Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Семейкиной С.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трефиловой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-574/2023 (УИД 23OS0000-01-2023-000408-86) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатационник" о признании нормативного правового акта недействующим в части, по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 7 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Брянцевой Н.В, пояснения представителя административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Буренкова Д.Л, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, участвовавшего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, возражения представителя административного истца Зафирова С.В, участвовавшего в судебном заседании посредством веб-конференции, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшей решение суда первой инстанции оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатационник" (далее по тексту - ООО "Эксплуатационник", Общество) является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, расположенных в отдельно стоящем нежилом здании с кадастровым номером N, общей площадью 6 722, 1 кв.м, находящегося по адресу: "адрес".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее по тексту Перечень 2022 г).
В Перечни на 2022 г. пунктом 49217 включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 6 722, 1 кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
Общество обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанного пункта Перечня, полагая, что нежилое здание, в состав которого входят принадлежащие юридическому лицу на праве собственности два нежилых помещения, не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), поскольку наименование нежилого здания, содержащееся в едином государственном реестре недвижимости и техническом паспорте, не предполагает размещение в нем торговых и офисных помещений. В этой связи включение спорного здания в Перечень нарушает права юридического лица, поскольку возлагает на него бремя по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 7 августа 2023 г. административное исковое заявление ООО "Эксплуатационник" удовлетворено.
Признан не действующим со дня принятия пункт N 49217 (объект недвижимого имущества с кадастровым номером N) приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, поскольку считает, что имелись достаточные основания для включения указанного объекта недвижимости в оспариваемый пункт Перечня.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца представлены возражения.
Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Буренков Д.Л. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, в требованиях административного истца отказать.
Представитель административного истца Зафиров С.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца и административного ответчика, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.
В пункте 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что данный налог устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками данного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 поименованного кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здания, строения, сооружения, помещения.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 поименованного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Удовлетворяя исковые требования Общества, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Признавая недействующим пункт 49217 о включении спорного здания (кадастровый номер N) в Перечень на 2022 г, суд первой инстанции, сделал правильный вывод о несоответствии названного объекта недвижимости условиям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи 378.2. К их числу относятся:
- административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2);
- нежилые помещения назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, если фактически используется в названных целях не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпунктов 2 пунктов 3 и 4, пункт 4.1).
Таким образом, законодатель предусмотрел, что нежилое здание может быть отнесено к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в пунктах 3 и 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
При этом включение в перечни объектов недвижимого имущества нежилого помещения как предназначенного для использования в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, является самостоятельным основанием для включения в данные перечни объектов недвижимого имущества, что прямо следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое здание с кадастровым номером N включено в перечень на 2022 г. в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как административно - деловой центр и торговый центр, на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 17 апреля 2019 года N736, в редакции от 29 апреля 2019 года N 816, исходя из сведений о виде фактического его использования "в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания".
Административный истец ООО "Эксплутационник" является собственником нежилого помещения N 13, с кадастровым номером N, площадью 16, 6 кв.м, расположенного в цокольном этаже по адресу: "адрес", помещение N. Право собственности на объект капитального строительства зарегистрировано 1 июля 2013 г. (л.д. 6-9 том 4).
Обществу принадлежит на праве собственности также нежилое помещение с кадастровым номером N, состоящее из нежилых помещений N, общей площадью 497, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", помещения N. Указанные помещения расположены в цокольном этаже, на 1, 2, 3, 5 этажах. Право собственности на объект капитального строительства зарегистрировано 1 июля 2013 г. (л.д. 10-12 том 4).
Вышеприведенные помещения находятся в здании с кадастровым номером N, общей площадью 6 722, 1 кв.м, состоящего из 6 этажей, расположенного по адресу: "адрес".
