Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Злобиной К.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-61/2023) по административному исковому заявлению Беца А.В. об оспаривании в части нормативного правового акта, по апелляционной жалобе административного истца Беца А.В. на решение Новосибирского областного суда от 26 октября 2023 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения административного истца Беца А.В, представителя Департамента по тарифам Новосибирской области Ветчиновой Ю.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Скрипник М.А,
УСТАНОВИЛА:
18 ноября 2022 года Департаментом по тарифам Новосибирской области издан приказ N 342-В "О корректировке на 2023 год тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, установленных на долгосрочный период регулирования для Муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "ГОРВОДОКАНАЛ", осуществляющего деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению на территориях города Новосибирска, города Оби, рабочего поселка Кольцово и Новосибирского района Новосибирской области" (далее - Приказ N 342-В).
Бец А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 342-В в части утверждения (корректировки) на территории города Новосибирска с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в размере 23, 95 рубля (приложение N 1 к приказу) и тарифа на водоотведение в размере 19, 39 рублей (приложение N 2 к приказу). Требования мотивированы тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации на декабрь 2022 года установлены в размере 9 %. Однако, разница платежей за коммунальные услуги составила более 9 %. Постановлением Губернатора Новосибирской области от 30 ноября 2023 года N 233 установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Новосибирской области на декабрь 2022 года, в соответствии с которым для города Новосибирска установлен предельный индекс в размере 11%. Вместе с тем, скорректированные тарифы, утвержденные Приказом N 342-В, увеличивают тариф на питьевую воду на 11, 92%, на водоотведение на 16, 95%, что является незаконным. Полагает, что оспариваемый приказ подлежит отмене ввиду несоответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решением Новосибирского областного суда от 26 октября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Беца А.В. отказано.
Не согласившись с решением суда, административным истцом Бец А.В. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить его, принять по делу новое решение о признании недействующим Приказа N 342-В. В обоснование доводов жалобы указывает, что при вынесении решения суд разрешал вопросы, не относящиеся к предмету заявленных требований. Оспариваемый приказ противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Постановлению Губернатора Новосибирской области от 30 ноября 2023 года N 233. Не согласен с выводом суда о том, что предельный индекс не ограничивает рост тарифов на коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги, указывая, что Жилищный кодекс РФ не содержит понятия "совокупный платеж". Также указывает, что оспариваемый приказ был принят ранее постановления Губернатора Новосибирской области от 30 ноября 2023 года N 233, что является основанием для его отмены. Считает, что административный ответчик представил в суд недостоверную информацию в виде дополнения от 13 октября 2023 года, которую суд принял и на основе которой вынесено решение. Кроме того, указывает, что судом не оценены его расчеты увеличения совокупных платежей за коммунальные услуги.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем Департамента по тарифам Новосибирской области и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Административный истец Бец А.В. в судебном заседании настаивал на доводах апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Департамента по тарифам Новосибирской области (далее - Департамент, тарифный орган) Ветчинова Ю.С. считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закона о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 306), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).
В соответствии с пунктом 40 Положения "О департаменте по тарифам Новосибирской области", утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 25 февраля 2013 года N 74-п в сфере водоснабжения и водоотведения Департамент осуществляет следующие полномочия: устанавливает тарифы и плату в сфере водоснабжения и водоотведения (в том числе тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанные на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения); в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Как правильно установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
В силу подпунктов "а-г" пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
Таким образом, суд, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, проверяет полномочия органа, принявшего данный нормативный правовой акт, процедуру его принятия и опубликования независимо от того содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении или нет.
Ввиду вышеизложенного, довод апеллянта о разрешении судом вопросов, не относящихся к предмету заявленных требований, судом отклоняются.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Бец А.В. является плательщиком коммунальных услуг по адресу: "адрес"
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1).
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2).
Основы формирования индексов утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 3).
На основании статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 30 апреля 2014 года N 400 утвердило Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
Согласно пункту 4 указанных выше Основ предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.
Таким образом, предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную от утвержденных показателей.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации на декабрь 2022 года в размере 9 процентов; индексы по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины индексов по субъектам Российской Федерации с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года установлены в размере 0 процентов.
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 30 ноября 2022 года N 233 "О предельных (максимальных) индексах изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образования Новосибирской области на декабрь 2022 и 2023 год" утверждены и введены в действие с 1 декабря 2022 года предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Новосибирской области на декабрь 2022 года, которые для города Новосибирска установлены в размере 11 % (пункт 1).
Данным постановлением также утверждены и введены в действие с 1 января 2023 года предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Новосибирской области на 2023 год, которые для города Новосибирска установлены в размере 0 % (пункт 2).
В соответствии с пунктом 35 приложения N 1 к Постановлению Губернатора Новосибирской области N 233 для города Новосибирска размер и темпы изменения тарифов на коммунальные услуги в декабре 2022 года к ноябрю 2022 года составили: холодное водоснабжение - 12%, горячее водоснабжение - 11, 9 %, водоотведение - 17 %, отопление - 11, 9 %, электроснабжение - 9, 1 %, газоснабжение - 10%, обращение с твердыми коммунальными отходами - 0%.
Согласно оспариваемому Приказу N 324-В, материалам дела следует, что тариф на холодную воду с 01 декабря 2022 года по сравнению с ноябрем 2022 года увеличен на 11, 9 %, на водоотведение на 16, 9 %, что соответствует размеру и темпу изменения тарифов на данные коммунальные услуги, установленные Постановлением Губернатора Новосибирской области N 233.
Из апелляционной жалобы следует, что административный истец увеличение тарифа на холодную воду и водоотведение на 11, 9 % и 16, 9 % не оспаривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что превышение размера оспариваемых тарифов предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (11%) влечет признание их недействующими, не соответствуют приведенным положениям законодательства.
Как указано выше, предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги.
При этом, как правильно установлено судом первой инстанции, превышение в декабре 2022 года по отношению к ноябрю 2022 года фактического предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (12, 81%) связано с изменением размера платы за коммунальные услуги по отоплению и тепловой энергии на подогрев воды в составе платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Рассматривая довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый Приказ N 324-В подлежит признанию недействующим, так как принят раньше Постановления Губернатора Новосибирской области N 233, судебная коллегия также находит его необоснованным.
Подпунктом 6 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 исполнительным органам субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов дано указание не позднее 15 дней со дня вступления в силу настоящего постановления установить (скорректировать) на 2023 год без календарной разбивки и ввести в действие с 1 декабря 2022 года регулируемые цены (тарифы) в сферах теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, а также в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением тарифов на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Принятие оспариваемого Приказа N 324-В 18 ноября 2022 года соответствую указанным положениям Правительства Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы, основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении административного дела, следовательно, не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосибирского областного суда от 26 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Беца А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Новосибирский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
мотивированное апелляционное определение составлено 29 января 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.