Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Головкиной Л.А, Ехаловой Ю.А, при секретаре Валович А.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-235/2023 по административному исковому заявлению Агеевой Елены Васильевны о признании не действующим в части распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 1 июля 2016 г. N 187-р "О Порядке определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет или проработавшим в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет, из которых трудовой стаж в календарном исчислении в Санкт-Петербурге (Ленинграде) составляет не менее 10 лет, и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осуждёнными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах" по апелляционной жалобе Агеевой Елены Васильевны на решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2023 г, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Макорта Г.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
1 июля 2016 г. Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга издано распоряжение N 187-р (далее - Распоряжение N 187-р), которым утверждён Порядок определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий либо достигшим возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет или проработавшим в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет, из которых трудовой стаж в календарном исчислении в Санкт-Петербурге (Ленинграде) составляет не менее 10 лет, и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осуждёнными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах (далее - Порядок).
Нормативный правовой акт опубликован 5 июля 2016 г. на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru.
В пункте 4 Порядка определены периоды работы и иной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, под которым в силу пункта 2 Порядка понимается учитываемая при определении права на дополнительные меры социальной поддержки, установленные статьёй 63 Закона Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 г. N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее - Социальный кодекс Санкт-Петербурга) суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности.
В частности, к периодам работы и иной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, отнесены периоды работы по трудовому договору; периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг; периоды работы по авторским и лицензионным договорам; периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и др.); периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда; периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан - владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг; периоды участия в оплачиваемых общественных работах; периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; периоды осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств; периоды деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; периоды творческой деятельности; периоды деятельности в качестве частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой; периоды содержания под стражей лиц, необоснованно привлечённых к уголовной ответственности, и периоды отбывания наказания этими
лицами в местах лишения свободы и в ссылке; периоды содержания под стражей лиц, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и периоды отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке; периоды пребывания лиц из числа репрессированных народов в спецпоселениях (местах ссылки); периоды ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет; периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
Агеева Е.В, которой в предоставлении услуги "Предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты пенсионерам, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин" отказано ввиду недостаточности трудового стажа, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать данное Распоряжение N 187-р не действующим в части установления в пункте 4 Порядка закрытого перечня периодов работы и иной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж, в который не входит период профессионального обучения в училищах.
В обоснование требований административный истец ссылалась на то, что вопреки предписаниям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, и определяющего правила подсчёта стажа работы, дающего право на пенсионное обеспечение, в Распоряжении N 187-р установлен иной порядок определения трудового стажа, чем необоснованно сужен круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2023 г. Агеевой Е.В. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Агеева Е.В, поддерживая правовую позицию, приведённую при рассмотрении данного дела в суде первой инстанции, просит об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения в действие, и оспариваемые положения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действующего при принятии Распоряжения N 187-р) органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.
Исходя из критерия нуждаемости субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств регионального бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (абзац пятый статьи 26.3-1 указанного федерального закона).
При этом федеральный законодатель указал, что финансирование полномочий, предусмотренных статьёй 26.3-1 названного федерального закона, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности (абзац шестой этой же статьи).
Анализ приведённых правовых предписаний в их взаимосвязи свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации вправе предоставлять меры социальной поддержки исходя из критерия нуждаемости, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки, а также в отношении тех категорий граждан, которым необходима государственная социальная помощь и которые субъектом Российской Федерации определены самостоятельно вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных правовых актах.
Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее - Социальный кодекс Санкт-Петербурга) предусмотрены меры социальной поддержки, предоставляемые за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1 статьи 4 Социального кодекса Санкт-Петербурга право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые предусмотрены указанным кодексом, имеют граждане и иные лица в случаях, прямо предусмотренных данным кодексом.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 60 Социального кодекса Санкт-Петербурга установлено, что в соответствии с главой 14 "Социальная поддержка отдельных категорий граждан" названного кодекса меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются следующим категориям граждан, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определённого места жительства: гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшие возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет или проработавшие в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет, из которых трудовой стаж в календарном исчислении в Санкт-Петербурге (Ленинграде) составляет не менее 10 лет, и имеющие трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осуждёнными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах.
В статье 63 Социального кодекса Российской Федерации предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшим возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет или проработавшим в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет, из которых трудовой стаж в календарном исчислении в Санкт-Петербурге (Ленинграде) составляет не менее 10 лет, и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах.
В федеральном законодательстве правовые нормы, обязывающие субъекты Российской Федерации предоставлять указанной категории граждан дополнительные меры социальной поддержки отсутствуют.
При таких обстоятельствах Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации вправе был определить круг лиц, на которых распространяются дополнительные меры социальной поддержки, а также установить порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки, в том числе и определить порядок исчисления трудового стажа для целей предоставления соответствующей дополнительной меры социальной поддержки.
Положения пенсионного законодательства, вопреки доводам административного истца, на правоотношения по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки, установленных за счёт средств регионального бюджета, не распространяются.
Поскольку сравнительный анализ оспариваемых положений Распоряжения N 187-р с законодательством, имеющим большую юридическую силу, не выявил несоответствия ему, суд обоснованно пришёл к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе приводятся доводы, которые были предметом рассмотрения и проверки суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, а потому в основу отмены обжалуемого решения положены быть не могут.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Агеевой Елены Васильевны - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.