Кроме помещений, принадлежащих административному истцу, в здании находятся нежилые помещения с кадастровыми номерами, принадлежащие на праве собственности следующим собственникам:
- N, общей площадью 50, 4 кв.м. - Сочинская городская общественная организация греков "Эноси";
- N, общей площадью 37, 1 кв.м, N, общей площадью 62, 7 кв.м. - ООО "Дельта+";
- N, общей площадью 10, 4 кв.м, N, общей площадью 6, 1 кв.м, N, общей площадью 79, 1 кв.м, - N, общей площадью 39, 3 кв.м, N, общей площадью 52, 6 кв.м, N, общей площадью 54, 5 кв.м. - Кривлякин С.П.;
- N, общей площадью 310, 9 кв.м, сведения о собственнике отсутствуют;
- N, общей площадью 156, 3 кв.м, сведения о собственнике отсутствуют;
- N, общей площадью 22, 0 кв, N, общей площадью 145, 6 кв.м, N, общей площадью 108, 1 кв.м, N, общей площадью 140, 4 кв.м, N, общей площадью 570, 5 кв.м, N, общей площадью 105, 5 кв.м, N, общей площадью 361, 9 кв.м. - Сирота Э.А.;
- N, общей площадью 35, 4 кв.м, сведения о собственнике отсутствуют;
- N, общей площадью 310, 9 кв.м. - Кожукалова Е.В.;
- N, общей площадью 26, 3 кв.м. - муниципальное казенное учреждение города Сочи "Учреждение по обеспечению деятельности администрации города Сочи";
- N, общей площадью 77, 1 кв.м, сведения о собственнике отсутствуют;
- N, общей площадью 54, 8 кв.м. - Лх.;
- N, общей площадью 733, 9 кв.м. - Дрониан А.В.;
- N, общей площадью 31, 3 кв.м, сведения о собственнике отсутствуют;
- N, общей площадью 26, 3 кв.м, сведения о собственнике отсутствуют;
- N, общей площадью 51, 6 кв.м. - Сирота А.А.;
- N, общей площадью 24, 8 кв. - Голубчикова Л.П.;
- N, общей площадью 323, 7 кв.м, сведения о собственнике отсутствуют;
- N, общей площадью 112, 6 кв. - "Служба заказчика";
- N, общей площадью 229, 6 кв.м. - Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея;
- N, общей площадью 73, 8 кв.м, N, общей площадью 39, 5 кв.м, N, общей площадью 39, 1 кв.м. - Л.;
- N, общей площадью 39, 7 кв.м. - Г.;
- N, общей площадью 660 6 кв.м. - "Научно-технический центр "ИНФОРМСЕРВИС";
- N, общей площадью 18, 6 кв.м. - Лс.;
- N, общей площадью 57, 4 кв.м. - Лр.;
- N, общей площадью 38, 6 кв.м, - N, общей площадью 39, 3 кв.м, N, общей площадью 19, 9 кв.м. - "Учебно-методический центр";
- N, общей площадью 39, 6 кв.м, N, общей площадью 23, 9 кв.м. - Лс.;
- N, общей площадью 136, 9 кв.м. - "Служба заказчика", Л, ООО "Алкасар", "Дория";
- N, общей площадью 259 кв.м. - Муниципальное образование город-курорт Сочи;
- N, общей площадью 39, 7 кв.м.- А, Т.;
- N, общей площадью 341 кв.м, сведения о собственнике отсутствуют;
- N, общей площадью 24, 1 кв.м. - П.;
- N, общей площадью 501, 3 кв.м, - Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Муниципальный институт генплана";
- N, общей площадью 747, 3 кв.м. - Муниципальное казенное учреждение муниципального образования городской округ город-курорт "адрес" "Единая дежурно-диспетчерская служба";
- N, общей площадью 38, 3 кв.м.- Тр.;
- N, общей площадью 38, 0 кв.м. - К.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешённого использования "занятый зданиями и сооружениями, для дальнейшей эксплуатации" (л.д. 92 том 5).
Суд первой инстанции, правильно указал, что приведённый вид разрешённого использования земельного участка не предусматривает размещения объектов административно-делового или торгового центра (комплекса), объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем возможность включения здания и помещений в нем в перечни объектов недвижимого имущества должна выясняться исходя из предназначения и (или) фактического использования здания в качестве административно-делового центра или торгового центра (комплекса).
По сведениям, содержащимся в ЕГРН, нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 6 722, 1 кв.м, имеет назначение нежилое, наименование - административное здание (л.д. 3-83 том 5).
