Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Симонова Г.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 августа 2023 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению гражданина КНР Чжао Юйхэн к УМВД России по Амурской области, главному специалисту-эксперту отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Амурской области Торбину Д.А, заместителю начальника отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Амурской области Часовниковой К.С, начальнику УВМ УМВД России по Амурской области Смирновой А.А, врио заместителя начальника УМВД России по Амурской области Ибрагимову С.А. о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
гражданин КНР Чжао Юйхэн обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по Амурской области о признании незаконным решения от 23 января 2023 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, возложении обязанности устранить нарушение его прав, свобод и законных интересов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что основанием для принятия оспариваемого решения послужило превышение им срока пребывания в Российской Федерации на 110 дней, он должен был покинуть территорию Российской Федерации 17 августа 2022 года, фактически выехал 5 декабря 2022 года. При этом административным органом не учтены объективные причины, в силу которых он не смог вовремя выехать из Российской Федерации.
Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 17 апреля 2023 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены главный специалист-эксперт ОИК УВМ УМВД России по Амурской области Торбин Д.А, заместитель начальника ОИК УВМ УМВД России по Амурской области Часовникова К.С, начальник УВМ УМВД России по Амурской области Смирнова А.А, врио заместителя начальника УМВД России по Амурской области Ибрагимов С.А.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области 19 мая 2023 года административные исковые требования Чжао Юйхэн удовлетворены, признано незаконным решение УМВД России по Амурской области от 23 января 2023 года N 12 о неразрешении гражданину КНР Чжао Юйхэн въезда на территорию Российской Федерации; на УМВД России по Амурской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Принимая данное решение, суд первой инстанции исходил из того, что гражданин КНР Чжао Юйхэн после истечения срока пребывания в Российской Федерации предпринимал надлежащие меры для выезда из Российской Федерации в КНР, однако у него отсутствовала возможность покинуть территорию Российской Федерации до истечения 30 суток со дня окончания срока временного пребывания - до 17 сентября 2022 года вследствие непреодолимой силы - выявления 3 сентября 2022 года накануне вылета в г. Чанчунь КНР коронавируса.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 августа 2023 года решение Благовещенского городского суда Амурской области от 19 мая 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Чжао Юйхэн отказано.
26 октября 2023 года представителем административного истца Симоновым Г.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 8 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 августа 2023 года и оставлении в силе решения Благовещенского городского суда Амурской области от 19 мая 2023 года либо направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что административный истец предпринимал все зависящие от него действия для того, чтобы своевременно покинуть Российскую Федерацию, но вследствие непреодолимой силы не смог этого сделать, кроме того у административного истца имелись документы, позволяющие ему законно находиться на территории Российской Федерации. Также полагает, что оспариваемое решение принято с нарушением месячного срока, установленного пунктом 2 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12; назначенную административному истцу меру ответственности нельзя признать необходимой и оправданной при отсутствии со стороны иностранного гражданина факта угроз общественному порядку.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции не допущено нарушений, влекущих отмену постановленного по делу апелляционного определения в кассационном порядке.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Чжао Юйхэн административных исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к заключению, что решение от 23 января 2023 года N 12 о неразрешении иностранному гражданину въезда в Российскую Федерацию сроком до 5 декабря 2025 года, принятое на основании подпункта 8 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", является законным, поскольку гражданин КНР Чжао Юйхэн по истечении срока пребывания в Российской Федерации до 17 августа 2022 года не выехал из Российской Федерации в течение 30 суток, превысив срок своего пребывания на 110 суток, при этом административным истцом не представлено доказательств прохождения им лечения в связи с выявлением коронавируса и невозможности выезда из Российской Федерации в силу обстоятельств, перечисленных в подпункте 8 статьи 26 названного закона.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (пункт 2 названной статьи).
В соответствии с подпунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину может быть не разрешен в случае, если он в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехал из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или иных явлений стихийного характера, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
Согласно материалам дела гражданин КНР Чжао Юйхэн въехал в Российскую Федерацию 9 октября 2019 года по многократной рабочей визе со сроком действия до 14 сентября 2021 года, соответственно срок его временного пребывания в Российской Федерации определялся данной датой.
Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 16 июня 2021 года и до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством приостановлено течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
На Правительство Российской Федерации возложены полномочия по утверждению перечня иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года N 1253-р утвержден перечень иностранных государств, в который входит, в том числе Китайская Народная Республика, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение. Датой снятия временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством определена дата его включения в перечень.
Таким образом, временные ограничения на транспортное сообщение с КНР были сняты с 20 мая 2022 года.
С учетом приведенного правового регулирования с 16 июня 2021 года было приостановлено течение срока действия выданной Чжао Юйхэн визы на оставшийся ее срок, равный 91 дню (с 16 июня 2021 года 14 сентября 2021 года - срок окончания действия визы).
Течение данного срока было возобновлено через 90 суток с даты снятия 20 мая 2022 года введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с КНР, то есть с 18 августа 2022 года.
Следовательно, с указанной даты в течение оставшегося срока действия визы (91 день), а именно до 16 ноября 2022 года пребывание Чжао Юйхэн в Российской Федерации являлось законным.
Между тем, гражданин КНР не выехал из Российской Федерации до истечения данного срока и продолжал пребывать в Российской Федерации до 5 декабря 2022 года.
При таких обстоятельствах, несмотря на неправильный вывод административного органа и суда апелляционной инстанции о сроке действия визы и сроке временного пребывания Чжао Юйхэн в Российской Федерации, предусмотренные подпунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" основания для неразрешения иностранному гражданину въезда в Российскую Федерацию имелись, поскольку Чжао Юйхэн не выехал из Российской Федерации в установленный срок и период его незаконного пребывания в Российской Федерации не превысил тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания.
Доказательств наличия уважительных причин невозможности выезда из Российской Федерации по состоянию на 16 ноября 2022 года административным истцом не представлено.
В соответствии с пунктом 2 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12, решение о неразрешении въезда принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в срок не более 1 месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств.
Вопреки доводам кассационный жалобы, данный срок не является пресекательным и его несоблюдение не может влечь отмену решения о неразрешения въезда в Российскую Федерацию, принятого на законном основании.
Принятое в отношении административного истца решение к избыточному ограничению его прав и свобод не привело, поскольку основано на федеральном законе, является необходимым и оправданным, доказательств нарушения прав и законных интересов в виду неразрешения въезда в Российскую Федерацию сроком на три года, наличия устойчивых связей в Российской Федерации иностранным гражданином и его представителем не приведено.
Таким образом, судом апелляционной инстанции обоснованно признано принятое в отношении гражданина КНР Чжао Юйхэн решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 23 января 2023 года N 12 законным, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Симонова Г.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.