Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Тертишниковой Л.А, Никитиной Г.Н, при секретаре Косьяненко В.К, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-20/2023 по административному исковому заявлению федерального казенного предприятия "Аэропорты Красноярья" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков
по апелляционной жалобе администрации поселка Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 14 июня 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
федеральное казенное предприятие "Аэропорты Красноярья" (далее также - ФКП "Аэропорты Красноярья", Предприятие) обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания зданий аэропорта и взлетно- посадочной полосы, адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Кежемский район, муниципальное образование город Кодинск, N от "адрес" по направлению на юг, участок 1, по состоянию на 20 декабря 2018 года, и земельного участка с кадастровым номером N, площадью 374164 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации объектов федерального государственного унитарного предприятия "Авиапредприятие "Черемшанка", местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: "адрес", по состоянию на 1 января 2011 года.
Требования мотивированы тем, что за ФКП "Аэропорты Красноярья" закреплено право постоянного бессрочного пользования спорными земельными участками, в связи с чем, Предприятие является плательщиком земельного налога, который определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков. По мнению административного истца, кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает рыночную стоимость, чем нарушаются его права, как плательщика земельного налога.
Решением Красноярского краевого суда от 14 июня 2023 года административные исковые требования удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетика, транспорта, связи, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для использования в целях эксплуатации и обслуживания зданий аэропорта и взлетно-посадочной полосы, адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Кежемский район, Муниципальное образование г. Кодинск, в N км. от г. Кодинск по направлению на юг, N, в размере его рыночной стоимости - 147 636 000 рублей, определенной по состоянию на 20 декабря 2018 года, сроком по 31 декабря 2022 года.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 374164 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации объектов Федерального государственного унитарного предприятия "Авиапредприятие "Черемшанка", местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: "адрес", в размере его рыночной стоимости - 59 905 000 рублей, определенной по состоянию на 1 января 2011 года, сроком по 31 декабря 2020 года.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N постановлено считать 17 июня 2022 года.
С ФКП "Аэропорты Красноярья" в пользу Правительства Красноярского края взысканы судебные расходы за производство экспертизы в сумму 35 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края обратилась в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой и, с учетом дополнений к ней, просит отменить решение суда первой инстанции, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указано, что земельный участок с кадастровым номером N находится на территории муниципального образования п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края, которое является получателем земельного налога. Между тем, администрация п. Мотыгино к участию в деле привлечена не была, о дате рассмотрения дела не извещалась.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, явка которых судом обязательной не признавалась.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов административного истца и администрации г. Кодинска Кежемского района Красноярского края на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно материалам административного дела, административным истцом оспариваются результаты государственной кадастровой оценки в отношении земельных участков с кадастровым номером N и с кадастровым номером N.
Вышеуказанные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации, то есть находятся в федеральной собственности. Административный истец владеет объектами недвижимости на праве постоянного бессрочного пользования.
Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом.
Как установлено пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных поименованной статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты сельских поселений подлежат зачислению поступления от указанного местного налога по нормативу 100%.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 7 постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости (статья 47 и часть 3 статьи 247 КАС РФ).
Исходя из положений статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд привлекает к участию в деле лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда.
Имея в виду приведенные положения законодательства, учитывая, что оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, находящегося на территории муниципального образования "адрес", затрагивает экономические права последнего, суд первой инстанции при принятии настоящего административного искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица муниципальное образование п. Мотыгино в лице администрации поселка.
Согласно части 1 статьи 46 и части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства (часть 1 статьи 140 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Если иное не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова (часть 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд (часть 3 вышеназванной нормы).
Частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Документы, подтверждающие размещение судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.
Административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи (часть 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведенные положения процессуального законодательства возлагают обязанность по самостоятельному получению информации о времени и месте рассмотрения дела на обладающих государственными или иными публичными полномочиями лиц, не являющихся истцами по делу, лишь после того, как судом им будет направлено первое судебное извещение о деле. Иными словами, указанные лица, с момента, как им стало известно о рассмотрении судом спора, должны самостоятельно предпринимать меры к получению информации о движении дела.
При этом, положения статей 96, 99, 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не позволяют суду рассматривать дело без надлежащего уведомления лиц, в нем участвующих. Независимо от того, какой из способов извещения участников судопроизводства избирается судом, любое используемое средство связи или доставки должно обеспечивать достоверную фиксацию переданного сообщения и факт его получения адресатом.
Из системного толкования положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующих порядок извещения лиц, участвующих в деле (глава 9), именно на суд законодателем возложена обязанность надлежащим образом уведомлять стороны о судебном заседании.
Между тем, как усматривается из материалов дела, копии административного искового заявления, определения о его принятии к производству суда, определения о назначении судебной оценочной экспертизы, извещения Красноярского краевого суда о датах судебных заседаний, назначенных на 19 июля 2022 года, 14 сентября 2022 года, 19 января 2023 года, 9 февраля 2023 года и 14 июня 2023 года направлялись в адрес администрации Мотыгинского района Красноярского края по почтовому адресу: ул. "адрес" Мотыгино Красноярского края, в то время как, в адрес администрации муниципального образования п. Мотыгино, расположенной по адресу: ул. "адрес" п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края, судебные извещения не направлялись, доказательств обратного материалы административного дела не содержат.
В результате, заинтересованное лицо было лишено возможности участвовать в судебном заседании, давать объяснения и представлять доказательства по существу заявленных требований административного истца, что не позволило гарантировать соблюдение одного из принципов административного судопроизводства, закрепленного в части 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда, на который возложена обязанность надлежащего извещения лиц, участвующих в деле.
При том, что заявленные истцом требования непосредственно касаются данного лица, поскольку муниципальное образование "адрес" является получателем земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, в связи с чем, принятое судом первой инстанции решение по делу затрагивает права и обязанности указанного заинтересованного лица.
По вышеуказанным основаниям решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
Допущенные судом нарушения норм процессуального права в силу пункта 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене решения суда с направлением административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и устранить допущенные нарушения, приведшие к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноярского краевого суда от 14 июня 2023 года отменить, направить настоящее административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через Красноярский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.