Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Дубовик М.С, Старовойт Р.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухинина Василия Матвеевича к администрации Серышевского муниципального округа об отмене решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, взыскании морального вреда, по кассационной жалобе Сухинина Василия Матвеевича на решение Серышевского районного суда Амурской области от 6 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 30 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дубовик М.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сухинин В.М. обратился в суд с иском к администрации Серышевского муниципального округа об отмене решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, взыскании морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что с 14 февраля 2014 г. по 17 февраля 2017 г. занимал должность "данные изъяты" Томского сельсовета Серышевского района Амурской области, является получателем страховой пенсии по старости.
01 марта 2017 г. администрацией Томского сельсовета Серышевского района Амурской области принято решение о назначении ему пенсии за выслугу лет, в соответствии с которым истцу, замещавшему должность "данные изъяты" Томского сельсовета Серышевского района Амурской области с 20 февраля 2017 г. назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 16 244 руб. 44 коп.
31 марта 2023 г. на основании решения комиссии по вопросам муниципальной службы Серышевского муниципального округа ему с 01 апреля 2023 г. распоряжением главы Администрации Серышевского муниципального округа от 05 апреля 2023 г. N 146-рк, прекращены начисление и выплата пенсии за выслугу лет.
Считает указанное решение Комиссии незаконным и подлежащим отмене, поскольку как следует из п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, противоречит ст. 23 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривающей право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, обращает внимание на несоответствие принятого решения нормам Конституции Российской Федерации предусматривающей недопустимость принятия решений умаляющих права и свободы человека и гражданина.
Просил признать решение комиссии по вопросам муниципальной службы Серышевского муниципального округа от 31 марта 2023 года незаконным и обязать возобновить выплату ему пенсии за выслугу лет за муниципальную службу, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы.
Решением Серышевского районного суда Амурской области от 6 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований Сухинину В.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 30 августа 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сухинин В.М. (истец) с решением суда первой инстанции и апелляционным определением не соглашается, просит отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В письменных возражениях на доводы кассационной жалобы администрация Серышевского муниципального округа просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Сухинин В.М, с 14 февраля 2014 г. по 17 февраля 2017 г, т.е. на протяжении трех лет и трех дней, замещал выборную должность "данные изъяты" Томского сельсовета Серышевского района Амурской области, и исходя из Положений п. 1 ст. 32.1 Устава Томского сельского Совета народных депутатов Серышевского района Амурской области, действовавшего в период окончания срока его полномочий, и предусматривавшего возможность назначения выборным должностным лицам органов местного самоуправления пенсии за выслугу лет в связи с выходом на пенсию при замещении муниципальной должности поселения сроком от трех до пяти лет в размере 45 процентов базового денежного вознаграждения по соответствующей должности, - на основании Распоряжения главы администрации Томского сельсовета от 20 марта 2017 года, с 20 февраля 2017 г, ему была назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 16 244 руб. 64 коп. за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность.
Законом Амурской области от 29 апреля 2022 г. N 102-ОЗ "О преобразовании городского и сельских поселений Серышевского района Амурской области во вновь образованное муниципальное образование Серышевский муниципальный округ Амурской области" Серышевский район Амурской области, и поселения входящие в его состав, в том числе Томский сельсовет, преобразован в Серышевский муниципальный округ Амурской области. Томский сельсовет утратил статус муниципального образования со дня вступления в силу данного закона.
Решением вновь образованного Муниципального образования, - Серышевского Муниципального округа Амурской области от 15 ноября 2022 года был принят Устав Серышевского муниципального округа Амурской области, п. 2 данного решения были признаны утратившими силу ранее принятые муниципальные акты, в том числе Решения Томского сельского Совета народных депутатов за период с 2010 по май 2022 года.
В соответствии со ст. 75 Устава вновь образованного Серышевского муниципального округа (в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) установление и выплата пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной (оплачиваемой) основе в муниципальных образованиях Серышевского района, упразднённых в соответствии с Законом Амурской области от 29 апреля 2022 г. N 102-ОЗ "О преобразовании городских и сельских поселений Серышевского района Амурской области во вновь образованное муниципальное образование Серышевский муниципальный округ Амурской области" производится в порядке и на условиях, установленных нормативным актом Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа.
Решением Совета народных депутатов Серышевский муниципальный округ Амурской области от 21 февраля 2023 г. N 109 утверждено "Положение об условиях, порядке назначения, выплаты, индексации и пересчёта пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе в органах местного самоуправления Серышевского муниципального округа" (Положение), нормами которого право лиц, замещавших муниципальные должности на пенсию за выслугу лет, возникает при условии если они достигли пенсионного возраста или потеряли трудоспособность в период осуществления ими полномочий, при замещении муниципальной должности сроком не менее 5 лет.(п. 4.3)
С учетом введенного вновь образованным муниципальным органом правового регулирования, Решением комиссии по вопросам муниципальной службы Серышевского муниципального округа от 31 марта 2023 г. Сухинину В.М. прекращены начисление и выплата пенсии за выслугу лет.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Амурской области от 30 июня 2008 г. N 71-ОЗ "О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности в Амурской области", ст. 75 Устава муниципального образования Серышевского муниципального округа, Положением об условиях, порядке назначения, выплаты, индексации и пересчёта пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе в органах местного самоуправления Серышевского муниципального округа", принятым решением Совета народных депутатов от 21 февраля 2023 N 109, суды исходили из того, что спорная пенсия за выслугу лет, устанавливаемая к страховой пенсии по старости, носит дополнительный характер, выплачивается за счет средств местного бюджета, а потому органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять порядок назначения и выплаты данной пенсии, и признали решение о прекращении Сухинину В.М. выплаты пенсии за выслугу лет, принятое на основании действующего в момент принятия такого решения законодательства, предусматривающего, что указанная доплата назначается лицу, достигшему пенсионного возраста при условии замещении муниципальной должности не менее 5 лет, принимая во внимание отсутствие у истца требуемой продолжительности замещения муниципальной должности, - обоснованным.
По смыслу действующего правового регулирования, органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и порядок ее расчета.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из отсутствия у истца требуемого пятилетнего стажа, основания для выплаты ему муниципальной пенсии за выслугу лет отсутствуют.
Довод кассационной жалобы заявителя о том, что судами не были применены положения п. 1 ст. 4 ГК РФ не влечет отмену состоявшихся судебных постановлений.
Так, в силу п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В рассматриваемом случае новое правовое регулирование, предусматривающее назначение требуемой истцом доплаты к пенсии при условии наличия у него стажа замещения муниципальной должности не менее пяти лет, не было распространено на прошлое время, и применено к правоотношениям сторон на период после его введения в действие, с 31 марта 2023 года, в связи с чем довод кассационной жалобы об обратном, свидетельствует о неверном толковании норм действующего законодательства.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не установлено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Серышевского районного суда Амурской области от 6 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 30 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сухинина Василия Матвеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.