комплексная судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ООО "Институт экологии, землеустройства и проектирования", представившему заключение N 47, согласно выводам которого вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - размещение объектов дорожного сервиса, не соответствует функциональным зонам, содержащимся в действующей градостроительной документации на территории муниципального образования городской округ Ялта (Генеральный план МОГО Ялта 2018 года), - земельный участок расположен частично в потенциальной зоне транспортной инфраструктуры, а частично в зоне земель общего пользования.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - обслуживание автотранспорта, не соответствует функциональной зоне, содержащейся в действующей градостроительной документации на территории муниципального образования городской округ Ялта (Генеральный план МОГО Ялта 2018 года), - зона земель общего пользования.
Вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N, N- обслуживание автотранспорта, не соответствует функциональным зонам, содержащимся в действующей градостроительной документации на территории муниципального образования городской округ Ялта (Генеральный план МОГО Ялта 2018 года), - земельный участок расположен частично в потенциальной зоне транспортной инфраструктуры, а частично в зоне земель общего пользования.
Размещение земельного участка с кадастровым номером N, предназначенного для обслуживания автотранспорта, частично в границах земель общего пользования, потенциальной зоне транспортной инфраструктуры, соответствует требованиям действующего законодательства. Размещение земельного участка с кадастровым номером N, предназначенного для размещения объектов дорожного сервиса, в территориальной зоне ТЗ-14-68, в границах архитектурно-планировочной и санитарно-защитной зон, не противоречит требованиям действующей градостроительной документации (Правила землепользования и застройки МОГО Ялта). Режим зоны охраняемого природного ландшафта распространяется только на юго-восточную часть данного земельного участка, которая фактически занята зелеными насаждениями, какие-либо строения в границах данной зоны отсутствуют, что соответствует предъявляемым градостроительным требованиям.
Размещение земельного участка с кадастровым номером N, предназначенного для обслуживания автотранспорта, в границах земель общего пользования (полоса отвода дороги - Южнобережное шоссе), соответствует требованиям действующего законодательства. Размещение земельного участка с кадастровым номером N в территориальной зоне 13-14-111, в границах архитектурно-планировочной и санитарно-защитной зон, не противоречит требованиям действующей градостроительной документации (Правила землепользования и застройки МОГО Ялта).
Размещение земельных участков с кадастровыми номерами N, N предназначенных для обслуживания автотранспорта, частично в границах земель общего пользования, потенциальной зоне транспортной инфраструктуры, соответствует требованиям действующего законодательства. Размещение земельных участков с кадастровыми номерами N, N в территориальных зонах 13-14-68 и 13-14-111, в границах архитектурно-планировочной и санитарно-защитной зон, не противоречит требованиям действующей градостроительной документации (Правила землепользования и застройки МОГО Ялта). Режим зоны охраняемого природного ландшафта распространяется на часть земельного участка с кадастровым номером N которая фактически занята зелеными насаждениями, какие-либо строения в границах данной зоны отсутствуют, что соответствует предъявляемым градостроительным требованиям. Размещение земельного участка с кадастровым номером N предназначенного для обслуживания автотранспорта в границах территории особо охраняемого природного объекта - Никитский ботанический сад, в частности размещение на данной территории трансформаторной подстанции, не соответствует требованиям действующей градостроительной документации.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N (до его раздела) ? не соответствовал градостроительной документации, действующей на время его предоставления (Генеральный план населенного пункта 1993 года), В связи с тем, что на исследование эксперту не предоставлена первичная техническая документация, на основании которой сформированы границы земельного участка площадью 1, 0189 га, переданного в пользование ООО "Интер-Шельф", установить соответствуют ли границы земельного участка с кадастровым номером N (до его раздела), первичным документам на земельный участок - не представляется возможным.
В связи с тем, что на исследование эксперту не предоставлена первичная техническая документация, на основании которой сформированы границы земельного участка площадью 1, 0189 га, переданного в пользование ООО "Интер-Шельф", установить налагаются ли границы земельного участка (предусмотренные первичными документами) на смежные земельные участки - не предоставляется возможным.
Наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами N (после раздела), N, N, N образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N (согласно сведениям о координатах граничных точек в ЕГРН), на смежные земельные участки - отсутствует.
