Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Соколовой Л.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" на решение Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению Ермолаевой М.Н. к администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" о признании незаконными действий, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, отмене решения, возложении обязанности рассмотреть заявление.
Заслушав доклад судьи Соколовой Л.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ермолаева М.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" о признании незаконными действий, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, отмене решения, возложении обязанности рассмотреть заявление.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административным ответчиком отказано в принятии на учет Ермолаевой М.Н. и членов ее семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма по причине того, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, прекратив право собственности на жилое помещение в городе Ярославле. Вместе с тем, с учетом площади квартиры она и до ее продажи имела право на постановку на учет в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Расчет доходов членов семьи, расчет нуждаемости и обеспеченности общей площадью жилого помещения произведены не были. Считает, что оспариваемое решение нарушает ее права и влияет на возможность получения ею как гражданином, имеющим трех и более детей, земельного участка бесплатно в собственность для осуществления индивидуального жилищного строительства.
Решением Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 26 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 3 августа 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным решение администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" об отказе Ермолаевой М.Н. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, выраженное в ответе от 19 января 2023 года исх. N 03-88/23. На администрацию муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" возложена обязанность в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Ермолаевой М.Н. от 15 ноября 2022 года о присвоении статуса малоимущего в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения. В удовлетворении требования об отмене решения администрации, выраженного в ответе от 19 января 2023 года N 03-88/23, отказано.
6 декабря 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Ермолаевой М.Н, поданная через Южно-Курильский районный суд Сахалинской области 23 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование своей позиции кассатор указал, что Ермолаевой М.Н. намеренно совершено отчуждение квартиры с целью обоснования нуждаемости и расчетов малоимущности. Заявление Ермолаевой М.Н. не было рассмотрено формально, как о том указал суд. Ермолаева М.Н. никаких сведений не предоставила. Были сделаны запросы о доходах, накоплениях в накопительно-ипотечной системе военнослужащего, участником которой является Ермолаева М.Н. Полагал, что граждане, которые ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2023 года кассационная жалоба администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Оснований, предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ, для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ Ермолаева М.Н. обратилась в администрацию муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" с заявлением о присвоении ей и членам ее семьи (включая троих детей) статуса малоимущего в целях предоставления по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в МО "Южно-Курильский городской округ" и поставить на учет для последующей ежегодной перерегистрации.
В ходе проверки документов установлено, что Ермолаева М.Н. с ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником квартиры по адресу "адрес", площадью N кв.м.
Ермолаева М.Н. продала квартиру по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, переход прав зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства расценены администрацией муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" в качестве намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условии для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Собрания муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ N установлены: минимальный размер площади жилого помещения (норма предоставления) - 18 кв.м. на одного человека для определения минимального размера площади жилого помещения по договору социального найма; учетная норма площади жилого помещения в размере - 18 кв.м. на одного человека для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ N администрация муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" сообщила Ермолаевой М.Н. о том, что она не может быть поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, так как намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Аналогичная информация изложена в письме администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя частично административный иск, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались частью 2 статьи 49, пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 51, частью 1 статьи 52, статьей 53 Жилищного кодекса РФ, Законом Сахалинской области от 1 июня 2018 года N 36-ЗО "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", решением Собрания муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ N, исходили из того, что заявление Ермолаевой М.Н. рассмотрено уполномоченным органом формально, без полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, поскольку в ответе указано только на факт прекращения права собственности на жилое помещение, проверка обстоятельств малоимущности семьи не проводилась, как и обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, и пришли к выводу, что при наличии в собственности Ермолаевой М.Н. жилого помещения площадью N кв.м. на каждого из четырех членов ее семьи приходилось бы менее учетной нормы площади жилого помещения, что являлось основанием для признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в судебных актах, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.
Проанализировав действия Ермолаевой М.Н. по продаже принадлежащей ей квартиры, площадью N кв. м, суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи (состоящей из 4-х человек), даже с учетом площади, приходившейся на отчужденную квартиру (60, 6 кв.м.), составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Собрания муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" от 23 сентября 2015 года N (18 кв.м.), верно указал, что нельзя сделать вывод о том, что административный истец совершил действия, приведшие к намеренному ухудшению жилищных условий, с целью постановки в последующем семьи на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья.
Позиция административного ответчика о том, что сам по себе факт продажи жилого помещения является достаточным основанием для отказа в постановке административного истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся, не основана на нормах жилищного законодательства.
Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, либо право на их получение.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу приведенной нормы ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, то есть если гражданин, ранее не отвечающий критериям нуждаемости в жилом помещении, в результате указанных действий стал нуждающимся в обеспечении жильем.
Имущественное положение граждан определяется на момент обращения с заявлением для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с Законом Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗО.
Положения данного закона подробно проанализированы судом первой инстанции и сделаны правильные выводы о том, что имущественное положение административного истца органом местного самоуправления не проверено.
Признавая решение об отказе Ермолаевой М.Н. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях незаконным, суды двух инстанций правомерно учли, что и до отчуждения Ермолаевой М.Н. в 2022 году принадлежащей ей квартиры она и члены ее семьи не были обеспечены жилым помещением площадью согласно учетной норме.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 26 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 3 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.