Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Матина А.В, Жудова Н.В.
с участием прокурора Саниной О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития в г. Москве - по доверенности ФИО13, представителя ФИО14 и ФИО15 - по доверенности ФИО16 на решение Московского городского суда от 17 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2023 года, вынесенные по административному делу N3а-4425/2023 по административному исковому заявлению ФИО17, ФИО18 об оспаривании постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2019 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Матина А.В, объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - по доверенности ФИО19 представителя ФИО20 и ФИО21 - по доверенности ФИО22, поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО23. и ФИО24 (далее - административные истцы), являются собственниками нежилых помещений с кадастровыми номерами N, общей площадью 155, 3 кв.м, и N, общей площадью 173, 7 кв.м,, расположенных в многоквартирном доме с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций (приложение 1).
Пунктом 2 утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2).
На основании постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП Перечень (приложение 2) изложен в новых редакциях, действующих соответственно с 1 января 2020 года, 1 января 2021 года, 1 января 2022 года, 1 января 2023 года.
Под пунктами 7598, 7218, 4741 в период на 2021 - 2023 годы, а также 5188, 6765, 5607, 6342 в период на 2020 - 2023 годы приведенных Перечней включены нежилые помещения с кадастровыми номерами N, общей площадью 155, 3 кв.м, и N, общей площадью 173, 7 кв.м, расположенные в жилом многоквартирном доме по адресу: "адрес"
ФИО25. и ФИО26 обратились в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2020-2023 годы в части включения в Перечень вышеуказанных помещений.
Оспаривая включение вышеуказанных помещений в Перечень на 2020-2023 годы административные истцы указали, что помещения не обладают признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку нежилые помещения в многоквартирном доме составляют менее 3 000 кв.м, тогда как, по мнению административных истцов, включение в перечень допустимо, если более 20% площади нежилых помещений в многоквартирном доме используются по коммерческому назначению.
Включение помещений в Перечень нарушает права и законные интересы административных истцов, возлагая на них обязанность по уплате налога на имущество в большем размере, в связи с чем, они просят признать недействующими вышеуказанные пункты Перечня.
Решением Московского городского суда от 17 мая 2023 года административное исковое заявление удовлетворено частично; признаны недействующими пункты 5607 и 6342 Перечней на 2022-2023 годы в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N; в удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2023 года решение Московского городского суда от 17 мая 2023 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы обеих сторон - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 декабря 2023 года, представитель Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы ставит вопрос об отмене судебных актов с принятием по делу нового решения, которым требования должны остаться без удовлетворения в полном объеме, по основаниям несоответствия выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, и неправильного применения судами норм материального права. По мнению административного ответчика и заинтересованного лица, суды не дали надлежащую оценку доказательствам, содержащимся в Акте обследования от 20 мая 2019 года; частично удовлетворяя требования административных истцов суды ссылаются на Акт обследования от 21.02.2023 N N, согласно которому Здание не используется для целей налогообложения от кадастровой стоимости, однако проведенное в феврале 2023 года мероприятие по определению вида фактического использования Помещения не является повторным, не проведено в связи с изменением фактического использования объекта недвижимости, что также подтверждается разделом 1.3 Акта 2023 года, то есть, сведения о мероприятии по определению фактического использования Помещения, проведенного 21.02.2023, не могли быть учтены при формировании Перечня на 2022 и 2023 годы, поскольку Акт 2023 года был составлен уже после начала налогового периода. Иными словами, вывод Судов первой и апелляционной инстанций о том, что на момент принятия Перечней на 2022 и 2023 годы помещение, в отличие от содержащихся в Акте 2019 года выводов, фактически не использовалось в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ, не имеет правового значения, а в том случае, если после составления Акта 2019 года фактическое использование Помещения изменилось, административный истец не был лишен возможности обратиться за составлением нового акта обследования в установленном порядке.
При отсутствии такого обращения Акт 2019 года подлежит применению в целях утверждения Перечней на 2022 и 2023 годы; суды первой и апелляционной инстанций не оценили критически документы, представленные Административным истцом.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 24 декабря 2023 года, представитель ФИО27 и ФИО28 - по доверенности ФИО29 ставит вопрос об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении заявленных требований с принятием по делу нового решения, которым требования, по его мнению, должны быть удовлетворены в полном объеме, по основаниям несоответствия выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, и неправильного применения судами норм материального права. По мнению административных истцов в обжалуемых пунктах Постановления Правительства Закон города Москвы от 05.11.2003 применяется не так, как это имел в виду законодатель так как здание не находится на первой линии домов, непосредственно не примыкает к пешеходным зонам общегородского значения и к улицам с интенсивным пешеходным движением; судами неверно определена площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, не учтена реестровая ошибка в технической документации дома, а также не учтена площадь помещений общего пользования многоквартирного дома, указанная в протоколе общего собрания собственников многоквартирного дома и на сайте ДОМ.МИНЖКХ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 3 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в том числе, здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 приведенного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В преамбуле Закона города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" закреплено, что названным законом в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации на территории города Москвы устанавливаются ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 приведенного выше Закона города Москвы к таковым относятся объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 -го числа очередного налогового периода по налогу- определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" в редакции, действующей на налоговые периоды 2020-2022 годов, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определялась в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден порядок определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), которым предусмотрена процедура установления вида фактического использования для признания таких объектов фактически используемыми в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в целях делового, административного и коммерческого назначения в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно- мониторинговый центр недвижимости".
