Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магдагачинскому району на решение Магдагачинского районного суда Амурской области от 25 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Магдагачинского района в интересах неопределённого круга лиц к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магдагачинскому району о возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетнёвой С.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Магдагачинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Магдагачинский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магдагачинскому району (далее - ОМВД России по Магдагачинскому району), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области (далее - УМВД России по Амурской области), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), в котором просил возложить на ОМВД России по Магдагачинскому району следующие обязанности:
- в срок до 31 декабря 2023 года привести камеры NN 1, 2, 3, 4, 5, 7 изолятора временного содержания (далее - ИВС) ОМВД России по Магдагачинскому району в соответствие с требованиями статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ), обеспечив в них норму санитарной площади на одного человека не менее 4 квадратных метров;
- в срок до 31 декабря 2023 года привести камеры NN 1, 2, 3, 4, 5 ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району в соответствие с требованиями части 1 статьи 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ, обеспечив в них напольное покрытие, доступное для мытья и проведения текущей и заключительной дезинфекции;
- в срок до 1 сентября 2023 года привести камеры NN 1, 2, 3, 4, 5, 7 ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району в соответствие с требованиями части 1 статьи 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ в части устранения дефектов отделки помещения (сколов лакокрасочного покрытия);
- в срок до 1 сентября 2024 года организовать и обустроить помещения медицинского кабинета для ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району (кабинет приёмной и процедурной комнат площадью не менее 12 кв. м);
- в срок до 1 ноября 2023 года обеспечить обеззараживание постельных принадлежностей, используемых в ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району, на постоянной основе;
- в срок до 1 сентября 2023 года обеспечить работоспособность системы принудительной вентиляции в ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведённой проверки соблюдения требований действующего законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, административно-задержанных в ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району выявлены множественные нарушения санитарно-эпидемиологических требований, требований к материально-бытовому обеспечению помещений ИВС, в целях устранения которых 18 августа 2022 года в адрес начальника ОМВД России по Магдагачинскому району вносилось представление N 15-01-2022, требования которого в установленный срок исполнены не были.
Определением Магдагачинского районного суда Амурской области от 28 июня 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Уполномоченный по правам человека в Амурской области, Федеральное казённое учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД России по Амурской области".
Определением Магдагачинского районного суда Амурской области от 18 июля 2023 года изменено процессуальное положение УМВД России по Амурской области и МВД России с административных ответчиков на заинтересованных лиц.
Определением Магдагачинского районного суда Амурской области от 25 июля 2023 года производство по административному делу прекращено в части требований об возложении на ОМВД России по Магдагачинскому району обязанности обеспечить работоспособность системы принудительной вентиляции ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району в срок до 1 сентября 2023 года по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 194 КАС РФ, то есть в связи с отказом прокурора Магдагачинского района от административных исковых требований в данной части.
Решением Магдагачинского районного суда Амурской области от 25 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 сентября 2023 года, административное исковое заявление прокурора Магдагачинского района было удовлетворено. На ОМВД России по Магдагачинскому району возложены следующие обязанности:
- привести камеры NN 1, 2, 3, 4, 5, 7 ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району в соответствие с требованиями статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ из расчёта нормы санитарной площади в камере на одного человека не менее 4 квадратных метров - в срок до 31 декабря 2023 года;
- привести камеры NN 1, 2, 3, 4, 5 ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району в соответствие с требованиями абзаца первого статьи 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ в части обеспечения напольного покрытия, доступного для мытья и проведения текущей и заключительной дезинфекции, - в срок до 31 декабря 2023 года;
- привести камеры NN 1, 2, 3, 4, 5, 7 ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району в соответствие с требованиями абзаца первого статьи 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ в части устранения дефектов отделки помещения (сколов лакокрасочного покрытия) - в срок до 1 сентября 2023 года;
- организовать и обустроить помещения медицинского кабинета для ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району (кабинет приёмной и процедурной комнат площадью не менее 12 квадратных метров) - в срок до 1 сентября 2024 года;
- обеззараживать на постоянной основе постельные принадлежности, используемые в ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району, - в срок до 1 ноября 2023 года.
