Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" Кычкина Р.Р. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Усть-Алданского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, возражавшую против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Усть-Алданского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (далее - ГУП "ЖКХ РС(Я)"), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), уточнив требования которого просил признать незаконным бездействие по неисполнению обязанностей по содержанию и ремонту комплектных трансформаторных подстанций "СХТ", "Химия", "Баня", а также электросиловых сетей с кадастровым номером N в селе Мындаба Усть-Алданского района; возложить обязанность обеспечить проведение ремонтных работ указанных трансформаторных подстанций и электросиловых сетей в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 4 октября 2022 года N 1070.
Заявленные требования прокурором мотивированы тем, что проведенной проверкой установлено, что объекты электроэнергетики - трансформаторные подстанции, расположенные в с. Мындаба Усть-Алданского района: "Баня 250 кВа", "СХТ Реммастерская 1350 кВа", "Химия 400 кВа", а также электросиловые сети с кадастровым номером N, переданные в хозяйственное ведение ГУП "ЖКХ РС(Я)", находятся в неудовлетворительном состоянии. Между тем ГУП "ЖКХ РС(Я)" и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) мероприятия по ремонту указанных объектов энергетики не проводятся, что свидетельствует незаконном бездействии, нарушающем права граждан, как потребителей соответствующей коммунальной услуги электроснабжения.
Определениями Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2023 года и 7 апреля 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), ПАО "Якутскэнерго" и администрация муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2023 года, требования прокурора удовлетворены, признано незаконным бездействие Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) по неисполнению обязанностей по содержанию и ремонту комплектных трансформаторных подстанций "СХТ", "Химия", "Баня", а также электросиловых сетей с кадастровым номером N в селе Мындаба Усть-Алданского района; на Государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" и Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) возложена обязанность обеспечить проведение ремонтных работ в комплектных трансформаторных подстанциях "СХТ", "Химия", "Баня", а также электросиловых сетей с кадастровым номером N в селе Мындаба Усть-Алданского района в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 4 октября 2022 года N 1070.
25 октября 2023 года представителем административного ответчика ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" Кычкиным Р.Р. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 1 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2023 года и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы считает, что принятые по делу судебные акты не отвечают требованиям законности и обоснованности, в нарушение требований полноты и определенности судебного постановления суд не определил, кто из ответчиков, в каком объеме и в какие сроки должен исполнить обязанности, указанные в судебном решении, что влияет на исполнимость судебного акта.
Административные ответчики, заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно разъяснением, приведенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобу, представление в пределах указанных в них доводов. При этом по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 КАС РФ). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
Исходя из данных разъяснений, при проверке законности и обоснованности обжалуемого заявителем в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2023 года, которым оставлено без изменения решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2023 года, проверке также подлежит судебный акт первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая заявленные прокурором административные исковые требования, суды, установив, что трансформаторные подстанции "Баня 250 кВа", "СХТ 1350 кВа", "Химия 400 кВа", сети электросиловые с кадастровым номером N, расположенные в с. Мындаба Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия), находятся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) и согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2003 года N 1190 переданы в хозяйственное ведение ГУП "ЖКХ РС(Я)", при этом данные объекты находятся в неудовлетворительном состоянии, меры к проведению их ремонта в нарушение пункта 29 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 4 октября 2022 года N 1070, не принимаются, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на надежное и качественное обеспечение электрической энергией, пришли к выводу о наличии незаконного бездействия ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", как владельца указанных объектов электроэнергетики, и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), которое является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим проведение единой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетического комплекса и энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализует функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также функции по управлению государственной собственностью Республики Саха (Якутия).
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильной применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В то же время, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (пункт 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Согласно статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В силу пункта 29 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 4 октября 2022 года N 1070, владельцы объектов электроэнергетики обязаны обеспечить организацию и проведение технического обслуживания и ремонта принадлежащих им ЛЭП, оборудования, устройств объектов электроэнергетики в соответствии с требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок "Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики", утвержденными приказом Минэнерго России от 25 октября 2017 года N 1013.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что трансформаторные подстанции и электросиловые сети, расположенные в с. Мындаба Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) и находящиеся в государственной собственности данного субъекта Российской Федерации, находятся в неудовлетворительном состоянии, поэтому пришли к обоснованному выводу о необходимости проведения их ремонта.
Возлагая обязанность по проведению ремонта спорных объектов электроэнергетики на ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" и Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), суды исходили из того, что объекты электроэнергетики закреплены за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, а Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим проведение единой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетического комплекса и энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализует функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также функции по управлению государственной собственностью Республики Саха (Якутия).
В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (пункт 1).
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (пункт 6).
С учетом правового положения ГУП "ЖКХ РС(Я)" и его имущественных прав в отношении спорных объектов электроэнергетики суды правильно возложили обязанность по их ремонту на данное предприятие.
По правилам части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Принятые по настоящему делу судебные акты в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не обжалуются, поэтому, несмотря на доводы кассационной жалобы ГУП "ЖКХ РС(Я)", в данной части не могут быть предметом проверки суда кассационной инстанции.
В случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения ГУП "ЖКХ РС(Я)" в соответствии с частью 1 статьи 355 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.