Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 августа 2023 года, принятые по административному делу N 2-1057/2022, по административному иску прокурора Хабаровского района Хабаровского края к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Хабаровского района Хабаровского края в защиту законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Хабаровский районный суд Хабаровского края с вышеназванным исковым заявлением, в котором просил возложить обязанность на администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края принять в собственность сети водоснабжения, протяженностью 577 метров и сети водоотведения, протяженностью 1080 метров, обеспечивающих поставку коммунального ресурса многоквартирных домов N, N, N в "адрес".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что в "адрес" (военный городок N) расположены многоквартирные "адрес", 64 и 65, управление, эксплуатацию, техническое и санитарное содержание которых осуществляет ООО "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Горький" (далее - ООО "УК "ДВСРК- Горький"). Объектов казарменно-жилищного фонда, находящихся в эксплуатации жилищно-коммунальной службы N филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства Обороны России по Восточному военному округу на указанной территории не имеется. Система наружного водопроводно-канализационного хозяйства квартала застройки многоквартирных домов N, 64 и 65 в "адрес" представлена, в том числе, сетью водоснабжения протяженностью 577 метров и сетью водоотведения протяженностью 1080 метров. Договорные обязательства с ООО "УК "ДВСРК - Горький" у жилищно-коммунальной службы N филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства Обороны России по Восточному военному округу отсутствуют.
На текущую дату филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства Обороны России по Восточному военному округу не является ни поставщиком услуги по водоснабжению и водоотведению для многоквартирных домов N, 64, 65 в "адрес", ни транзитной организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории военного городка N названного населенного пункта. Поступающие в адрес ЖКС N жалобы жильцов многоквартирных домов N, 64, 65 в названном населенном пункте на ненадлежащее оказание услуг по водоснабжению и водоотведению устраняются силами ЖКС N. Вместе с тем, указанные сети водоотведения и водоснабжения на балансе филиала не состоят, в оперативное управление, на обслуживание и в эксплуатацию филиалу не передавались, фактически обладают признаками бесхозяйной вещи в соответствии со статьей 225 ГК РФ
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Горький", Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 14 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 августа 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
На администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность принять в собственность сети водоснабжения, протяженностью 577 метров и сети водоотведения, протяженностью 1080 метров, обеспечивающие поставку коммунального ресурса многоквартирных домов N, N, N в "адрес".
17 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, поданная через Хабаровский районный суд Хабаровского края 10 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на отсутствие возможности принять сети водоснабжения протяженностью 577 метров в муниципальную собственность, поскольку указанные сети частично проходят в границах земельных участков с кадастровыми номерами N, которые находятся в собственности Министерства обороны Российской Федерации. В материалах дела имеются доказательства, что спорные сети участвуют в хозяйственной деятельности структурных подразделений Министерства обороны РФ.
19 октября 2023 года определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции дело передано в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 октября 2023 года кассационная жалоба администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, помимо прокурора в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на территории "адрес" расположены многоквартирные дома N N, 64, 65, управление которыми на основании заключенного с собственниками помещений в многоквартирных домах договора осуществляет ООО "УК "ДВСРК-Горький". Систему наружного водопроводно-канализационного хозяйства указанного квартала застройки составляют водонасосная станция инв.97 (ВНС), сети водоснабжения протяженностью 577 метров и сети водоотведения протяженностью 1080 метров.
Как следует из приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 13 апреля 2017 года N 1168 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" прекращено право оперативного управления ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ и закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ недвижимое имущество, указанное в приложении к данному приказу, в том числе с местонахождением "адрес", 61, военный городок N: здание канализационной насосной станции (Nп/п 382, стр. 148 перечня), здание насосной станции (Nп/п 389, стр. 149 перечня).
Согласно приложению N к указанному приказу от ДД.ММ.ГГГГ N сети водоснабжения протяженностью 577 метров и сети водоотведения протяженностью 1080 метров, обеспечивающие поставку коммунального ресурса многоквартирных домов N, 64 и 65 в "адрес", указанным приказом не передавались.
Согласно акту комиссионного обследования объектов водоснабжения и водоотведения жилых домов N, 64, 65 по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в составе представителей комитета по обеспечению жизнедеятельности населения, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района, директора МУП "Тополевское", в присутствии представителей ЖКС N Филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, установлено, что система водоснабжения и водоотведения находится в аварийном состоянии и не отвечает требованиям эксплуатации. Как следует из материалов дела, объекты казарменно-жилищного фонда, находящегося в эксплуатации ЖКС N филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу, закрепленные за Вооруженными Силами Российской Федерации", в военном городке N ("адрес" муниципального района "адрес") отсутствуют.
Из уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о зарегистрированных правах на спорные объекты недвижимости - сети водоснабжения протяженностью 577 метров, сети водоотведения протяженностью 1080 метров с местонахождением в "адрес", "адрес", не имеется.
Удовлетворяя частично требования прокурора к администрации Хабаровского муниципального района, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что сети водоснабжения протяженностью 577 метров и сети водоотведения протяженностью 1080 метров, обеспечивающие поставку коммунального ресурса многоквартирных домов N, 64 и 65 в "адрес", не имеют собственника, их балансовая принадлежность не определена, право собственности за Министерством обороны Российской Федерации не зарегистрировано, на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ приказами директора Департамента военного имущества МО РФ не закреплялись, пришел к выводу о том, что спорная сети водоснабжения и водоотведения являются бесхозяйными.
При этом, принимая во внимание наличие у администрации Хабаровского муниципального района предусмотренной законом обязанности по организации водоснабжения населения и водоотведения, суды пришли к выводу, что указанные сети водоснабжения и водоотведения должны быть приняты ответчиком в собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В силу пунктов 1 - 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами возложены на органы муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения установив, что сети водоснабжения протяженностью 577 метров и сети водоотведения протяженностью 1080 метров, обеспечивающие поставку коммунального ресурса многоквартирных домов N, 64 и 65 в "адрес", не находятся в муниципальной собственности "Тополевского сельского поселения" Хабаровского муниципального района "адрес", их балансовая принадлежность не определена, право собственности за Министерством обороны Российской Федерации не зарегистрировано, на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ приказами директора Департамента военного имущества МО РФ не закреплялись, в связи с чем обладают признаками бесхозяйной вещи, принимая во внимание отсутствие сведений о том, что филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу является поставщиком услуги по водоснабжению и водоотведению для многоквартирных домов N, 64, 65 в "адрес" либо транзитной организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории военного городка N ("адрес" муниципального района), суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора и возложения на администрацию Хабаровского муниципального района "адрес" обязанности принять в собственность сети водоснабжения, протяженностью 577 метров и сети водоотведения, протяженностью 1080 метров, обеспечивающих поставку коммунального ресурса многоквартирных домов N, N, N в с. Матвеевка Хабаровского района Хабаровского края.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на то, что спорные сети водоснабжения частично проходят по земельным участкам с особым видом пользования под объекты обороны, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены, поскольку указанные обстоятельства не освобождают ответчика от исполнения возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Доводы кассационной жалобы, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного и поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.