1 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного ответчика, поданная через Магдагачинский районный суд Амурской области 27 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 ноября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, представители иных участвующих в деле лиц, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Магдагачинского районного суда Амурской области от 25 июля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 сентября 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 7, части 3 статьи 9 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ следует, что изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел являются местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, которые являются подразделениями полиции и финансируются за счёт средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно статье 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырёх квадратных метров.
Оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ).
Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950 (далее - Правила внутреннего распорядка ИВС), установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ.
Сводом правил N 12-95 "Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (Милиции) МВД России", принятого и введённого в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года N 1-95 (далее - СП N 12-95), предусмотрено, что внутренние поверхности стен камер, карцеров и медицинских изоляторов должны быть гладко оштукатурены и окрашены клеевой краской (пункт 18.2); полы в камерах и карцерах должны быть дощатыми беспустотными с креплением к трапецевидным лагам, втопленным в бетонное основание; в помещениях с влажным режимом полы должны быть из керамической плитки (пункт 18.3); площадь кабинета медицинского работника и процедурной должна составлять не менее 12 квадратных метров (пункт 16.1).
Приказом МВД России от 30 апреля 2012 года N 389 утверждены Правилами оборудования служебных помещений для задержанных (далее - Правила оборудования помещений), пункт 4 которых предусматривает, что стены помещения для задержанных должны быть гладко оштукатурены.
В соответствии с пунктом 9 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утверждённой приказом МВД России N 1115, Минздрава России N 475 (далее - Инструкция), осмотр всех вновь поступивших в ИВС лиц должен проводиться медицинским работником в медицинском кабинете.
В силу пункта 15 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (далее - СанПиН 3.3686-21), при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, к числу которых отнесено обеззараживание белья и постельных принадлежностей (пункт 222 СанПиН 3.3686-21).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, административное нежилое здание ОМВД России по Магдагачинскому району с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" в котором размещены помещения ИВС, находится в собственности Российской Федерации и передано в оперативное управление ОМВД России по Магдагачинскому району.
Прокуратурой Магдагачинского района Хабаровского края проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о соблюдении условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, административно-задержанных в ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району, в ходе которой выявлены нарушения нормативных требований, перечисленные в административном исковом заявлении.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Магдагачинский районный суд Амурской области, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проанализировав положения Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ, Правил оборудования помещений, Инструкции, СП N 12-95, СанПиН 3.3686-21, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении на наличие оснований для возложения на ОМВД России по Магдагачинскому району обязанности по приведению камер ИВС в соответствие с установленными действующим законодательством требованиями: обеспечения нормы санитарной площади в камере на одного человека не менее 4 квадратных метров; по обеспечению в камерах напольного покрытия, доступного для мытья и проведения текущей и заключительной дезинфекции; по устранению дефектов отделки помещения (сколов лакокрасочного покрытия); по организации и обустройству помещения медицинского кабинета; а также по обеззараживанию постельных принадлежностей, используемых в ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району, на постоянной основе.
Оснований не согласиться с обжалуемыми решением и апелляционным определением у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах.
Вопреки доводам кассационной жалобы решение вопросов, связанных с обеспечением нормы санитарной площади в камерах, ремонта напольного покрытия и отделки помещений, обеззараживания постельных принадлежностей, не требует проведения реконструкции либо строительства нового здания ИВС ОМВД России по Магдагачинскому району.
Ссылки на ОМВД России по Магдагачинскому району на то, что, поскольку ИВС построено в 1988 году, в нём может отсутствовать помещения медицинского кабинета, не принимаются судебной коллегией суда кассационной инстанции, поскольку, как уже указывалось выше, в силу прямого указания пункта 9 Инструкции осмотр поступивших в ИВС лиц должен проводиться медицинским работником в медицинском кабинете. Доказательств невозможности выделения помещения под медицинский кабинет в здании ОМВД России по Магдагачинскому району со стороны административного ответчика представлено не было.
Иные доводы кассационной жалобы о том, что суды фактически незаконно понуждают МВД России к выделению финансирования, необходимого для исполнения судебного решения; что со стороны ОМВД России по Магдагачинскому району не было допущено незаконного бездействия, - по существу направлены на оспаривание обоснованности выводов судов по установленным ими обстоятельствам административного дела и основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем эти доводы не могут служить предусмотренными частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магдагачинского районного суда Амурской области от 25 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магдагачинскому району - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.