Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника Любимовой И.П. - Бердюгиной А.А. на вступившие в законную силу решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) от 19 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2023 года и решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2023 года, министр образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимова И.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Любимовой И.П. - Бердюгина А.А. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" на территории региона осуществляется реализация проекта "Образование".
В силу абзаца 5 подпункта "б" пункта 5 данного указа Правительству Российской Федерации поставлена задача в 2024 году обеспечить создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие образования".
В приложении N 3 к указанной государственной программе установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ, которые включают в себя мероприятия, в том числе: модернизация инфраструктуры общего образования (строительство зданий (пристрой к зданиям) общеобразовательных организаций, приобретение (выкуп) зданий общеобразовательных организаций, проведение капитального ремонта, реконструкция), возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретение (выкуп) зданий общеобразовательных; организаций, в том числе оснащение новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Республики Саха (Якутия) проведена проверка по факту нарушения бюджетного законодательства в ходе реализации национального проекта "Образование", в ходе которой было установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) заключено соглашение N о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
По условиям данного соглашения из федерального бюджета в 2022-2024 годах бюджету Республики Саха (Якутия) были предоставлены субсидии на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию создания новых мест в общеобразовательных организациях.
Пунктом 3.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N определено, что субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на финансовый год.
В соответствии с пунктом 3.2 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N одним из условием предоставления субсидии является наличие правового акта Республики Саха (Якутия) об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий (объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
Государственной программой Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия)", утверждённой постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 года N 474, в 2022 году предусматриваются мероприятия по созданию новых мест в общеобразовательных организациях - 450 мест в селе Борогонцы Усть-Алданского улуса.
В целях реализации государственных программ между государственным казённым учреждением Республики Саха (Якутия) "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" и обществом с ограниченной ответственностью "РусСтрой-89" заключён государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Школа на 450 учащихся в селе Борогонцы Усть-Алданского района", срок окончания выполнения работ установлен до 20 декабря 2022 года с приёмкой выполненных работ по акту приёмки (пункт 5.2 контракта).
Пунктом 6.1.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) указанного соглашения и представлению отчётности, является Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия).
Пунктом 4.3.5 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что субъект обязуется обеспечивать представление в Министерство в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчёты о (об): расходах бюджета Республики Саха (Якутия), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно приложению N 3 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом; достижении значений результатов использования субсидии по форме согласно приложению N 4 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью ежегодные отчёты - не позднее 20 рабочих дней месяца, следующего за отчётным периодом, ежегодные уточнённые отчёты - не позднее 15 февраля года, следующего за отчётным годом.
Согласно отчёту министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. на 1 января 2023 года в 2022 году отклонений от планового значения по созданию новых мест в общеобразовательных организациях не допущено.
Вместе с тем строительно-монтажная работа на объекте "Школа на 450 учащихся в селе Борогонцы Усть-Алданского района" по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ N в установленный срок 20 декабря 2022 года не завершена, объект в эксплуатацию не введён, средства республиканского бюджета в размере 81 миллиона рублей не освоены, дополнительное соглашение к контракту о внесении изменений в график выполнения строительно-монтажных работ не заключалось, перенос срока ввода объекта в эксплуатацию с Министерством просвещения Российской Федерации не согласовывался.
Основанием для привлечения министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило представление отчёта о расходах и отчёта о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 1 января 2023 года, подписанного министром образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. 3 февраля 2023 года, содержащего недостоверные сведения и его направление по истечении установленного соглашением срока.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица административного органа и судебных инстанций о наличии в деянии министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. состава указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, доводами жалобы не опровергается.
Вместе с тем, вынесенные по делу постановление должностного лица административного органа и судебные акты подлежат изменению путём исключения из описательно-мотивировочной части указания на нарушение министром образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. пункта 4.3.5 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N, выразившееся в представлении отчёта о расходах и отчёта о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 1 января 2023 года по истечении установленных соглашением сроков - до 15 января и 30 января 2023 года соответственно.
Из содержания постановления заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о возбуждении дела об административном правонарушении от 7 марта 2023 года следует, что в вину министру образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. вменяется представление отчёта о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 1 января 2023 года, содержащего недостоверные сведения.
Нарушение установленных соглашением от ДД.ММ.ГГГГ N сроков представления в Министерство просвещения Российской Федерации отчётов прокурором не вменялось.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) от 19 июня 2023 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2023 года подлежат изменению в соответствующей части путём исключения из него указаний на нарушение пункта 4.3.5 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N, выразившееся в представлении министром образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. отчёта о расходах и отчёта о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 1 января 2023 года по истечению установленных соглашением сроков.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Внесение изменений в постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) от 19 июня 2023 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2023 года не приведёт к ухудшению положения министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) от 19 июня 2023 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2023 года изменить, исключив из них указание на нарушение пункта 4.3.5 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N, выразившееся в представлении министром образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. отчёта о расходах и отчёта о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 1 января 2023 года по истечению установленных соглашением сроков, в остальной части оставить без изменения, жалобу защитника Любимовой И.П. - Бердюгиной А.А. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.