Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ехаловой Ю.А, судей Шадриной Е.В, Головкиной Л.А, при секретаре судебного заседания Валович А.Г, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Свиньин и Партнеры" на решение Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Свиньин и Партнеры" о признании недействующим в части постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Заневское городское поселение Всеволожского муниципального района "адрес"".
Заслушав доклад судьи Ехаловой Ю.А, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Свиньин и Партнеры" ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Правительства Ленинградской области - ФИО6, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования "Заневское городское поселение" - ФИО7, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Ленинградской области от 3 августа 2022 года N 549, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации и на сайте сетевого издания "Электронное опубликование документов" 11 августа 2022 года www.npa47.ru, внесены изменения в Генеральный план муниципального образования Заневское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования Заневское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29 мая 2013 года N 22, с изменениями, утвержденными постановлением Правительства Ленинградской области от 6 сентября 2017 года N 355 (далее - Постановление N 549) (т.1 л.д. N).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 549 Генеральный план муниципального образования Заневское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области утвержден в новой редакции, согласно приложению к настоящему постановлению (далее - Генеральный план) (т.1 л.д.94-108).
Согласно карте функциональных зон к Генеральному плану, земельный участок с кадастровым номером N исключен из границ населенных пунктов и отнесен к функциональной зоне лесов (т.1 л.д. 94-95).
Административный истец общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Свиньин и Партнеры" (далее - ООО "УК "Свиньин и Партнеры") обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим постановление N 549 от 03 августа 2022 года в части исключения земельного участка с кадастровым номером N из границ населенных пунктов и отнесения его к функциональной зоне лесов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что владельцам инвестиционных паев ЗПИФН "ГЕО-РЕСУРС" на праве общей долевой собственности с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", имеющий категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли. В отношении указанного земельного участка установлено ограничение прав и обременение в виде доверительного управления в пользу ООО "УК "Свиньин и Партнеры". Согласно Генеральному плану МО "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденному решением совета депутатов МО "Заневское городское поселение" от 29 мая 2013 года N 22, с изменениями, утвержденными постановлением Правительства Ленинградской области от 06 сентября 2017 года N 355, земельный участок с кадастровым номером N, образованный из земельного участка с кадастровым номером N, входил в границы населенного пункта и относился к функциональной зоне "адрес" - зона делового и общественного назначения. Постановлением N 549 от 03 августа 2022 года в Генеральный план МО "Заневское городское поселение" внесены изменения, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером N исключен из границ населенных пунктов и отнесен к функциональной зоне лесов. Данное решение принято на заседании Межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и Государственного лесного реестра, поскольку земельный участок с кадастровым номером N внесен в Государственный лесной реестр (далее также - ГЛР), как земли лесного фонда, а по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) он относится к землям поселений и входит в зону деловой застройки - для размещения объектов торговли.
Административный истец ссылается на то, что отнесение соответствующего объекта недвижимости к землям лесного фонда является незаконным и нарушающим права собственников земельного участка по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом.
Решением Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме (т.8 л.д.209-221).
В апелляционной жалобе ООО "УК "Свиньин и Партнеры" просит решение Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объеме, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела (т.8 л.д.223-226).
Податель жалобы указывает, что последовательность действий по отчуждению земельного участка, изменению целевого использования земельного участка, включению земельного участка в границы городского поселения свидетельствует об отсутствии планов развития указанной территории в качестве земель лесного фонда, при этом оспариваемое регулирование противоречит принятым ранее решениям, в том числе и с учетом периода совершения действий административного ответчика о включении спорного земельного участка в границы Заневского городского поселения с установлением функционального назначения земельного участка для комплексного жилищного строительства и принятием оспариваемого нормативного правового акта.
Оспариваемые положения изменений, внесенных в Генеральный план Заневского городского поселения, нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку земельный участок был приобретен для целей осуществления на нем строительства торгово-развлекательного комплекса, что становится невозможным в соответствии с положениями Земельного Кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае исключения земельного участка из границ населенного пункта и включения его в границы лесного фонда. Кроме того, административный истец оплачивает высокий земельный налог исходя из отнесения данного земельного участка к территориальной зоне для торговли. Населенные пункты, расположенные в непосредственной близости по отношению к земельному участку, активно застраиваются, земельный участок граничит с железнодорожной станцией, в связи с чем строительство на нем торгового комплекса является обоснованным и целесообразным.
