Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Храмцовой Л.П, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Савранского Андрея Витальевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании решения незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, выслушав объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Комаровой Е.В, истца Савранского А.В. и его представителя Акчуриной Р.З, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Савранский А.В. обратился в суд с иском к ОСФР по Республике Саха (Якутия), в котором указал, что 11 апреля 2023 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением им трудовой деятельности на работах с тяжелыми условиями труда.
Истцу отказано в удовлетворении указанного заявления и зачете периода работы с 29 марта 1989 года по 23 июня 1998 года на заводе "Южгидромаш" в городе Бердянске на территории Украины. В указанный период времени истец осуществлял трудовую деятельность на следующих должностях: с 29 марта 1989 года по 30 августа 1989 года в должности инженера отдела материально-технического снабжения, с 30 августа 1989 года по 23 апреля 1990 года в должности инженера бюро металлов, с 23 апреля 1990 года по 12 ноября 1990 года в должности слесаря-ремонтника 4 разряда, с 12 ноября 1990 года по 12 февраля 1991 года в должности стерженщика ручной формовки, с 12 февраля 1991 года по 1 декабря 1993 года в должности стерженщика ручной формовки 3 разряда, с 1 декабря 1993 года по 29 июня 1998 года в должности стерженщика ручной формовки 3 разряда.
С решением пенсионного органа об отказе в досрочном назначении пенсии истец не согласен, считает его необоснованным. Полагает, что его работа на заводе "Южгидромаш" связана с тяжелыми условиями труда. Уточнив требования, Савранский А.В. просил суд признать незаконным решение ОСФР по Республике Саха (Якутия) от 17 апреля 2023 года N 37916/23 об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить период работы на заводе "Южгидромаш" с 29 марта 1989 года по 23 июня 1998 года в специальный стаж и назначить пенсию досрочно с 10 мая 2023 года.
Решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 октября 2023 года, исковые требования Савранского А.В. удовлетворены частично. Отказ ОСФР по Республике Саха (Якутия) от 17 апреля 2023 года N 37916/23 об установлении страховой пенсии по старости признан незаконным. На ОСФР по Республике Саха (Якутия) возложена обязанность включить Савранскому А.В. в специальный (льготный) стаж период работы с 12 ноября 1990 года по 23 июня 1998 года на заводе "Южгидромаш" в должности стерженщика ручной формовки и назначить ему досрочную страховую пенсия с 10 мая 2023 года.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по Республике Саха (Якутия) просит суд отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции. Указывает, что спорный период работы истца на заводе "Южгидромаш" не включен в специальный стаж в связи с тем, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенное в городе Москве 13 марта 1992 года, предусматривающее возможность включения в специальный стаж работы граждан Российской Федерации периодов их работы в государствах-участниках Соглашения, денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 175 "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Кроме того, истцом не уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд; в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие полную занятость истца в спорные периоды работы, дата назначения пенсии не согласуется с положениями Федерального закона "О страховых пенсиях.
В письменных возражениях на доводы кассационной жалобы Савранский А.В. просил оставить в силе принятые по делу судебные постановления.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержала доводы кассационной жалобы; истец и его представитель против жалобы возражали.
Изучив доводы кассационной жалобы, материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии обжалуемых судебных актов допущены не были.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
К работам с тяжелыми условиями в спорный период работы Савранского А.В. была отнесена работа стерженщика машинной формовки (позиция 2150100а-18865), стерженщика ручной формовки (позиция 2150100а-18867), слесаря-ремонтника (позиция 2150100а-18559) подраздела 1 "Литейное производство" раздела XIV "Металлообработка" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а также Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (раздел XV "Металлообработка", подраздел 1 "Литейное дело").
Савранский А.В, 10 мая 1970 года рождения, обратился 11 апреля 2023 года в соответствующий пенсионный орган, а впоследствии в суд с иском о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением работы с тяжелыми условиями труда в период с 29 марта 1989 года по 23 июня 1998 года на заводе "Южгидромаш" в городе Бердянске на территории Украины.
Пенсионным органом в ответе на обращение Савранского А.В. указаны условия наступления у заявителя права на досрочное назначение пенсии по указанному основанию: достижение возраста 52 года (имеется), страховой стаж 25 лет (имеется), стаж в районе Крайнего Севера 15 лет (имеется), специальный стаж 07 лет 06 месяцев в календарном исчислении (отсутствует).
В качестве причин отказа во включении в специальный стаж периода работы истца на заводе "Южгидромаш" указано:
- с 29.03.1989 по 31.12.1990 отсутствие документов, подтверждающих льготный характер работы;
- с 01.01.1991 по 23.06.1998 прекращение с 31 декабря 2022 года действия Соглашения о гарантиях прав граждан государств стран-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Савранского А.В, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались Соглашением о гарантиях прав граждан государств стран-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, статьями 8, 9, 11, 14, 21, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 39 Кодекса законов о труде РСФСР, пунктами 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, пунктом 4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов и работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктами 3, 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года N 258н, пунктом 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 года N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР", и исходили из установленных по делу обстоятельств, согласно которым в спорный период времени Савранский А.В. выполнял следующие
виды работ за пределами территории Российской Федерации:
- 29 марта 1989 года принят на работу на Южный завод гидравлических машин города Бердянск в отдел материально-технического обеспечения на должность инженера;
- с 30 августа 1989 года до 23 апреля 1990 года переведен в отдел материально-технического снабжения на должность инженера бюро металлов;
- с 23 апреля 1990 года до 12 ноября 1990 года переведен в производственный участок торцовых уплотнителей на должность слесаря ремонтника 4 разряда;
- с 12 ноября 1990 года до 12 февраля 1991 года переведен в производственный участок чугунного литья переквалификантом стерженщика ручной формовки;
- с 12 февраля 1991 года присвоена профессия стерженщика ручной формовки 3 разряда в производственном участке чугунного литья;
- завод "Южгидромаш" с 1 декабря 1993 года переименован в арендное предприятие "Южгидромаш";
- 23 июня 1998 года уволен по собственному желанию.