Судами в рамках настоящего спора установлено, что административные истцы являются собственниками - ФИО30 - нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 173, 7 кв.м, ФИО42 - нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 155, 3 кв.м, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес"
Основанием для включения в оспариваемые пункты Перечней на 2020-2023 годы спорных помещений, принадлежащих административным истцам, послужило их фактическое использование для размещения объектов, подпадающих под регулирование статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2.1 Закона города Москвы о налоге на имущество организаций на основании соответственно Акта N N о фактическом использовании нежилого помещения с кадастровым номером N для целей налогообложения от 20 мая 2019 года и Актов N N от 11 сентября 2020 года и N N от 21 февраля 2023 года о фактическом использовании нежилого помещения с кадастровым номером N для целей налогообложения.
ГБУ "МКМЦН" 20 мая 2019 года проведено обследование фактического использования помещения с кадастровым номером N. Доступ в помещение был ограничен ввиду отсутствия правообладателя, в связи с чем проведен визуальный осмотр и изучена техническая документация. В ходе визуального осмотра установлено, что спорное помещение используется под размещение объекта бытового обслуживания - салона красоты " "данные изъяты"" на основании чего сделан вывод о фактическом его использовании для размещения объекта бытового обслуживания. Указанные выводы подтверждены экспликацией помещения, фототаблицей внешнего вида помещения и входной группы в него.
Аналогичное обследование было произведено ГБУ "МКМЦН" в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N - 11 сентября 2020 года и 20 февраля 2023 года, что подтверждено Актами N N и N N. При этом, обследование помещения произведено с доступом и установлено, что для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для размещения объекта торговли используется более 20% от общей площади нежилого помещения.
Учитывая изложенное, суды обоснованно пришли к выводу о том спорные помещения с кадастровым номером N в период формирования Перечней на 2020-2021 года, и с кадастровым номером N в период формирования Перечней на 2021-2023 годы фактически используются для размещения объектов, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопреки мнению представителя ФИО31. и ФИО32 судами справедливо отмечено, что согласно имеющимся в материалах дела техническим документам на многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" общая площадь нежилых помещений в нем превышает 3 000 кв.м, сведения об этом внесены в Единый государственный реестр недвижимости; разделение нежилых помещений на какие-либо категории (гаражи, машино-места либо иные) действующее налоговое законодательство не содержит. Судебная коллегия также критически относится к доводу о наличии, якобы, реестровой ошибки в технической документации дома, так как надлежащих доказательств подобного в материалы дела не представлено.
На основании установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о включении с соблюдением требований действующего законодательства нежилого помещения с кадастровым номером N, принадлежащего на праве собственности административному истцу ФИО38 ФИО39, в Перечни на 2020-2021 годы, а также нежилого помещения с кадастровым номером N, принадлежащего административному истцу ФИО43, в Перечни на 2021-2023 годы.
Обоснованно удовлетворяя требования административного истца ФИО36 в части признания недействующими пунктов 5607 и 6342 Перечней на 2022-2023 годы, суды вопреки доводам административного ответчика и заинтересованного лица - Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы, обоснованно исходили из того, что на период формирования спорных перечней, нежилое помещение с кадастровым номером N фактически не использовалось для размещения объектов, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку использовалось для размещения стоматологической клиники, что подтверждается договором аренды нежилого помещения от 11 июля 2022 года, заключенного с ООО " ФИО44", а также Актом N N о фактическом использовании нежилого помещения для целей налогообложения от 21 февраля 2023 года, согласно выводам которого помещение фактически не используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, используется под размещение объекта здравоохранения.
Судебная коллегия критически относится к доводам представителя ФИО33 и ФИО34 - по доверенности ФИО35 об ошибочном правоприменении Закона города Москвы от 05.11.2003, так как подобная позиция основана на неверном толковании действующего законодательства.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, основанными на обстоятельствах дела, подтвержденными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационных жалоб фактически направлены на переоценку доказательств, представленных суду, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Выводы, изложенные в решении суда и апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 17 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы, ФИО41 и ФИО40 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 25 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.