Земельные участки с кадастровыми номерами N (после радела), N N, N налагаются на земли общего пользования (выводы сделаны на основании градостроительной документации - Генеральный план населенного пункта), в частности: в границах земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N - частично расположена полоса отвода дороги регионального значения "Южнобережное шоссе", в границах земельных участков с кадастровыми номерами N (после раздела), N, N частично расположен проезд общего пользования местного значения.
Земельные участки под дорогой регионального значения Южнобережное шоссе под проездом общего пользования местного значения не сформированы, таким образом не предоставляется возможным указать кадастровые номера данных участков.
В границах земельного участка с кадастровым номером N расположены следующие объекты: площадка, покрытая мощением (тротуар), протяженностью 46, 30 м, шириной - 1, 00-1, 10 м, высотой- 0, 20-0, 70 м, площадью застройки ? 47, 30 кв. м; часть ограждения (металлическое ограждение на бетонном основании) шириной 0, 20 м, площадью застройки 0, 60 кв. м; часть проезда общего пользования площадью 90, 20 кв. м с грунтовой обочиной, фактически используемой для парковки транспортных средств.
В границах земельного участка с кадастровым номером N частично расположена трансформаторная подстанция, площадь застройки составляет 8, 50 кв. м, ЛОС.
В границах земельного участка с кадастровым номером N расположены следующие объекты: некапитальное металлическое строение вспомогательного назначения площадью застройки 25, 80 кв. м, информационная стела площадью застройки 7, 00 кв. м, часть металлического навеса лит. Б с колонками N 1, 2 и часть навеса лит. В, площадью застройки 166, 90 кв. м, зарядная колонка для автомобилей, две зоны для стоянки транспортных средств, остановка общественного транспорта площадью 33, 60 кв. м, подпорная стена протяженностью 49, 40 м, металлические ограждения ориентировочной общей протяженностью 40 м, металлические ворота, металлическая калитка, часть стены из шлакоблока протяженностью 4, 50 м, асфальтированные проезды, тротуар с плиточным покрытием площадью 15, 20 кв. м.
В границах земельного участка с кадастровым номером N (после его раздела) расположены следующие объекты: металлические навесы лит. Б и лит. В с колонками NN 3-12 общей площадью застройки 383, 50 кв. м, строение операторской лит. А площадью застройки 305 кв. м, ГРП, металлическое некапитальное строение туалета площадью застройки 20, 20 кв. м, территория площадью 199, 80 кв. м, занимаемая подземными резервуарами для хранения топлива, некапитальное металлическое строение боксового типа, предназначенное для ремонта и мойки автомобилей площадью застройки 152, 60 кв. м, металлические некапитальные строения вспомогательного использования площадью застройки 20, 10 кв. м, 6, 30 кв. м, 14, 00 кв. м, 17, 20 кв. м, 41, 70 кв. м, 9, 70 кв. м и 16, 50 кв. м, металлический навес площадью застройки 21, 80 кв. м, металлические ограждения общей протяженностью 186, 20 кв. м с тремя металлическими калитками и металлическими воротами, бутовые подпорные стены общей протяженностью 109, 40 м, часть стены из шлакоблока протяженностью 6, 30 м с воротами из металлопрофиля, комплекс из двух капитальных лестниц и площадки для отдыха с плиточным покрытием общей площадью застройки 58 60 кв. м, асфальтированные проезды, тротуары с плиточным покрытием площадью 105 кв. м, 255 кв. м и 26 кв. м, зона стоянки транспортных средств. На одном из тротуаров установлен нестационарный объект общественного питания.
Единственным объектом, соответствующим понятию объекта недвижимого имущества с технической точки зрения, расположенным в границах земельного участка с кадастровым номером N (после его раздела), является строение операторской - лит. А. Остальные строения, а также сооружения навесов и некапитальных ограждений и их элементов, расположенные в границах исследуемых земельных участков, образованных после раздела земельного участка с кадастровым номером N, являются некапитальными строениями и сооружениями, не имеют прочной связи с землей, для них отсутствуют правоустанавливающие документы для объектов недвижимого имущества, вследствие чего они не отвечают требованиям, предъявляемым к объектам недвижимого имущества.