Вместе с тем, указание в Едином государственном реестре недвижимости вышеприведенного наименования здания для отнесения его к категории административно-делового центра или торгового центра недостаточно, поскольку однозначно не свидетельствует о размещении в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Правомерно суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания спорного здания объектами, налоговая база которых исчисляется из его кадастровой стоимости, и на основании технической документации.
По запросу суда апелляционной инстанции территориальным отделом N 14 по г. Сочи и Туапсинскому району филиала ППК "Роскадастр" по Краснодарскому краю предоставлен технический паспорт на спорное нежилое здание, на основании которого в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N (л.д. 1-60 том 8).
Согласно указанному документу, составленному 15 января 2007 г. филиалом ГУП Краснодарского края бюро технической инвентаризации по г. Сочи на здание административное литер А, инвентарный номер 6435, расположенному по адресу: г. Сочи, ул. Советская, 38-40, объект капитального строительства (административное здание) состоит из 6 этажей, цокольного этажа А1, подвала А2 и пристроек к основному строению.
В экспликации к поэтажному плану здания имеются сведения следующего содержания:
- в помещении подвала назначение частей помещений значится как "комната отдыха", "радиоприемная", "кабинет", "учебный класс", "тамбур", "умывальная", "технический склад", "дизельная", "техпомещение", "продсклад", "вентиляционная", "коридор", "прихожая", "туалет", "насосная" и др.;
- в помещении цокольного этажа: "подсобное", "кабинет", "теплоузел", "водомерный узел", "электрощитовая", "коридор", "лестница", "архив", "умывальная", "туалет", "операционный зал", "касса", "подсобное";
- в помещениях 1 этажа: "туалет", "умывальная", "подсобное", "коридор", "вестибюль", "касса", "кабинет", "лестничная клетка", "тамбур", "цех полиграфии", "помещение охраны", "хранилище", "приемная обменного пункта", "обменный пункт", "цех полиграфии", "цех", "приемная", "зал", "моечная", "раздаточная", "душевая", "холодильная камера", "кухня", "склад";
- 2 этажа: "кабинет", "коридор", "подсобное", "санузел", "приемная", "переговорная", "туалет";
- 3 этаж: "кабинет", "подсобное", "касса", "коридор", "туалет", "умывальная", "приемная", "лестничная клетка";
- 4 этаж: "подсобное", "тамбур", "кабинет", "приемная", "туалет", "душ", "умывальная", "коридор";
- 5 этаж: "кабинет", "машинное отделение", "умывальная", "лестничная клетка", "подсобное", "коридор", "тамбур", "холл", "туалет";
- 6 этаж: "кабинет", "лестничная клетка, "коридор", "подсобное", "санузел", "кладовая", "умывальная".
Аналогичный технический паспорт представлен по запросу суда апелляционной инстанции ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" отдел по городу-курорту Сочи (л.д. 40-124 том 3).
Из вышеприведенного следует, что ни одно из частей помещений с 1-го по 6-ой этажи не имеют назначение "офис", "торговый зал", а наименование помещений "кабинет" нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 НК РФ, поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Таким образом, согласно экспликации к поэтажному плану с первого по шестой этажи, а также подвального и цокольного этажей в здании отсутствуют помещения, перечисленные в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции также истребованы из ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" отдел по городу-курорту Сочи и ППК "Роскадастр" по Краснодарскому краю технические (кадастровые) паспорта (планы) на все нежилые помещения, расположенные в административном здании с кадастровым номером N.
Вместе с тем, из содержания данных документов технической инвентаризации не усматривается, что назначение помещений в здании отвечает критериям, установленным пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 1-53, 116-246 том 6, л.д. 64-171 том 8).
Таким образом, назначение помещений в здании по технической документации не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, в связи с чем не позволяет отнести их к административно-деловому или торговому центру (комплексу), а иным критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, спорный объект капитального строительства не отвечает.
Как указано выше, здание с кадастровым номером N включено в перечень объектов недвижимого имущества на 2022 г. исходя из его фактического использования "в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания" на основании акта обследования от 21 февраля 2019 г.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что вид фактического использования здания с целью его включения в перечень объектов недвижимого имущества на 2022 г. не устанавливался, и обследование нежилого здания не проводилось в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которого обследование объектов недвижимости должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества.
