Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 11 мая 2023 года, принятое по административному делу N 2а-7765/2022, по административному иску врио военной прокуратуры Благовещенского гарнизона Амурской области к Министерству обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействие, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
врио военного прокурора Благовещенского гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с административным иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России), в котором просил признать незаконным бездействие Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, связанное с непроведением капитального ремонта здания сборного пункта военного комиссариата Амурской области, расположенного по адресу: "адрес"; обязать в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу Минобороны России организовать проведение работ по капитальному ремонту здания сборного пункта военного комиссариата Амурской области, расположенного по адресу: "адрес", а ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России произвести капитальный ремонт, а именно выполнить следующие работы:
укрепление фундамента, ремонт и восстановление отмостки, ремонт и восстановление несущих стен (колонн) здания, штукатуривание перегородок, ремонт и покраска фасада здания, ремонт и восстановление кровли, обработка деревянных конструкций огнезащитными составом (1430 м2), установка пандуса для доступа в здание маломобильных групп населения, ремонт и восстановление перекрытий, замена напольных покрытий, замена проемов (окна, двери); замену санитарно-технических устройств: умывальная 1 этаж: замена смесителей - 3 шт, кранов шаровых - 7 шт, умывальная 2 этаж: замена кранов шаровых Ду32 - 3 шт, смесителей - 4 шт, умывальная 3 этаж: замена смесителей - 3 шт, кранов шаровых Ду32 - 3 шт, замена стальных душевых поддонов - 5 шт, чаш Геннуя в количестве 6 шт; установку на лестницах наклонных заездов (пандусов) для доступа маломобильных групп населения, замену электрооборудования (освещения) ЭВО светильников 4*18 в количестве 300 шт, монтаж заземляющих контуров электроустановок, установку системы молниезагциты; ремонт крыльца здания: установку системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, установку автоматической системы пожаротушения и пожарной сигнализации, окрашивание элементов антитеррористических противотаранных блоков, ремонт отбойника противотаранных ограждений, оборудование площадки для высадки призывников.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения военной прокуратурой Благовещенского гарнизона проверки установлено, что сборный пункт военного комиссариата Амурской области, расположенный по адресу: "адрес", на протяжении длительного времени находится в неудовлетворительном состоянии, требует проведения капитального ремонта; в связи с бездействием Минобороны России, выразившемся в непроведении ремонта сборного пункта, создаются реальные предпосылки для его дальнейшего разрушения, что приведет к нарушению прав военнослужащих по призыву на поддержание нормального уровня температуры в зданиях и помещениях, установленной обязательными санитарно-эпидемиологическими нормами и требованиями, а также причинению ущерба государству. Таким образом, на Минобороны России, как на распорядителя бюджетных средств для нужд входящих в его состав учреждений, в судебном порядке должна быть возложена обязанность по организации проведения капитального ремонта здания сборного пункта военного комиссариата Амурской области, которая ответчиками в добровольном порядке до настоящего времени не исполнена.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ "Военный комиссариат Амурской области", в качестве административного соответчика привлечено ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 22 ноября 2022 года административное исковое заявление врио военного прокурора Благовещенского гарнизона удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие Минобороны России, связанное с непроведением ремонта здания сборного пункта военного комиссариата Амурской области, расположенного по адресу: "адрес". На Минобороны России возложена обязанность организовать (провести) работы по ремонту здания сборного пункта военного комиссариата Амурской области, расположенного по адресу: "адрес", перечисленные в административном исковом заявлении, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда по данному административному делу в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 11 мая 2023 года решение Благовещенского городского суда Амурской области от 22 ноября 2022 года в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности организовать (провести) работы по ремонту здания сборного пункта военного комиссариата Амурской области, расположенного по адресу: "адрес", изменено, в абзаце третьем его резолютивной части заменены слова: "организовать (провести) работы" словами "организовать выполнение работ".