Администрацией Заневского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области представлены отзывы на апелляционную жалобу, против ее удовлетворения возражают.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ООО "Управляющая компания "Свиньин и Партнеры" ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители административного ответчика - Правительства Ленинградской области ФИО6, представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования "Заневское городское поселение" ФИО7 возражали против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела ходатайств не заявляли, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу при состоявшейся явке.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, отмене не подлежащим, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу положений статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана муниципального образования, внесение в него изменений относится к вопросам местного значения муниципального образования, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Проверяя процедуру принятия оспариваемого постановления, суд первой инстанции руководствовался положениями областного закона Ленинградской области от 7 июля 2014 года N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области", согласно которым с 1 января 2015 года к полномочиям Правительства Ленинградской области отнесено утверждение генеральных планов поселений, а к полномочиям органов местного самоуправления - полномочия по подготовке проекта генерального плана поселения; и установил, что постановлением администрации муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 10 марта 2017 года N 120 принято решение о подготовке изменений в Генеральный план муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Постановление опубликовано в газете "Заневский вестник" от 17 марта 2017 года N 12.
Постановлением администрации муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 18 мая 2017 года N 285 утверждён состав комиссии и порядок деятельности комиссии по подготовке генерального плана муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского района Ленинградской области.
В постановление от 18 мая 2017 года N 285 неоднократно вносились изменения на основании постановлений администрации муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 19 апреля 2021 года N 345, от 12 ноября 2021 года N 911, от 1 декабря 2021 года N 944.
В адрес администрации муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области N направлено сводное заключение о согласовании проекта изменений в Генеральный план.
Согласно части 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьёй и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура подготовки и утверждения генерального плана городского округа, в том числе внесение изменений в такой план, включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта генерального плана, предложений о внесении в генеральный план изменений (часть 2), обязательное проведение общественных обсуждений или публичных слушаний (части 3, 11, 12), принятие представительным органом местного самоуправления городского округа с учётом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний решения об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 16 марта 2015 года N 68 утверждён Порядок рассмотрения в администрации Ленинградской области проектов документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проектов изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, представляемых на утверждение в Правительство Ленинградской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, проекты документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проекты изменений в такие документы для утверждения Правительством Ленинградской области направляются в комитет градостроительной политики Ленинградской области со всеми материалами по обоснованию.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка в случае соответствия процедур подготовки согласования проекта документа территориального планирования муниципального образования Ленинградской области, проект изменений в такой документ законодательству о градостроительной деятельности комитет градостроительной политики Ленинградской области осуществляет подготовку проекта территориального планирования муниципального образования Ленинградской области, внесении изменений в такой документ.
В силу пункта 4.2 Порядка, изменения в документ территориального планирования муниципального образования утверждаются постановлением Правительства Ленинградской области.
Решением совета депутатов муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20 апреля 2021 года N 13 утверждено Положение о порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании "Заневское городское поселение" (далее - Положение).
Постановлением главы муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 11 октября 2021 года N 6 назначены публичные слушания по проекту изменений в генеральный план МО "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Информационное сообщение о дате проведения публичных слушаний и оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в официальном печатном периодическом издании - газете "Заневский вестник", выпуск от ДД.ММ.ГГГГ N (540), а также на официальном сайте администрации муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
По результатам публичных слушаний составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ N. В соответствии с пунктом 1.6 Положения, на основании протокола публичных слушаний, подготовлено заключение по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное заключение опубликовано в периодическом издании - газете "Заневский вестник", выпуск от ДД.ММ.ГГГГ N (549).
По результатам рассмотрения документов и материалов, представленных администрацией, Правительством Ленинградской области принято оспариваемое постановление от 3 августа 2022 года N 549.
С учётом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Постановление N 549 принято в пределах предоставленных Правительству Ленинградской области полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Указанные обстоятельства были предметом судебной проверки, что подтверждается вступившими в законную силу апелляционными определениями судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Рассматривая доводы административного иска о противоречии оспариваемых положений Генерального плана нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отсутствии такого противоречия.