Фактическое обследование объектов недвижимости с целью включения их в соответствующие перечни в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации проводится в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 319 (далее по тексту Порядок).
Пунктом 3 Порядка, действующего в редакции от 8 декабря 2019 г, установлено, что в Перечень на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения (далее также - объекты недвижимого имущества), вид фактического использования которых определен Уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, и которые соответствуют условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
30 ноября 2021 г. в пункт 3 Порядка внесены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 847 изменения, которые вступили в силу 1 декабря 2021 г.
Новая редакция указанного пункта Порядка определила, что в Перечень включаются здания (строения, сооружения) и помещения (далее также - объекты недвижимого имущества), вид фактического использования которых определен Уполномоченным органом согласно настоящему Порядку, и которые соответствуют условиям, установленным пунктами 3, 4, 4(1), 5 статьи 378(2) Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в результате внесенных изменений из Порядка исключены положения возлагающие обязанность на департамент имущественных отношений Краснодарского края проводить мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости в срок до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду.
Судом установлено, что мероприятия по обследованию здания на предмет его фактического использования проведены 21 февраля 2019 г, о чем составлен акт.
Из данного акта следует, что путем визуального осмотра помещений нежилого здания и проверке их на соответствие сведениям, указанным в технической документации определено, что из общей площади 6722, 1 кв.м. объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N
- офисы различных организаций занимают 3 852, 0 кв.м. (45, 8 процентов);
- магазины "Канцтовары", "Книги", "Продукты", зоомагазин, аптека - 265, 2 кв.м. (4, 0 процентов);
- кафе, рестораны - 325, 7 кв.м. (4, 8 процентов);
- типографии, салоны красоты - 386, 5 кв.м. (5, 8 процентов);
- пункт управления мэра города - 747, 4 кв.м. (11, 1 процентов);
- зал йоги - 39, 3 кв.м. (0, 6 процентов);
Не используется 140, 4 кв.м. (2, 1 процент), помещения закрыты, вид использования не установлен - 190, 1 кв.м. (2, 8 процента), вспомогательные помещения - 1545, 5 кв.м. (23, 0 процентов).
27 марта 2019 г. межведомственная комиссия приняла решение рекомендовать департаменту имущественных отношений Краснодарского края установить вид фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N "в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания" (л.д. 141-142 том 1).
17 апреля 2019 г. приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 736, в редакции от 29 апреля 2019 г. N 816, определен вид фактического использования спорного здания "в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания" (л.д. 143-147 том 1).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что акт обследования от 21 февраля 2019 г. и приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края N 816 от 29 апреля 2019 г. не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих фактическое использование здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания при формировании Перечня на 2022 г. по следующим основаниям.
Под налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год (пункт 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Исходя из системного толкования вышеприведенных взаимосвязанных положений налогового законодательства мероприятия по определению фактического использования объекта недвижимости, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, должны проводиться уполномоченным органом не позднее 1-го числа очередного налогового периода, в том числе, до издания приказа о включении в Перечень таких объектов недвижимого имущества в соответствии с установленным Порядком, что соответствует требованиям подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Позиция административного ответчика о возможности включения в Перечень объектов капитального строительства на основании документов об определении вида фактического использования, составленных до вступления в силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 ноября 2021 г. N 847 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 319 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений" (1 декабря 2021 г.) судебной коллегией признается несостоятельной.
Конституция Российской Федерации ограничивает возможность придания закону обратной силы, что гарантирует право на защиту от придания обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (определения от 29 января 2015 г. N 211-О, от 23 апреля 2015 г. N 821-О).
Изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 319 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений", внесенные постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 ноября 2021 г. N 847 начали действовать с 1 декабря 2021 г. и не имеют обратной силы, то есть не распространяются на те правоотношения, которые начались до вступления правовых положений данного правового акта в силу.
Следовательно, акт обследования от 21 февраля 2019 г. и принятый на его основании приказ департамента имущественных отношений от 29 апреля 2019 г. N 816, составленные в период действия Порядка, предусматривающего проведения мероприятий по фактическому использованию до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, не могут применяться при формировании Перечня на 2022 г, так как составлены не в юридически значимый период.
