Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой JI.B, судей Иванова Д.А, Матина А.В.
с участием прокурора ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2023 года, вынесенные по административному делу N 3а-43 57/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Альтаир" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Иванова Д.А, объяснения по доводам кассационной жалобы представителей Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенностям Тетериной Е.В, ФИО11 возражения представителя акционерного общества "Альтаир" по доверенности ФИО9 заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО10 полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень).
Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 N 2564-1Ш Перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2023 года.
В Перечень на 2023 год под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 609, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 59 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 658 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1146, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1385, 5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 635, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N площадью 18, 9кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 43, 1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Акционерное общество "Альтаир" (далее - АО "Альтаир", административный истец), являясь собственником указанных нежилых зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими вышеназванных пунктов Перечня на 2023 год, ссылаясь на то, что спорные здания не обладают признаками объекта налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение зданий в Перечень нарушает права и законные интересы административного истца, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Определением Московского городского суда от 26 апреля 2023 года прекращено производство по административному делу в части требований о признании недействующими пунктов N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП.
Решением Московского городского суда от 26 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2023 года, административные исковые требования АО "Альтаир" удовлетворены; признаны недействующими с 1 января 2023 года пункты 10781, 10777 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N" 2564-ПП.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 октября 2023 года, Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы просят отменить судебные акты суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции и принять по делу новое решение. Полагают, что при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, в частности, не учтено, что спорные здания расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; фактически в спорный период здания также использовались под цели, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", судами сделан правильный вывод, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, с внесенными в него изменениями, принято уполномоченным органом в установленной форме и размещено на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 3 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором в том числе указаны: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного Кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Кроме этого, на территории города Москвы действует закон от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в соответствии с которым налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункты 1, 2 статьи 1.1).
Таким образом, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Судами установлено и следует из материалов дела, что АО "Альтаир" на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами N площадью 18, 9 кв.м; N, площадью 43, 1 кв.м, расположенные по адресу: "адрес" соответственно, в границах земельных участков с кадастровыми номерами N, имеющего вид разрешенного использования - "размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса (4.9.1.1)"; N, имеющего вид разрешенного использования "Объекты культурно-досуговой деятельности. Размещение зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, библиотек (3.6.1); Деловое управление. Размещение объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказание услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключение банковской и страховой деятельности) (4.1); Объекты торговли. Размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв.м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2;
размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра (4.2); Ремонт автомобилей. Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли (4.9.1.4); Обеспечение занятий спортом в помещениях. Размещение спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов в зданиях и сооружениях (5.1.2); Склад. Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и
обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов (6.9)".
Здания включены в оспариваемый Перечень по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, а также их фактического использования.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций обоснованно исходили из того, что виды разрешенного использования указанных земельных участков, являются смешанными и имеют признаки множественности, поскольку предусматривают размещение на них как объектов недвижимости, подпадающих под действие статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так и находящихся вне ее регулирования, в связи с чем, принимая во внимание правовую позицию, выраженную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, пришли к правильному выводу о необходимости исследования вопроса о фактическом использовании спорных зданий.
Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) в отношении спорных нежилых зданий проведены мероприятия по определению их фактического использования, составлены Акты N N от 25 февраля 2019 года, в соответствии с выводами которых нежилые здания с кадастровыми номерами N N фактически не используются в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно экспликациям к поэтажному плану указанных зданий, нежилое здание с кадастровым номером N имеет техническое назначение "проходная", нежилое здание с кадастровым номером N - "склад"; из фототаблиц, представленных в Актах 2017 и 2019 годов, также усматривается, что спорные здания используются в соответствии с их техническим назначением.
Исходя из изложенных обстоятельств, учитывая, что спорные нежилые здания не отвечают критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции дополнительно учел договоры аренды и субаренды от 30 мая 2022 года, 6 февраля 2023 года, в соответствии с которыми нежилое здании с кадастровым номером N было передано в аренду "данные изъяты", после в субаренду ИП ФИО12 для эксплуатации под склад; а также Акты обследования фактического использования спорных зданий N N от 29 июня 2023 года, подтверждающие, что фактически здания не используются в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций об исключении спорных нежилых зданий из Перечня на 2023 год обоснованными, основанными на обстоятельствах дела, подтвержденными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих фактическое использование зданий для целей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не представлено, выводы судов следует признать правильными.
Кассационная жалоба при этом не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, а также указывали бы на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
В целом доводы кассационной жалобы фактически повторяют правовую позицию заявителя жалобы, изложенную в судах нижестоящих инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено
12 декабря 2023 года..
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.