Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казённого учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 23 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 1 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края о признании незаконным решения и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Федерального государственного казённого учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации ФИО6, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Вилючинский городской суд Камчатского края с административным исковым заявлением к администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края (далее также - Администрация), в котором просил: признать незаконным отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 49 лет для садоводства земельного участка площадью 1500 кв. м. и в утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, оформленный письмом от 22 августа 2022 года N 788-С; возложить на Администрацию обязанность утвердить схему расположения испрашиваемого административным истцом земельного участка на кадастром плане территории и принять решение о предварительном согласовании его предоставления в аренду из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на основании заявления ФИО1 от 24 мая 2022 года и представленных им документов.
Определением Вилючинского городского суда Камчатского края от 23 ноября 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральное государственное казённое учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России), Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Камчатскому краю.
Решением Вилючинского городского суда Камчатского края от 23 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 1 июня 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено частично:
- признано незаконным решение Администрации от 26 августа 2022 года N 788-С "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка" по заявлению ФИО1 от 24 мая 2022 года;
- на Администрацию возложена обязанность повторно, в срок не более чем четырнадцать дней со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотреть заявление ФИО1 от 24 мая 2022 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- с административного ответчика в пользу административного истца взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления судами было отказано.
Кассационными определениями судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа и 18 октября 2023 года кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и ФИО1 на указанные выше судебные акты оставлены без удовлетворения.
27 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, поданная через Вилючинский городской суд Камчатского края 21 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо представителя ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, иные участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Вилючинского городского суда Камчатского края от 23 декабря 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 1 июня 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что процедура предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", включает в себя подачу в уполномоченный орган заинтересованным гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из содержания подпункта 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к заявлению заинтересованного лица о предварительном согласовании предоставления земельного участка должна прилагаться схема расположения земельного участка, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 1); принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 2).
В свою очередь, подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 24 мая 2022 года ФИО1 подал в Администрацию заявление о предварительном согласовании предоставления ему без проведения торгов в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1500 кв. м. (цель использования земельного участка - садоводство). К данному заявлению административным истцом была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой испрашиваемый земельный участок располагается в пределах границ городского округа в кадастровом квартале N.
Письмом от 26 августа 2022 года N 788-С за подписью главы Вилючинского городского округа ФИО4 Администрация отказала ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку исходя из представленной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, образуемый земельный участок, согласно плану землепользования, входящему в состав государственного акта на право пользования землёй от 6 июля 1987 года серии A-I N, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N, в отношении которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24 октября 2022 года N N земельный участок с кадастровым номером N является ранее учтённым, его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Вилючинский городской суд Камчатского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал, что оспариваемое решение уполномоченного органа местного самоуправления не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, поскольку изложенное в письме от 26 августа 2022 года N 788-С основание отказа в предварительном согласовании предоставления ФИО1 испрашиваемого земельного участка (наложение его границ на границы земельного участка с кадастровым номером N) не подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Признав соответствующее решение Администрации незаконным, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца от 24 мая 2022 года.
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда дополнительно указал в апелляционном определении, что решение Администрации в нарушении требований пункта 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит указания на отказ в утверждении представленной заявителем схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, а государственный акт на право пользования землёй от 6 июля 1987 года серии A-I N, на который ссылается административный ответчик, не содержит сведений о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 41:02:0000000:5.
Оснований не согласиться с такими выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах.
Частью 2 статьи 62, частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем, как верно указали суды, со стороны административного ответчика и заинтересованных лиц в материалы дела не предоставлено доказательств, подтверждающих наложение границ испрашиваемого земельного участка на земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России.
При таких обстоятельствах довод заявителя кассационной жалобы о том, что со стороны ФИО1 не представлено доказательств того, что земельный участок, который он просит предварительно согласовать ему для предоставления, находится за пределами земельного участка с кадастровым номером N, основан на неверном толковании норм процессуального права.
Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов судов по установленным ими обстоятельствам административного дела и к переоценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем эти доводы не могут служить предусмотренными частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
В силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении административного спора, тогда как правом переоценки установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделён.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при рассмотрении административного дела судами нижестоящих инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
Как уже указывалось выше, ранее кассационными определениями судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа и 18 октября 2023 года отказывалось в удовлетворении кассационных жалоб Министерства обороны Российской Федерации и ФИО1 на решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 23 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 1 июня 2023 года.
Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в случае, если суд кассационной инстанции при повторной проверке судебных актов судов первой и (или) апелляционной инстанций придёт к выводу, что кассационные жалоба не подлежит удовлетворению, в резолютивной части кассационного определения указывается на оставление кассационных жалобы без удовлетворения; указания на оставление без изменения ранее вынесенных судебных актов по административному делу в резолютивной части не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу Федерального государственного казённого учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 23 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 1 июня 2023 года оставить без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.