Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Циркуновой О.М., судей Смирновой Е.Д., Ульянкина Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 19 октября 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу администрации муниципального образования городского поселения поселок Сусанино муниципального района Костромской области на решение Буйского районного суда Костромской области от 15 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 18 сентября 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Сусанинского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации городского поселения поселок Сусанино, возложении обязанности оборудовать места массового пребывания граждан системой видеонаблюдения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения прокурора Драева Т.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
по результатам прокурорской проверки, проведенной прокуратурой Сусанинского района Костромской области выявлено, что администрацией городского поселения поселок Сусанино не предприняты меры к оснащению системой видеонаблюдения мест массового пребывания людей - центральной площади поселка Сусанино и площади парка имени 30-летия Победы, в связи с чем 15 ноября 2022 года прокурором в администрацию внесено представление с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений, обеспечить согласование паспортов безопасности в отношении указанных мест с территориальными органами службы безопасности и МВД России и оборудовать эти места системой видеонаблюдения.
Письмом от 14 декабря 2022 года N 1025 глава администрации городского поселения сообщил прокурору о том, что согласовать действующие паспорта безопасности от 2015 года с территориальными органами службы безопасности и МВД России не представилось возможным, при обновлении паспортов их согласование запланировано на 2023 год, с ООО "Связь-Энерго" администрация заключила договор на оборудование системой видеонаблюдения мест массового пребывания людей в 2023 году, финансовые затраты на оборудование и его обслуживание будут заложены в бюджет поселения на 2023 год.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Сусанинского района Костромской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации городского поселения поселок Сусанино, возложении обязанности оборудовать места массового пребывания граждан системой видеонаблюдения в срок до 1 августа 2023 года, указав в обоснование на нарушение оспариваемым бездействием Требований антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272, согласно которым все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
Решением Буйского районного суда Костромской области от 15 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 18 сентября 2023 года, бездействие администрации городского поселения поселок Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию центральной площади п. Сусанино, площади парка Победы п. Сусанино, признано незаконным.
На администрацию городского поселения поселок Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области возложена обязанность в срок до 1 сентября 2023 года обеспечить оборудование мест массового пребывания граждан центральной площади п. Сусанино, площади парка Победы п. Сусанино системой видеонаблюдения.
В кассационной жалобе администрации муниципального образования городского поселения поселок Сусанино муниципального района Костромской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что главой администрации городского поселения поселок Сусанино 14 марта 2019 года утвержден перечень мест массового пребывания людей, расположенных на территории городского поселения, куда отнесены центральная площадь п. Сусанино и парк имени 30-летия Победы.
Соответствующей межведомственной комиссией по результатам обследования указанных мест массового пребывания людей пос. Сусанино 25 мая 2015 года им присвоена 3 категория.
Судами также установлено, что упомянутые парки системой видеонаблюдения не оборудованы.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения отнесено к вопросам местного значения.
Согласно пункту 7 статьи 2, пункту 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения. Юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Требованиями антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272, предусмотрено, что перечень мест массового пребывания людей в пределах муниципальных образований определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами (подпункт "д" пункта 21).
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств соответствующего бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей (пункт 22).
Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения (подпункт "а" пункта 23).
Установив, что указанные выше места массового пребывания людей в пос. Сусанино Сусанинского района Костромской области системой видеонаблюдения не оборудованы, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления, суды обеих инстанций пришли к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении на администрацию городского поселения обязанности по устранению данного нарушения.
В кассационной жалобе административного ответчика приводятся доводы о том, что паспорта безопасности на каждое место массового пребывания людей, составляемые в течение 30 дней после проведения обследования этих мест, не приняты по независящим от администрации обстоятельствам ввиду того, что они не согласованы территориальными органами МВД и ФСБ, вследствие чего вопрос об их согласовании остался неразрешенным, в то время, когда до момента их согласования обязанность по проведению работ по установке видеокамер разрешен быть не может. В связи с этим, по мнению администрации, судебным решением фактически заменена административная процедура, которая, к тому же, разрешена без привлечения к участию правоохранительных органов.
Приводимые доводы не свидетельствуют о незаконности состоявшихся судебных актов и их отмену не влекут.
Как следует из упомянутых выше Требований антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, к которым относится оборудование их необходимыми инженерно-техническими средствами, должно предшествовать составление паспорта безопасности указанных, являющегося информационно-справочным документом, отражающим состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержащим перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.
Однако отсутствие паспорта безопасности центральной площади и парка имени 30-летия Победы пос. Сусанино не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от возложенной на него законом обязанности по выполнению требований антитеррористической защищенности в отношении указанных мест массового пребывания людей.
При этом необходимо отметить, что в силу пункта 14 Требований антитеррористической защищенности обязанность по непосредственному составлению паспорта безопасности лежит на межведомственной комиссии, составившей акт обследования (категорирования) места массового пребывания людей.
В связи с тем, что в отношении правоохранительных органов не разрешался вопрос об их правах и обязанностях, оснований для привлечения их к участию в рассмотрении настоящего дела не имелось.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования нижестоящих судов, которыми они правомерно опровергнуты по основаниям, приведенным в судебных актах.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного ответчика судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Буйского районного суда Костромской области 15 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского поселения поселок Сусанино муниципального района Костромской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий О.М. Циркунова
Судьи: Е.Д. Смирнова
Д.В. Ульянкин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 декабря 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.