Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы административного ответчика администрации Ольского муниципального округа Магаданской области, заинтересованного лица министерства сельского хозяйства Магаданской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 3 октября 2023 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Ольского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ольского муниципального округа Магаданской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, полагавшую оставить обжалуемый судебный акт без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ольского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Ольского муниципального округа Магаданской области о признании незаконным бездействия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в части организации приюта в соответствии с требованиями законодательства, возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения устранить нарушения законодательства об ответственном обращении с животными в приюте для животных без владельцев, расположенном по адресу: Магаданская область, Ольский район, пос. Ола, ул. Советская.
Заявленные требования прокурором мотивированы тем, что Законом Магаданской области от 9 декабря 2016 года N 2118-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Магаданской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления Ольского муниципального округа наделены правом на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории Ольского муниципального округа. Согласно постановлению Правительства Магаданской области от 29 сентября 2021 года N 738-пп "О региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Магаданской области" уполномоченным органом по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев является министерство сельского хозяйства Магаданской области.
Несмотря на систематическое выделение финансирования, организованный в пос. Ола приют для животных не соответствует требованиям федерального и регионального законодательства, в нем отсутствуют теплые вентилируемые помещения для содержания кошек с примыкающей площадкой для выгула; карантинные помещения; ветеринарный блок; изолятор; дезинфекционно- моечное помещение; хозяйственное помещение для хранения кормов, и (или) кормо-кухня для приготовления кормов из натуральных продуктов; склад для хранения опилок, сена или другого подстилочного материала, инвентаря; морозильные камеры для временного хранения биологических отходов; контейнерная площадка с контейнерами для твердых бытовых отходов и контейнерами для биологических отходов; системы водоснабжения и водоотведения, электро- и теплоснабжения; наружное освещение. Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии администрации Ольского муниципального округа Магаданской области при осуществлении отдельных государственных полномочий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, а также неэффективном использовании выделенных бюджетных средств.
Решением Ольского районного суда Магаданской области от 23 июня 2023 года в удовлетворении административного иска прокурора отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Магаданской области от 9 декабря 2016 года N 2118-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Магаданской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" мероприятия по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе по организации приютов для животных финансируются исключительно за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из бюджета Магаданской области, в данном случае незаконное бездействие органа местного самоуправления Ольского муниципального округа отсутствие, поскольку создание приюта для животных осуществляется в пределах выделенных муниципальному округу на данные цели денежных средств.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 3 октября 2023 года решение Ольского районного суда Магаданской области от 23 июня 2023 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
30 октября 2023 года административным ответчиком администрацией Ольского муниципального округа Магаданской области и 20 ноября 2023 года заинтересованным лицом министерством сельского хозяйства Магаданской области поданы кассационные жалобы, поступившие в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 8 и 27 ноября 2023 года, в которых ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 3 октября 2023 года.
Административный ответчик в кассационной жалобе указывает, что вывод суда апелляционной инстанции о наделении органов местного самоуправления полномочиями по созданию приютов для животных на территории Магаданской области основан на неправильном толковании норм материального права. Считает, что оснований для направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не имелось, нерассмотрение судом вопроса о привлечении административного соответчика с учетом полномочий суда апелляционной инстанции не может влечь отмену решения, учитывая, что административный истец не уточнял свои исковые требования и не ходатайствовал о замене ответчика.
В доводах кассационной жалобы министерство сельского хозяйства Магаданской области несогласно с выводами суда апелляционной инстанции о необходимости привлечения министерства в качестве соответчика, поскольку в административном исковом заявлении требования к публично-правовому образованию Магаданской области заявлены не были, полномочия по организации приютов для животных без владельцев переделаны органам местного самоуправления, субвенции из областного бюджета на осуществление данных полномочий предоставляются на основании заявок от органов местного самоуправления. При осуществлении Ольским муниципальным округом полномочий в части организации приюта незаконного бездействия не допущено, все запланированные мероприятия выполняются ежегодно в рамках полученных бюджетных средств.
Административный ответчик, заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции таких нарушений не допущено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, или если решение суда первой инстанции принято в соответствии с частью 5 статьи 138 настоящего Кодекса, либо в случае нарушения правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания.
Отменяя решение суда первой инстанции и направляя административное дело на новое рассмотрение, суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Магаданской области от 9 декабря 2016 года N 2118-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Магаданской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления Магаданской области наделены отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе по организации приютов за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из областного бюджета. При этом органы местного самоуправления не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти, за счет доходов местных бюджетов.
Учитывая, что в Магаданской области распорядителем средств субвенций на осуществление указанных государственных полномочий является министерство сельского хозяйства Магаданской области, суд первой инстанции в нарушение предписаний статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей процессуальное соучастие в случае рассмотрения административно-публичного спора, предметом которого являются обязанности нескольких лиц, а также указывающей на необходимость привлечения в качестве административного соответчика лица, не обозначенного в качестве такового административным истцом, без участия которого невозможно рассмотреть административное дело, не привлек к участию в деле в качестве административного соответчика министерство сельского хозяйства Магаданской области, что является безусловным основанием для отмены постановленного по делу решения.
Оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными отнесена организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (часть 3 названной статьи).
Законом Магаданской области от 9 декабря 2016 года N 2118-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Магаданской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Магаданской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (статья 1).
Согласно части 1 статьи 6 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из областного бюджета.
Перечень мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, если иное не установлено законодательными актами субъектов Российской Федерации, определен в части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ).
Таким образом, Законом Магаданской области от 9 декабря 2016 года N 2118-ОЗ органы местного самоуправления наделены только полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и из данного Закона не следует наделение органов местного самоуправления полномочиями по созданию приютов.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Частью 2 статьи 63 данного Федерального закона также предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (часть 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
С учетом приведенного правового регулирования суд апелляционной инстанции обоснованно указал о невозможности рассмотрения настоящего административного дела без привлечения в качестве соответчика органа государственной власти Магаданской области, осуществляющего полномочия в области обращения с животными без владельцев, которым является министерство сельского хозяйства Магаданской области (пункт 3.6 Положения о министерстве сельского хозяйства Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года N 11-пп).
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, доводы кассационных жалоб оснований для отмены обжалуемого судебного акта не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 3 октября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации Ольского муниципального округа Магаданской области, министерства сельского хозяйства Магаданской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.