Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения ФИО1 и её представителя ФИО4, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителей Министерства юстиции Российской Федерации и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО5 и ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО8 обратилась в Железнодорожный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просила:
- признать незаконным с момента принятия и отменить распоряжение Минюста России от 7 октября 2022 года N 1336-р о включении её в список физических лиц, выполняющих функции иностранных агентов, а также решение о включении её в реестр иностранных агентов;
- обязать административного ответчика исключить административного истца из реестра иностранных агентов.
Определением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 12 января 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
Решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 мая 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 было отказано.
28 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Железнодорожный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 14 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 октября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 февраля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 мая 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ) в редакции, действовавшей до 1 декабря 2022 года, физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).
Политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
- участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
- участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
- публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
- формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путём проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
- вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
- финансирование указанной деятельности.
К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.
Физическое лицо, деятельность которого подпадает под признаки, указанные в части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ, обязано в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, подать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (часть 2 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ).
В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Решение о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд (часть 3 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ).
С 1 декабря 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ), статья 5 которого предусматривает, что в целях учёта иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр иностранных агентов, который содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр с указанием конкретных норм настоящего Федерального закона, дату принятия решения уполномоченного органа о включении в реестр.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ лица, которые на день вступления в силу данного Федерального закона включены в реестры, предусмотренные частью пятой статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", частью четвёртой статьи 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", список, предусмотренный частью 3 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ, сохраняют (приобретают) статус иностранного агента и подлежат включению в реестр, предусмотренный статьёй 5 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ.
Из содержания подпункта 2 пункта 19 Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 N 10, следует, что Минюст России
осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах.
Ранее действовавшее Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, также предусматривало, что Минюст России осуществляет соответствующие государственные контрольные функции.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, 16 мая 2022 года в Минюст России из Управления Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области поступили документы, свидетельствующие о том, что ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществляет на территории Российской Федерации политическую деятельность в интересах иностранного источника.
Так, административный истец с августа 2021 года по сентябрь 2022 года организовывала и проводила одиночные пикеты, в том числе: в поддержку "Телеканала Дождь", включенного 20 августа 2021 года в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; против создания на Курильских островах территорий опережающего развития; против продажи ресурсов Дальнего Востока за рубеж; против проведения специальной военной операции. Давала интервью и публиковала статьи в издании "Сибирь. Реалии", которое 5 декабря 2017 года включено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, распространяя своё мнение о якобы имевших место вбросах бюллетеней избирателей на выборах губернатора Хабаровского края, состоявшихся 20 сентября 2021 года, об "антиконституционности" российского законодательства, о "преступности власти". Согласно письменной информации, поступившей в Минюст России из МРУ Росфинмониторинга по ДФО, административный истец получал денежные средства с территории иностранного государства (страна плательщика - Украина).
По результатам проведённой проверки представленных документов Минюста России пришёл к выводу, что ФИО8 выполняет функции иностранного агента, однако самостоятельно не подала заявление (уведомление) об этом в порядке, установленном частью 2 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ.
Распоряжением заместителя министра юстиции Российской Федерации Свириденко О.М. от 7 октября 2022 года N 1336-р в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ административный истец включён в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Уведомление о включении в соответствующий список направлялось Минюстом России административному истцу и было им получено.
Позже, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ, ФИО8 включена в реестр иностранных агентов.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Железнодорожный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ, Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ, Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Порядка ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, утверждённого приказом Минюста России от 29 июня 2021 N 106, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал, что оспариваемые распоряжение Минюста России от 7 октября 2022 года N 1336-р, а также действия Минюста России по включению ФИО1 в реестр иностранных агентов приняты и совершены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при наличии определённых действующим законодательствам оснований и с соблюдением установленного порядка; нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, указанные распоряжение и действия не противоречат, прав и охраняемых законом интересов ФИО1, которая осуществляет на территории Российской Федерации политическую деятельность в интересах иностранного источника, не нарушают.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и на проведённой судами оценке представленных сторонами доказательств; кроме того, указанные выводы в полной мере согласуются с приведёнными положениями статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ и статей 5, 14 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильных выводов судов, изложенных в решении и апелляционном определении, по существу они направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, а также основаны на неверном толковании положений действующего законодательства о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием; эти доводы были предметом судебной проверки судов нижестоящих инстанций, им в оспариваемых судебных актах дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется.
В силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении административного спора, тогда как правом переоценки установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделён.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.