Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дурневой С.Н, судей Яковлева А.М, Макаровой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" на решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 августа 2023 года по гражданскому делу по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах к ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" об обязании исполнить обязательные требования законодательства, заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах обратился в суд с иском к ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" об обязании исполнить обязательные требования санитарно-эпидемиологического законодательства, указав, что ответчик, осуществляя деятельность по очистке, распределению питьевой воды населению Аксайского района с использованием комплекса водоподготовки очистных сооружений полного цикла расположенных на территории "адрес", неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, в связи с превышением в питьевой воде перед поступлением в распределительную сеть предельно-допустимых концентраций хлорорганических веществ, которые образуются в питьевой воде в результате обеззараживания воды хлорсодержащими реагентами, и в исходной воде водоисточников отсутствуют.
В 2022 году по результатам социально-гигиенического мониторинга, в соответствии с утвержденной программой наблюдения объектов окружающей среды, филиалом БУЗ "ЦГиЭ" в г. Ростове-на-Дону были проведены санитарно-гигиенические экспертизы качества питьевой воды, отобранной из НС-2 ОСВ "Верхнеподпольный", в результате чего установлено, что качество воды не соответствует нормативным показателям. Неисполнение ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" обязательных требований санитарного законодательства нарушает права граждан на охрану здоровья благоприятную среду обитания. Бездействие ответчика ставит под угрозу жизнь и здоровье населения Аксайского района, использующего питьевую воду из водопроводной сети. Кроме того, ответчик не исполняет в полном объеме обязанность по проведению производственного лабораторного контроля за качеством воды в соответствии с утвержденной программой производственного контроля, а именно за содержанием хлорорганических соединений.
Просил суд обязать ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" исполнить обязательные требования законодательства, а именно: обеспечить подачу населению питьевой воды, на выходе из ОСВ "Верхнеподпольный" Аксайского района Ростовской области, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека среды обитания", обеспечить проведение производственного лабораторного контроля за качеством воды в полном объеме в соответствии с утвержденной программой производственного контроля, в том числе за содержанием хлорорганических соединений.
Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 августа 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения ввиду нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов установленным обстоятельствам дела. Кассатор выражает несогласие с выводами судов и произведенной оценкой доказательств.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, ГУП РО "УРСВ" осуществляет водоснабжение, подаваемое абонентам с использованием централизованной системы водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях.
Также, ГУП РО "УРСВ" осуществляет деятельность по очистке, распределению питьевой воды населению Аксайского района с использованием комплекса водоподготовки очистных сооружений полного цикла, расположенных на территории ст. Мишкинской Аксайского района "ОСВ Мишкино" - осуществляет подачу питьевой воды Мишкинскому сельскому поселению Аксайского района и на территории х. Верхнеподпольный "ОСВ Верхнеподпольный" - осуществляет подачу питьевой воды населению "адрес".
В 2022 году в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга для оценки влияния качества питьевой воды на здоровье населения Аксайского района, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области отобраны пробы питьевой воды в 4 мониторинговых точках.
По результатам данного мониторинга, в соответствии с утвержденной Программой наблюдения объектов окружающей среды, на основании поручения ТО в г. Новочеркасске от 18.01.2022 года филиалом БУЗ "ЦГиЭ" в г. Ростове-на-Дону проведены санитарно-гигиенические экспертизы качества питьевой воды отобранной из НС-2 ОСВ Верхнеподпольный (протокол лабораторных испытаний от 15.08.2022 года, протокол лабораторных испытаний от 17.11.2022 года), которыми установлено, что качество питьевой воды по гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям - дибромхлорметануи бромдихлорметану, предельно допустимые показатели концентрации превышены в 2 раза (при величине допустимого уровня дибромхлорметана не более 0, 03 мг/л выявлено 0, 066 мг./дм3, 0, 047 мг./дм3, соответственно; при величине допустимого уровня бромдихлорметана не более 0, 03 мг/л выявлено 0, 042 мг./дм3, 0, 060 мг./дм3, соответственно).
Также установлено, что программой производственного контроля ГУП РО "УРСВ" предусмотрено проведение исследований качества воды на содержание хлороформа и дибромхлорметана 1 раз в квартал каждого года.
По состоянию на 12.12.2022 года такие исследования проведены дважды в 2022 году, внеплановые исследования на содержание хлорорганических соединений по предложению управления Роспотребнадзора по Ростовской области не проведены.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции указал, что возложенная на ответчика обязанность по осуществлению населения питьевой водой надлежащего качества ГУП РО "УРСВ" не исполняется, правомерно возложив на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что они обоснованы и соответствуют требованиям закона, а также обстоятельствам дела.
С выводами суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается и не находит оснований для отмены постановленных судебных решений.
Доводы заявителя о необоснованном удовлетворении заявленного иска, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные ввиду следующего.
В силу ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1 статьи 18), критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (часть 2 статьи 18).
В статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу статьи 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Статьей 32 того же Закона предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Данный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В соответствии с требованиями п. 75 указанных Правил качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichiacoli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
В соответствии с пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Как следует из статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (пункт 1).
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (пункт 4).
Применительно к приведенным выше правовым положения, суд первой интенции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установив в ходе рассмотрения дела факт нарушения ответчиком требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, приняв во внимание, что ГУП РО "УРСВ" потребителям поставляется питьевая вода не соответствующая качеству, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска.
С указанными выводами судов судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судами доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, касающиеся неправомерного обращения истца с требованиями об устранении нарушении в будущем, судебной коллегией во внимание приняты быть не могут, поскольку противоречат приведенным выше правовым положениям, а также установленным судами по делу обстоятельствам, которыми подтвержден факт нарушения ответчиком требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.
Ссылки кассатора на то, что истец в ГУП РО "УРСВ" с уведомлением о несоответствии качества воды нормативам в установленный законом срок до 01 февраля 2023 года не обращался, в 2022 году запросы о результатах исполнения программы производственного контроля не направлял, а также ссылка на отсутствие в материалах дела сведения о привлечении предприятия к административной ответственности за 2021, 2022 год, судебной коллегий не могут быть приняты во внимание, поскольку на существо правильно принятых судебных решений не влияют, факт выявленных со стороны ответчика нарушения, не опровергают.
Напротив, в ходе рассмотрения дела судами объективно установлено и подтверждено материалами дела, что население Аксайского района обеспечивается водой ненадлежащего качества.
Таким образом, вопреки позиции кассатора, судебная коллегия полагает выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судами нижестоящих инстанций правильно, обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства, подробно изложена в обжалуемых судебных актах, а доводы жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда первой и апелляционной инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшихся судебных решений.
Иных доводов, которые бы не были проверены судами нижестоящих инстанций и могли повлиять на принятое судами решение, кассационная жалоба не содержит.
Несогласие с установленными судами обстоятельствами и произведенной оценкой доказательств само по себе не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку данные обстоятельства установлены в отсутствие существенных нарушений норм процессуального и материального права.
Нарушений судами положений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, допущено не было, тем самым оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Яковлев А.М.
Макарова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.