Все вышеуказанные объекты фактически расположены в границах земельных участков с кадастровым номером N (после его раздела), N, N, N, которые образованы в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером N (до раздела) площадью 10 189 кв. м.
Данные объекты соответствуют видам разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером N (после его раздела), N, N, N на дату проведения исследования.
Земельные участки с кадастровым номером N (после раздела), N по внешнему контуру (по границе земельного участка с кадастровым номером N в границах участка до раздела согласно государственному акту), по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита - ограждены. Вдоль восточной границы земельного участка с кадастровым номером N выполнено устройство бордюра вдоль площадки с мощением.
Земельный участок с кадастровым номером N частично огорожен в северо-западной части металлическим ограждением.
Указанное ограждение не препятствует проходу, проезду на земельные участки с кадастровым номером N N, N N.
В восточной части земельного участка с кадастровым номером N расположена площадка, покрытая мощением (тротуар) протяженностью 46, 30 м, шириной - 1, 00-1, 10 м, площадью застройки - 47, 30 кв. м, площадка имеет плиточное покрытие, отделена с востока бордюрным камнем высотой 0, 20 м по отношению к уровню тротуара - 0, 50 м по отношению к уровню участка. Данный объект не является ограждением, однако является препятствием для проезда. В связи с устройством вышеуказанной площадки, которая фактически разрывает существующий грунтовый проезд к земельным участкам с кадастровым номером N и N и асфальтированный проезд общего пользования, запроектированный с запада подъезд и проход к данным земельным участкам фактически невозможен. Проход и проезд к земельному участку с кадастровым номером N, фактически возможен только через земельный участок с кадастровым номером N, учитывая препятствия для проезда и прохода к земельному участку с кадастровым номером N, проход и проезд к земельному участку с кадастровым номером N - фактически невозможен. Таким образом, организация подхода и подъезда к земельным участкам с кадастровым номером N, N, N возможна путем демонтажа части вышеуказанной площадки с мощением (тротуар). Также устройство данной площадки с мощением (тротуар) и парковки на прилегающей к нему территории земельного участка с кадастровым номером N привело к отсутствию возможности подъезда и прохода к одному из двух пожарных гидрантов, который расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Использование земельных участков с кадастровым номером N, N, N - для обслуживания автозаправочной станции, автомобильной парковки, объектов общественного питания, ведения иной коммерческой деятельности - возможно при условии реконструкции автозаправочной станции в части: удаления АЗС от остановки общественного транспорта с соблюдением минимального нормативного расстояния (см. исследовательскую часть); исключения из границ земельного участка остановки общественного транспорта; устройства подъезда к пожарному гидранту (устранение препятствий), расположенному в границах земельного участка с кадастровым номером N установления публичного сервитута на часть территории данных земельных участков, которая занята землями общего пользования (дорога местного значения, проход к остановке общественного транспорта).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился Верховный суд Республики Крым суд, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 11, 12, 195, 196, 200, 201 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 23, 92, 141 Земельного кодекса Украины, нормами Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", исходил из того, что истцом избран неверный способ защиты прав, пропущен срок исковой давности.
Кассационный суд соглашается с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций как основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определены способы защиты гражданских прав. При этом избранный истцом способ защиты в случае удовлетворения заявленных требований должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. При подаче иска истцу следует указать, какое его право нарушено, а также доказать, что нарушенное право, в защиту которого подан соответствующий иск, будет восстановлено избранным им способом защиты.
Заинтересованному лицу, обращающемуся за судебной защитой, предоставлено право решать по своему усмотрению вопрос о возбуждении гражданского дела, определять предмет иска и его основание, а также указать ответчика, в отношении которого предполагается, что он является субъектом спорного материального правоотношения.
В силу приведенных положений процессуального закона выбор способа защиты права, как и определение субъектного состава при подаче иска в суд относится к исключительным правомочиям истца, тогда как суд должен принимать решение только по заявленным истцом требованиям, которые рассматриваются и разрешаются по указанным истцом основаниям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Земельные участки, изъятые из оборота, перечислены в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков установлен пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
К таким земельным участкам отнесены, в том числе, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (подпункт 7). В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 данного кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельного кодекса Российской Федерации.
