Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника Сотникова В.А. - Егоровой М.А. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 43, мирового судьи судебного участка N 46 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2023 года и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главного врача государственного казённого учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)" Сотникова В.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 43), мирового судьи судебного участка N 46 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2023 года, главный врач государственного казённого учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС(Я) "РЦМК МЗ РС(Я)") Сотников В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Сотникова В.А. - Егорова М.А. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение представленных материалов, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Статьёй 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утверждённые бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, что влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пунктам 2, 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казённого учреждения осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Заключение и оплата казённым учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счёт бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведённых казённому учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учётом принятых и неисполненных обязательств.
В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства и вносит изменения в ранее принятые бюджетные обязательства в пределах доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путём заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Бюджетное законодательство определяет лимит бюджетных обязательств как объём прав в денежном выражении на принятие казённым учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Под бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объёмы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно указанной статье под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Приведённое правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.
Из материалов дела следует, что должностными лицами Счётной палаты Республики Саха (Якутия) в отношении ГКУ РС(Я) "РЦМК МЗ РС(Я)" проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на оказание санитарно-авиационной медицинской помощи, в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2017-2022 годы" и "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы".
По результатам указанного мероприятия было установлено, что у ГКУ РС(Я) "РЦМК МЗ РС(Я)" имеются кредиторские задолженности на оказание санитарно-авиационной медицинской помощи, Учреждение ежегодно заключает договоры в текущем отчётном году за оказанные услуги предыдущего года, услуги оказываются авиакомпаниями в долг.
За истекший период 2022 года заключено 3 договора с АО АК "Полярные авиалинии", АО АК "АЛРОСА" и ООО ПКАП "Дельта К" за оказанные услуги санитарной авиации в 2021 году на общую сумму 45 489, 7 тысяч рублей.
Возникшая кредиторская задолженность погашена за счёт лимитов бюджетных средств следующего года. Причиной образования кредиторской задолженности явилось выполнение санитарного задания с АО АК "Полярные авиалинии", АО АК "АЛРОСА" и ООО ПКАП "Дельта К" без заключения государственных контрактов (договоров) ввиду отсутствия лимитов бюджетных обязательств, задолженность сверх утверждённых лимитов.
Допущенные нарушения получателем бюджетных средств в виде принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утверждённые бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, послужили основанием для привлечения главного врача ГКУ РС(Я) "РЦМК МЗ РС(Я)" Сотникова В.А. к ответственности по статье 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведённые обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к данной статье под должностным лицом в указанном Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с приказами министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2006 года N и от 14 февраля 2012 года N Сотников В.А. назначен главным врачом ГКУ РС(Я) "РЦМК МЗ РС(Я)" и в соответствии с Уставом учреждения осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения, несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на Учреждение полномочий, подотчётен отраслевому Министерству; руководит деятельностью Учреждения; без доверенности действует от имени Учреждения, в том числе представляет интересы и совершает сделки от имени Учреждения; обеспечивает исполнение Учреждением бюджетной сметы.
Выводы судебных инстанций о наличии в действиях Сотникова В.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Значимые по делу обстоятельства установлены в своей совокупности верно, подтверждены представленными доказательствами и сомнений не вызывают.
Доводы жалобы, в том числе о том, что в действиях Сотникова В.А. отсутствует состав вменённого административного правонарушения, поскольку выявленное нарушение возникло в результате действий главного распорядителя бюджетных средств, Сотниковым В.А. неоднократно направлялись заявки на выделение Учреждению дополнительных лимитов, а также о том, что указанные контракты были заключены Учреждением для оказания экстренной медицинской помощи в период новой коронавирусной инфекции, в том числе для экстренной эвакуации пациентов, не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении дела, не находят своего подтверждения вследствие чего не влекут отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление мирового судьи и решение судьи городского суда должным образом мотивированы со ссылками на непосредственно исследованные доказательства.
Каких-либо существенных нарушений, что позволяло бы ставить под сомнение законность привлечения должностного лица Сотникова В.А. к административной ответственности, в ходе производства по делу не допущено.
Административное наказание назначено должностному лицу Сотникову В.А. в пределах санкции статьи 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 43, мирового судьи судебного участка N 46 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2023 года и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главного врача государственного казённого учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)" Сотникова В.А, оставить без изменения, жалобу защитника Сотникова В.А. - Егоровой М.А. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.