Суды пришли к выводу о том, что на момент подачи 11 апреля 2023 года заявления о назначении пенсии и на момент разрешения спора по существу, истец имел право на досрочное назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку достиг необходимого возраста (52 года), имел необходимый страховой стаж и специальный стаж работы, поскольку период его работы в должности стерженщика ручной формовки на заводе "Южгидромаш" с 12 ноября 1990 года по 23 июня 1998 года составляет более необходимых 07 лет 06 месяцев.
Делая такой вывод, суды основывались на оценке представленных в деле доказательств, в том числе трудовой книжке истца, справке ЧАО "Завод "Южгидромаш" от 12 декабря 2019 года, составленной на основании личной карточки формы Т-2 N 48 за 1998 год, ответа пенсионного фонда Украины от 10 сентября 2021 года; учитывали позицию самого пенсионного органа, включившего спорный период работы истца в его общий трудовой стаж.
Оценивая возражения пенсионного органа о недоказанности истцом характера работы в тяжелых условиях и полной занятости на производстве в спорный период, суды исходили из позиции Пенсионного фонда Российской Федерации, сформулированной в письме от 19 марта 2004 года, о том, что период работы в организации и должности, прямо предусмотренных Списками N 1, 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, протекавшей до 1 января 1992 года, следует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильны характер.
Также судами учтено, что истец был лишен возможности получить и представить какие-либо дополнительные документы, подтверждающие его работу в тяжелых условиях труда в спорные периоды на территории Украины, поскольку место его работы располагалось на территории, подконтрольной Украине, после вхождения города Бердянска Запорожской области в Российскую Федерацию архивы завода не обнаружены, в условиях проведения Российской Федерацией специальной военной операции получение сведений о работе истца не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суды пришли к убеждению, что не предоставление соответствующих справок, подтверждающих осуществление истцом трудовой деятельности в спорные периоды, при наличии записей в трудовой книжке, не может служить основанием для отказа во включении данных периодов в его страховой стаж, а ненадлежащее составление работодателем справки, уточняющей характер работы, не может быть поставлено в вину работнику.
Отклоняя возражения ОСФР по Республике Саха (Якутия) о денонсации международного договора, предусматривающего возможность включения спорного периода работы Савранского А.В. за пределами Российской Федерации в специальный стаж работы для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, суды установили, что территория Запорожской области, на которой истец осуществлял трудовую деятельность, находившаяся в то время в составе Украины, на основании Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 7-ФКЗ принята в Российскую Федерацию с 30 сентября 2022 года, т.е. в период действия Соглашения СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Проживавшим на данной территории лицам предоставлено право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке и, как следствие, установлено правопреемство в пенсионных правах. Соглашение СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года после утраты им юридической силы с 1 января 2023 года сохраняет свое значение для разрешения вопроса об исчислении трудового стажа, имевшего место в период действия конвенции, поскольку обратное суждение свидетельствует об ухудшении прав граждан, возникших (приобретенных ими) в период действия международного соглашения.
Кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований сомневаться в правильности выводов судов и принятого ими по делу решения, основанного на представленных в деле доказательствах, верном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно статье 13 Соглашения о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.
Данное Соглашение денонсировано с 31 декабря 2022 года.
Согласно статье 38 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.
В соответствии с частью 1 статьи 37 названного федерального закона, прекращение (в том числе денонсация) международных договоров Российской Федерации осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.
Из приведенных положений закона следует, что основным последствием денонсации международного договора (одностороннего заявления государства об отказе от договора) является освобождение договаривающейся стороны, денонсировавшей договор, от исполнения обязательств по данному договору. Вместе с тем денонсация не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, которые возникли в результате выполнения договора до его прекращения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека денонсация не освобождает договаривающуюся сторону, заявившую о денонсации настоящей Конвенции, от взятых по ней обязательств в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до вступления денонсации в силу.
Согласно пункту 2 статьи 13 Соглашения СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями данного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают, выплата пенсий, назначенных в соответствии с указанным Соглашением, должна быть продолжена.
Таким образом, при денонсации Российской Федерацией Соглашения СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников Содружества Независимых Государств должно осуществляться в соответствии с новыми заключенными соглашениями либо в соответствии с национальным законодательством, однако выплата пенсий, назначенных в соответствии с Соглашением СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, определение стажа работы, приобретенного в период действия этого Соглашения на территории России, должны быть продолжены Российской Федерацией.
Доводы кассационной жалобы о ненадлежащем подтверждении полной занятости истца в тяжелых условиях труда получили надлежащую оценку в судах, разрешивших гражданское дело, которую кассационный суд общей юрисдикции находит правильной. Переоценка таких доказательств не относится к компетенции кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с положениями части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда о назначении истцу досрочной пенсии с 10 мая 2023 года не противоречит положениям части 1 статьи 22 Федерального закона о страховых пенсиях и соответствует выраженному в иске волеизъявлению Савранского А.В.
Принимая во внимание отсутствие предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений, суд находит кассационную жалобу подлежащей отклонению за необоснованностью
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Соловьева
Судьи Л.П. Храмцова
К.В. Аноприенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.