Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя ФИО1 - ФИО4, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) (далее - МВД по Республике Саха (Якутия)), в котором указал, что 1 марта 2022 года административным ответчиком в отношении него на основании пункта 9 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ) принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком на пять лет, до 28 января 2027 года. По мнению административного истца, указанное решение противоречит положениям действующего законодательства, является необоснованным, нарушает его права и охраняемые законом интересы. ФИО1 просил суд признать незаконным и отменить оспариваемое решение МВД по Республике Саха (Якутия), а также возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2022 года решение МВД по Республике Саха (Якутия) от 1 марта 2022 года о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации гражданину Киргизской Республики ФИО1 признано незаконным и отменено; на административного ответчика возложена обязанность оформить представление об отмене указанного выше решения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 февраля 2023 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
10 августа 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 2 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 августа 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
ФИО1, который извещался судом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (часть 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяют и регулируют Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) и Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ.
Согласно статье 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Частью 5 статьи 24 Федерального закона N 114-ФЗ установлено, что иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Положениями статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ предусмотрено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
В свою очередь, из содержания подпункта 9 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ следует, что иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства использовали подложные документы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" утверждены Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Правила), а также Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Перечень).
Согласно пункту 1 Перечня Министерство внутренних дел Российской Федерации отнесено к федеральным органам исполнительной власти, которые уполномочены принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства.
Решение о неразрешении въезда принимается федеральным органом исполнительной власти, предусмотренным Перечнем, в срок не более одного месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств (пункт 2 Правил принятия решения).
Согласно пункту 4 Правил принятия решения уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по принятию решений о неразрешении въезда и их отмене непосредственно и (или) через свои территориальные органы (подразделения).
Как следует из материалов настоящего административного дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Республики Кыргызстан, осуждён приговором Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 года (уголовное дело N) по части 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за совершение умышленного преступления - за использование заведомо поддельного водительского удостоверения, которое было предъявлено им инспектору БДПС ГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) 4 ноября 2021 года в ходе проверки, проводимой по факту дорожно-транспортного происшествия с участием находившегося под управлением ФИО1 автомобиля марки "Тойота Виндом", государственный регистрационный знак N.
Решением старшего инспектора отдела иммиграционного контроля УВМ МВД по Республике Саха (Якутия) ФИО6 от 1 марта 2022 года, утверждённым министром внутренних дел по Республике Саха (Якутия) ФИО7, гражданину Киргизской Республики ФИО1 неразрешён въезд в Российскую Федерацию сроком на пять лет (до 28 января 2027 года) на основании подпункта 9 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, то есть в связи с использованием им подложных документов, факт которого установлен вступившим в силу приговором Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 года.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования и признавая оспариваемое решение МВД по Республике Саха (Якутия) незаконным, Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) исходил из того, что ФИО1 длительное время проживает на территории Российской Федерации, у него сложились устойчивые семейные и социальные связи; его супруга является гражданкой Российской Федерации; принятое решение о неразрешении въезда в Российскую Федерации не связано в какой-либо социально значимой целью (обеспечение общественной безопасности, защита морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц), оно приводит к избыточному и неоправданному ограничению прав и свобод административного истца.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) указала в апелляционном определении, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом внутренних дел в пределах его компетенции и нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, такое решение не противоречит. Осуждение ФИО1 по приговору суда за умышленное преступление (использование поддельного водительского удостоверения) свидетельствует о его пренебрежительном отношении к установленным в Российской Федерации общепринятым нормам и правилам поведения, что негативно влияет на состояние криминогенной обстановки, наносит ущерб и создаёт реальную угрозу общественной безопасности, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. Само по себе семейное положение ФИО1, наличие супруги и ребёнка, проживающих на территории Российской Федерации и имеющих гражданство Российской Федерации, не влечёт в безусловном порядке признание оспариваемого решения, нарушающим его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку оно принято с учётом степени общественной опасности преступного деяния заявителя.
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснил, что судебный акт является законным в том случае, когда принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При проверке законности решения, действия (бездействия) в порядке главы 22 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и должен выяснить в полном объёме соблюдение административным ответчиком требований нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между сторонами отношения, на основании доказательств, которые обязан представить административный ответчик, а в случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделёнными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (части 8, 11 и 12 статьи 226 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 307 КАС РФ рассмотрение административного дела в судебном заседании суда апелляционной инстанции осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции с учётом особенностей, предусмотренных КАС РФ.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 КАС РФ).
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при вынесении апелляционного определения судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) указанные требования процессуального закона выполнены не были.
При вынесении апелляционного определения судом апелляционной инстанции не было учтено, что само по себе то обстоятельство, что ФИО1 был привлечён к уголовной ответственности за совершение умышленного преступления, могло являться основанием неразрешения ему въезда в Российскую Федерацию на основании подпункта 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ (иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за её пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом), который в данном случае МВД по Республике Саха (Якутия) применён не был.
В то же время, положения подпункта 9 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ (использование иностранным гражданином или лицом без гражданства подложных документов) подлежат применению во взаимосвязи со статьёй 3 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, согласно которой порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", статья 11 которого относит к основаниям для пропуска лиц через Государственную границу Российской Федерации наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации; со статьёй 6 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, абзацем вторым которой установлено, что иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации; с положениями статьи 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, предусматривающими, что иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации; и с положениями статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, предусматривающей необходимость наличия у иностранного гражданина или лица без гражданства документов, подтверждающих
законность их временного пребывания на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 - 6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в городе Астане 29 мая 2014 года, трудовая деятельность трудящегося государства-члена (в том числе граждан Республики Кыргызстан) регулируется законодательством государства трудоустройства с учётом положений данного Договора; срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг); граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учёт) в течение 30 суток с даты въезда; в случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учёт) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.
Таким образом, устанавливая для целей применения подпункта 9 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ в качестве основания неразрешения иностранному гражданину либо лицу без гражданства въезда в Российскую Федерацию использование ими подложных документов, законодатель имел в виду не любые подложные документы, а документы, необходимые для пересечения иностранным гражданином либо лицом без гражданства Государственной границы Российской Федерации, осуществления их миграционного учёта или подтверждающие законность их временного пребывания на территории Российской Федерации.
Применительно к настоящему делу судом апелляционной инстанции не было выяснено, связан ли факт использования гражданином Республики Кыргызстан ФИО1 поддельного водительского удостоверения с осуществлением им трудовой деятельности на территории Российской Федерации или с оказанием услуг по гражданско-правовому договору.
Поскольку суд апелляционной инстанции не установили не исследовал все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного дела, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 2 статьи 328, пунктом 2 части 1 статьи 329 КАС РФ, приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемого апелляционного определения с направлением административного дела в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное выше и в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами, а также требованиями закона принять законное и обоснованное апелляционное определение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 февраля 2023 года отменить, административное дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.