Как видно из представленных в материалы дела документов: выписки из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ, копии лесоустроительного планшета N ДД.ММ.ГГГГ (переработка материалов в 2006 году), выписки из таксационного описания в отношении выделов 5, 6 квартала 56 Всеволожского лесничества Ленинградской области, схемы расположения земельного участка с кадастровым номером N относительно земель лесного фонда, составленной главным лесничим Всеволожского лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес", территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером N, относится к землям лесного фонда в составе территории Всеволожского лесничества Ленинградской области.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 65 583 +/- 90 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", имеющий категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, принадлежит на праве общей долевой собственности владельцам инвестиционных паев ЗПИФН "ГЕО-РЕСУРС". Право долевой собственности владельцев инвестиционных паев зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д.114-142).
Данный земельный участок образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером N, приобретенного владельцами инвестиционных паев инвестиционного ЗПИФ комбинированного "ГЕО-РЕСУРС" на основании договора купли-продажи земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО "АТОМИК" и ЗПИФ комбинированный "ГЕО-РЕСУРС" под доверительным управлением ООО "УК "МАКСИМУМ", переход права зарегистрирован управлением Росреестра по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на бланке N (т.1 л.д. 143-147).
Каких-либо объектов на земельном участке не имеется.
В отношении указанного земельного участка установлено ограничение прав и обременение в виде доверительного управления на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу ООО "УК "Свиньин и Партнеры".
Как видно из карты функциональных зон МО "Заневское городское поселение" в составе Генерального плана, утвержденного постановлением от 03 августа 2022 года N 549, земельный участок с кадастровым номером N отнесен к функциональным зонам N - иные рекреационные зоны, N - зоны транспортной инфраструктуры (т.5 л.д.173).
Ранее земельный участок с кадастровым номером: N в границах населенного пункта относился к функциональным зонам: N - зона улично-дорожной сети населенных пунктов, не включая второстепенные улицы и проезды; "адрес" - зона делового и общественного назначения (т.5 л.д.174, 175).
Согласно материалам по обоснованию изменений в Генеральный план в населенном пункте - поселке при железнодорожной станции Мяглово предусмотрено исключение из границ населенного пункта земельных участков, в отношении которых есть разночтения в Едином государственном реестре недвижимости и Государственном лесном реестре (пункт 5.3.1.4 пояснительной записки) (т.1 л.д.96-108, т.6 л.д.253).
Из пункта 5.9.2 пояснительной записки также следует, что вопросы об устранении несоответствий сведений ЕГРН и ГЛР рассмотрены на заседаниях Межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР на территории "адрес" (протоколы заседаний рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ); проект изменений в генеральный план подготовлен с учетом результатов работы указанной рабочей группы, а также с учетом письма Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N (т. 7 л.д. 159).
По земельному участку с кадастровым номером N Межведомственной рабочей группой принято решение об оспаривании возникновения права, а в генеральном плане отражено решение о его исключении из границ населенных пунктов и отнесении к функциональной зоне лесов (т. 7 л.д. 161), в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Генеральный план МО "Заневское городское поселение" применен в отношении принадлежащего владельцам инвестиционных паев ЗПИФН "ГЕО-РЕСУРС" на праве общей долевой собственности земельного участка, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, излагающей основные принципы законодательства о градостроительной деятельности; части 1, части 9 статьи 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации; статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации о праве собственности на лесные участки; части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статье 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" аналогичны доводам, изложенным в административном иске, и обоснованно отклонены судом первой инстанции как основанные на ошибочном толковании норм материального права, чему в решении дана оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Так, в силу положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план, в частности, содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны); характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план как документ долгосрочного планирования (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации), определяя назначение территорий исходя из планов развития городского поселения в целом, может не соответствовать её фактическому использованию и допускать её потенциальное изменение.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 года N 10-П, следует, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учёт потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Из совокупного анализа приведённых норм в системном единстве следует, что с учётом необходимости гармоничного развития территорий задача органов публичной власти при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путём согласования этих прав и интересов. Развитие территорий носит многоплановый и динамичный характер, что определяет необходимость корректировки базовых градостроительных решений.
