Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 29 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - УМВД России по Хабаровскому краю), в котором просила обязать административного ответчика сохранить за ней, являющейся собственником автомобиля "Lexus LX 570", VIN N, государственный регистрационный знак N.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 13 декабря 2021 года ей стало известно об аннулировании регистрационного учёта принадлежащего ей автомобиля "Lexus LX 570", а 30 декабря 2021 года о том, что она имеет право сохранить за собой ранее присвоенный её транспортному средству государственный регистрационный знак в течение одного года.
30 декабря 2021 года ФИО1 подала на имя начальника Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Хабаровскому краю (далее - УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю) заявление о сохранении за ней государственного регистрационного знака N, в удовлетворении которого было отказано, что, по мнению административного истца, противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает его права и охраняемые законом интересы.
Определением судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 9 августа 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 29 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 было отказано.
5 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 21 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 октября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 29 сентября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, ФИО1 являлась собственником транспортного средства "Lexus LX 570", 2008 года выпуска, VIN N, государственный регистрационный знак N.
15 июля 2018 года постановлением дознавателя ОД ОП N 6 УМВД России по городу Хабаровску возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 326 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту подделки неустановленным лицом в неустановленное время и неустановленном месте умышленно с целью сбыта номера двигателя автомобиля, принадлежащего ФИО1
По обнаруженному производственному номеру "* N*" установлена принадлежность комплектующих автомобиля административного истца другому транспортному средству - автомобилю "Lexus LX 570", 2008 года выпуска, VIN N, государственный регистрационный знак N, находящемуся в розыске по уголовному делу N, возбужденному УМВД России по Еврейской автономной области 8 октября 2015 года по статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.
7 марта 2019 года врио начальника УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю утверждено заключение по результатам проверки по сообщению дознавателя ОД ОП N 6 УМВД России по городу Хабаровску, согласно которому в соответствии с пунктами 3, 50 действовавших до 1 января 2020 года Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых приказом МВД России от 26 июня 2018 года N 399, регистрация транспортного средства "Lexus LX 570", 2008 года выпуска, VIN N, государственный регистрационный знак N, признана недействительной и аннулирована.
21 марта 2019 года в адрес ФИО1 простым письмом начальником УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю направлено уведомление от 9 марта 2019 года об аннулировании регистрации принадлежащего ей транспортного средства.
30 декабря 2021 года в УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю поступило заявление представителя ФИО1 - ФИО7 о снятии государственного регистрационного знака N из числа разыскиваемых и о сохранении данного государственного регистрационного знака за административным истцом.
По результатам рассмотрения данного обращения письмом от 21 января 2022 года (исходящий N 3/212707830372) за подписью начальника отдела регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю ФИО4 заявителю разъяснялось, что законные основания для сохранения государственного регистрационного знака N за ФИО1 отсутствуют, поскольку с момента прекращения регистрации транспортного средства прошло более одного года.
Позже, письмом от 15 апреля 2022 года (исходящий N 3/227706717289) за подписью заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю ФИО5 представителю ФИО1 - ФИО7 дополнительно разъяснялось, что действующее законодательство не предусматривает возможности исчисления срока сохранения государственного регистрационного знака за владельцем транспортного средства с момента, когда ему стало известно о прекращении государственного учёта транспортного средства, а также не предусматривает возможности восстановления годичного срока, в течение которого возможно сохранение государственного регистрационного знака за владельцем транспортного средства.
В силу пункта 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ) государственный учёт транспортного средства прекращается в случае, если постановка транспортного средства на государственный учёт осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными, а также при выявлении оснований, указанных в части 1 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ, - в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пункты 1 и 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ предусматривают, что запрещается совершение регистрационных действий: в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства; в случае замены имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства.
В соответствии с пунктом 46 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1764 (далее - Правила государственной регистрации), на основании волеизъявления владельца транспортного средства, государственный учёт которого прекращён по основаниям, указанным в пункте 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ, осуществляется сохранение государственного регистрационного номера при условии, что с даты прекращения государственного учёта прошло не более одного года.
Действовавшие до 1 января 2020 года Правила государственной регистрации, утверждённые приказом МВД России от 26 июня 2018 года N 399, в пункте 50 предусматривали, что на основании волеизъявления владельца транспортного средства государственные регистрационные знаки (за исключением похищенных или утилизированных) исключаются из соответствующих розыскных учётов утраченной специальной продукции Госавтоинспекции и принимаются на хранение в соответствии с пунктом 42 Правила государственной регистрации (срок хранения государственных регистрационных знаков не должен превышать 360 дней со дня проведения регистрационного действия, в результате которого они были сохранены, либо со дня аннулирования регистрации транспортного средства) при условии, что с даты аннулирования регистрации прошло не более 360 дней.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ, Правил государственной регистрации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что на момент обращения представителя ФИО1 - ФИО7 с заявлением в УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю по вопросу сохранения государственного регистрационного знака N за ней (на ДД.ММ.ГГГГ) прошло более одного года с даты прекращения государственного учёта транспортного средства "Lexus LX 570", 2008 года выпуска, VIN N (ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, у административного ответчика не имелось предусмотренных действующим законодательством оснований для принятия решения о сохранении за ФИО1 указанного государственного регистрационного знака.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судов первой и апелляционной инстанций, положенными в основу решения и апелляционного определения, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в силу прямого указания положений пункта 46 действующих с 1 января 2020 года Правил государственной регистрации, как и положений пункта 50 действовавших ранее Правил государственной регистрации, начало срока, в течение которого владелец транспортного средства, государственный учёт которого прекращён, вправе сохранить государственный регистрационный знак за собой, законодатель связывает с датой прекращения (аннулирования) государственного учёта транспортного средства, а не с датой, когда его владелец получил уведомление Госавтоинспекции о прекращения (аннулирования) государственного учёта транспортного средства.
Иные доводы кассационной жалобы административного истца направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств, при этом эти доводы не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Само по себе несогласие ФИО1 с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений действующего законодательства не означают, что при рассмотрении административного дела была допущена судебная ошибка.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 29 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.