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 22 ноября 2022 года в части отказа в удовлетворении требований врио военного прокурора Благовещенского гарнизона о признании незаконным бездействия ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, выразившегося в непроведении капитального ремонта здания сборного пункта военного комиссариата Амурской области, возложении обязанности произвести капитальный ремонт, отменено, в данной части принято новое решение.
Признано незаконным бездействие ФГБУ "Центральное жилищно- коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непроведении работ по капитальному ремонту здания сборного пункта военного комиссариата Амурской области, расположенного по адресу: "адрес".
На ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу произвести работы по капитальному ремонту здания сборного пункта военного комиссариата Амурской области, расположенного по адресу: "адрес", перечисленные в административном исковом заявлении.
25 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, поданная через Благовещенский городской суд Амурской области 16 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе судебного акта суда первой инстанции.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на отсутствие у него обязанности по проведению текущего или капитального ремонта переданных ему в эксплуатацию зданий; на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих включение в государственное задание работ по проведению ремонта здания призывного пункта, а также обеспечению финансирования работ.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 октября 2023 года кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав доводы прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, военной прокуратурой Благовещенского гарнизона проведена проверка исполнения Министерством обороны России законодательства в сфере ЖКХ в части содержания и обслуживания здания областного сборного пункта военного комиссариата Амурской области (инв. N 713, в/г 8 "Нагорный"), расположенного по адресу: "адрес" квартал 607 - далее - Объект), в ходе которой установлено, что здание находится в неудовлетворительном состоянии, требуется проведение капитального ремонта.
Объект находится в собственности Минобороны России и на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ на праве оперативного управления закреплен за ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России. Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ N здание передано в эксплуатацию ФГБУ "ЦЖКУ".
Удовлетворяя частично административные требования военного прокурора, признавая незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, возлагая на него обязанность по организации и проведению работ по ремонту здания сборного пункта военного комиссариата Амурской области, суд первой инстанции исходил из того, что в силу закона обязанность по проведению ремонта военного комиссариата лежит на собственнике объекта недвижимости - Министерстве обороны РФ, именно Министерство обороны РФ как собственник недвижимого имущества, несет бремя содержания имущества.
Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд первой инстанции исходил из того что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязано обеспечить использование имущества по назначению, а самостоятельным правом на проведение капитальных работ не обладает, в связи с чем оснований для возложения обязанности по проведению ремонта спорного здания на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не имеется, ввиду ограниченности полномочий по уставу учреждения.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований военного прокурора о признании незаконным бездействия ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации и возложения на него обязанностей, и в части возложения обязанности по проведению капитального ремонта объекта на Министерство обороны РФ, суд апелляционной инстанции исходил из того, что судом первой инстанции не учтена организационная структура Минобороны России, а также наделение специальными полномочиями его структурных подразделений, в связи с чем неверно определено надлежащее лицо, непосредственно ответственное за производство ремонта здания сборного пункта военного комиссариата Амурской области, в то время как само Минобороны России может организовать выполнение работ по ремонту объектов социальной инфраструктуры, а не провести такой ремонт.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России.
В силу подпункта 68 пункта 7 Положения к полномочиям Минобороны России в числе прочего отнесена организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов.
При этом согласно пункту 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
На основании приказа Министра обороны России от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Согласно Уставу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее - Устав) Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 12); основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 13).
Пунктами 21 и 25 Устава установлено, что Учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, а также осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.
В пункте 14 Устава определено, что для достижения целей, указанных в пункте 13 Учреждение осуществляет, в том числе деятельность по монтажу отопительных систем, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, и прочие отделочные работы и завершающие работы, а также инженерные изыскания для строительства.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Руководство), которое определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
Пунктом 14 Руководства установлено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" несут ответственность за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре.
Пунктами 15 и 16 Руководства предусмотрено, что ЖКС несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, и осуществляет выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
При таких обстоятельствах, учитывая организационную структуру Минобороны России, а также полномочия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, поскольку здание военного комиссариата находится в неудовлетворительном состоянии, нуждается в проведении капитального ремонта, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по выполнению работ по капитальному ремонту здания сборного пункта военного комиссариата Амурской области лежит на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 11 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.