В период возникновения спорных отношений действовало законодательство Украины.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Земельного кодекса Украины, в редакции 2001 года, право постоянного пользования земельным участком ? это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока.
Право постоянного землепользования является бессрочным, в отличие от права аренды, и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным статьей 141 Земельного кодекса Украины, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно части 2 статьи 149 Земельного кодекса Украины изъятие земельных участков осуществляется с согласия землепользователей в случаях, предусмотренных законом, на компенсационных началах с определением полномочий органов, которые осуществляют такое изъятие, и ограничений, установленных статьей 151 Земельного кодекса Украины.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами при верном определении и применении норм материального права, действовавшего в период спорных правоотношений, достоверно установлено, что спорный земельный участок предоставлен компетентным органом в порядке, предусмотренном действующим на тот момент законодательством.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", согласно части 4 статьи 3 которого юридические лица, а также иностранные граждане или лица без гражданства, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В случае если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.
С целью унификации и стандартизации при разработке земельной и градостроительной документации, а также для регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым, в связи с изданием Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Постановлением Совета министров Республики Крым N 378 от 15 октября 2014 года утверждены Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, вместе с таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель.
В соответствии с Таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель ранее присвоенные виды функционального использования земельных участков для размещения стояночных мест, стоянок, автозаправочных станции (бензиновых, газовых), автомобильных моек, мастерских, предназначенных для ремонта автомобилей, зданий для организации общественного питания в качестве придорожного сервиса, магазинов сопутствующей торговли соответствуют видам разрешенного использования земельных участков с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4.
Администрацией города Ялта Республики Крым утверждены Правила землепользования и застройки Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым из которых следует, что спорный земельный участок включен в зону транспортной инфраструктуры (ТЗ-14-68 и ТЗ-14- 111). Указанной зоне присвоены основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, в том числе "автомобильный транспорт" (код 7.2), "объекты дорожного сервиса" (код 4.9.1).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие, с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской федерации).
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с позицией судов о том, что избранный истцом способ защиты права не приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса неопределенного круга лиц, в интересах которого обратился прокурор, а отмена акта, на основании которого спорный земельный участок предоставлен ответчику, не может рассматриваться как мера, позволяющая выдержать баланс интересов сторон, с учетом того, что рассмотрением дела, в том числе заключением эксперта, установлено, что функциональные зоны, в которых расположен первоначально спорный земельный участок на время его предоставления, в настоящее время частично изменены. Сам земельный участок разделен на четыре земельных участка, а, следовательно, имеет иную конфигурацию и площадь. Размещение образованных земельных участков, предназначенных для обслуживания автотранспорта, частично в границах земель общего пользования, потенциальной зоне транспортной инфраструктуры, соответствует требованиям действующего законодательства, а также действующим правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Спорный земельный участок находится в пользовании ответчика с 1998 года, предоставлялся непосредственно для строительства станции сервисного технического транспортного обслуживания, используется обществом, в том числе для осуществления предпринимательской деятельности.
Также коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о сохранении за истцом, иными заинтересованными лицами права на обращение в суд с самостоятельным иском об истребовании части земельного участка, занятого местами общего пользования, относящегося к особо охраняемым землям, равно как и с негаторным иском при доказанности препятствий в пользовании принадлежащим им объектом недвижимости.
Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска послужил пропуск срока исковой давности.
Судами обоснованно установлено, что прокурором пропущен срок исковой давности на обращение в суд, поскольку, несмотря на то, что прокурором не заявлены требования об истребовании земельного участка, однако земельный участок застроен, на нем находятся объекты, как относящиеся к недвижимому имуществу, так и нестационарные, капитальные объекты, то есть земельный участок выбыл из владения муниципального образования и неопределенного круга лиц. Нежилое здание, расположенное на спорном земельном участке поставлено на кадастровый учет, указан год постройки ? 2014. При этом прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц только в ноябре 2021 года.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права. Изложение заявителем своего представления о фактической стороне дела и толкования закона, несогласие с произведенной судебными инстанциями оценкой представленных в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств с точки зрения субъективного восприятия спора поводами для кассационного вмешательства не является.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяется кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 1, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.К. Фрид
Судьи Ю.Ю. Грибанов
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.