Положения Порядка в новой редакции в рассматриваемом случае распространяются на правоотношения, которые возникнут после даты вступления в законную силу изменений, а именно, с 1 декабря 2021 г.
По смыслу вышеуказанных норм налогового законодательства в совокупности с положениями нового правого регулирования, установленного Порядком с 1 декабря 2021 г, мероприятия по обследованию спорного нежилого здания с целью определения вида фактического использования для включения в перечень на 2022 г. необходимо было провести не позднее 1-го числа очередного налогового периода (1 января 2022 г.) и не ранее 1 декабря 2021 г. (дата вступления в силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 847 от 30 ноября 2021 г.).
С учетом изложенного приказ департамента имущественных отношений от 17 апреля 2019 г. N 736, в редакции от 29 апреля 2019 г. N 816, не мог являться основанием для включения спорного здания в Перечень на 2022 г.
Аналогичная позиция высказана Краснодарским краевым судом при рассмотрении административного дела 3а-918/2022 в решении от 31 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2022 г. (66а-2233/2022); решении Краснодарского краевого суда от 19 июля 2022 г. (дело N 3а-728/2022), оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2022 г. (66а-2310/2022). Судами дана оценка указанному приказу и акту обследования от 21 февраля 2019 г, как вынесенным с нарушением положений законодательства и установлено отсутствие оснований для включения объекта недвижимости в Перечень на 2021 г.
Кроме того, следует отметить, что большая часть помещений в спорном здании используется государственными и муниципальными учреждениями, образовательными организациями, которые административным ответчиком при обследовании включены в офисы различных организаций 3 852, 0 кв.м. (45, 8 процентов), что не отрицалось представителем департамента имущественных отношении Краснодарского края при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
В частности, в здании собственниками помещений являются: Сочинская городская общественная организация греков "Эноси" (50, 4 кв.м.), муниципальное казенное учреждение города Сочи "Учреждение по обеспечению деятельности администрации города Сочи" (26, 3 кв.м.), Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (229, 6 кв.м.), муниципальное образование город-курорт Сочи (259 кв.м.), Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Муниципальный институт генплана" (501, 3 кв.м.), муниципальное казенное учреждение муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Единая дежурно-диспетчерская служба" (747, 3 кв.м.), "Учебно-методический центр" (38, 6 кв.м, 39, 3 кв.м, 19, 9 кв.м.), что составляет 1911, 7 кв.м. или 28 процентов об общей площади здания 6722, 1 кв.м.
Акт обследования объекта недвижимого имущества от 31 июля 2023 г. данные обстоятельства подтвердил, установив, что 144, 7 кв.м. занимает ФАУ "Роскапстрой" Минстроя России Сочинский филиал", 443, 8 кв.м. - МУП г. Сочи "Муниципальный институт генплана" (правообладатель Сирота Э.А.), департамент по градостроительству и архитектуре Краснодарского края - 215, 2 кв.м. (правообладатель Сирота Э.А.), МКУ "Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности - 608, 4 кв.м, департамент курортов и туризма - 197, 2 кв.м, МКУ "Комитет по наружной рекламе" - 50, 9 кв.м, АОН судэксперт криминалистический центр г. Сочи - 50, 3 кв.м, Статистика промышленного строительства, капитального строительства, транспорта, связи, агропромышленного комплекса - 498, 5 кв.м, муниципальное казенное учреждение муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Единая дежурно-диспетчерская служба" (747, 3 кв.м.). Общая площадь составляет 2 956, 3 кв.м. или 43 процента об общей площади здания.
По акту обследования от 21 февраля 2019 г. в здании расположены вспомогательные помещения (санузлы, коридоры, лестничные клетки, лифты, подсобные помещения), их площадь составляет 1545, 5 кв.м. (23 процента), по акту обследования от 31 июля 2023 г. - 1820, 1 кв.м (26, 9 процентов).
Оставшиеся помещения, используемые под магазины, ресторан "По Тихому", студии косметологии и маникюра, парикмахерские составляет менее 20 процентов от общей площади спорного нежилого здания, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выводы суда о несоответствии здания с кадастровым номером N необходимым критериям, позволяющим отнести его к административно-деловому или торговому центру являются правильными, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
С учетом установленных обстоятельств оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 7 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 января 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.