Вместе с тем, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обуславливать высокий уровень стабильности данного документа. Внесение изменений в документы территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов публичной власти, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, проанализировав положения частей 1 и 11 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обоснованно указал на то, что подготовка генерального плана городского поселения направлена не только на отражение существующей территории поселения, но и на планируемое развитие этой территории.
При этом градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения назначения территории, исходя из планов развития всей зонируемой территории, и не направлен на фиксацию существующего положения.
С учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Таким образом, несоответствие установленных Генеральным планом функциональных зон N существующим видам разрешённого использования Земельного участка не противоречит действующему правовому регулированию в данной сфере и соответствует положениям пункта 1 части 4, пункта 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, отнесение земельного участка к данной функциональной зоне не исключает его использование на условиях, определенных частью 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Нахождение спорного земельного участка в частной собственности также не являлось препятствием для установления функциональных зон функциональным зонам N - иные рекреационные зоны, N - зоны транспортной инфраструктуры, поскольку согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49, глава VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, как следует из письма Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ N, проект Генерального плана Заневского сельского поселения Всеволожского муниципального района "адрес", а также проект внесения изменений в Генеральный план в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлялся на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства в 2013 году и в 2020 году. По результатам рассмотрения ни один из проектов не был согласован в части включения в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель лесного фонда. При этом, несмотря на отсутствие согласования, генеральный план Заневского сельского поселения Всеволожского муниципального района "адрес" утвержден.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 указанного Кодекса.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки из земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Этим обусловлена необходимость согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с органом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 года N 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, согласно которому Министерство экономического развития РФ осуществляет подготовку Сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования.
Согласно подпункту "в" пункта 2.7 названного Порядка согласования отраслевой федеральный орган осуществляет проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736 следует, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Рослесхоз, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).
Рослесхоз осуществляет: рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (подпункт 5.4.2); рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции подпункт 5.4.3).
Частью 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
В силу части 10 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения: 1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями; 2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
При этом в соответствии с частью 11 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанные в части 10 статьи 25 кодекса документы и материалы могут содержать: 1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования); 2) план согласования указанных в пункте 11 вопросов после утверждения генерального плана путем подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.
На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку (часть 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из справки по вопросу согласования проекта изменений в генеральный план Заневского городского поселения с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти следует, что проект изменений в генеральный план МО "Заневское городское поселение" подготовлен на основании постановления администрации МО "Заневское городское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ N. Проект размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования и направлен на согласование с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
По результатам согласования получено сводное заключение Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-ОТ- "адрес" о несогласии с проектом (т.5 л.д.177-201).
Основанием для отказа в согласовании явилось заключение Федерального агентства лесного хозяйства о несогласии с изменением границ лесного фонда, остальными федеральными органами проект согласован.
На основании полученного заключения администрацией МО "Заневское городское поселение" создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий, послуживших основанием для подготовки сводного заключения Министерства экономического развития Российской Федерации об отказе в согласовании проекта (постановление администрации МО "Заневское городское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ N).
По результатам работы согласительной комиссии принято решение об исключении из проекта решения по изменению границ земель лесного фонда, послужившие основанием для отказа в согласовании проекта (т.7 л.д. 182).
Суд первой инстанции, учитывая, что спорный земельный участок в отсутствие предусмотренного законом согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства включен в границы населенного пункта Генеральным планом, утвержденным решением совета депутатов МО "Заневское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ N, пришел к обоснованному выводу, что его исключение из границ населенных пунктов и отнесение к функциональной зоне лесов Постановлением N 549 соответствует положениям пункта 1 части 11 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не может быть расценено как нарушение прав собственников указанного объекта недвижимости.
При этом Постановление N 549, вопреки доводам апелляционной жалобы не противоречит статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", закрепляющей приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и государственном реестре недвижимости, над данными государственного лесного реестра или лесного плана субъекта Российской Федерации, поскольку спорный земельный участок был включен в границы населенного пункта Генеральным планом, утвержденным решением совета депутатов МО "Заневское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ N, в отсутствие предусмотренного законом согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, фактически повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что решение Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Доводы апелляционной жалобы являлись предметом подробного изучения суда первой инстанции, которым в решении дана надлежащая оценка, направлены на иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Свиньин и Партнеры" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.