Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Ульянкина Д.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Сергеенкова Сергея Викторовича на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 24 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 28 августа 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-751/2023 по административному исковому заявлению Сергеенкова Сергея Викторовича к ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области о признании действий (бездействия) незаконными, заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сергеенков С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия по неоказанию медицинской помощи.
В обоснование ссылался на то, что ему период нахождения в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России с 25 июня 2021 года по 09 августа 2022 года своевременно не была оказана медицинская помощь по имеющимся у него заболеваниям: "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты".
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 24 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 28 августа 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано. С административного истца в пользу ТОГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" взыскана стоимость судебной экспертизы в размере 46 931 руб.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 01 декабря 2023 года, административным истцом ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела.
Участвовавший в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи административный истец кассационную жалобу поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу части 3 статьи 227.1 КАС РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 5 этой же статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
На основании ч. 6 ст. 12 Уголовного-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно ч.1 и ч.5 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Медицинская помощь осужденным к лишению свободы оказывается медицинской организацией УИС в соответствии с Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2018 г, регистрационный N 49980) с изменениями, внесенными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 6 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2020 г, регистрационный N 57494).
Согласно 8 вышеуказанного Порядка, лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе (далее - ШИЗО), дисциплинарном изоляторе (далее - ДИЗО), в помещении, функционирующем в режиме СИЗО (далее - ПФРСИ), в помещении камерного типа (далее - ПКТ), едином помещении камерного типа (далее - ЕПКТ), в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания (далее - медицинские кабинеты), при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта).
"данные изъяты"
В соответствии со статьей 79 УИК РФ прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В период пребывания в карантинном отделении осужденные находятся в обычных условиях отбывания наказания. Во время нахождения в карантине осужденные проходят углубленный врачебный осмотр с целью выявления имеющихся заболеваний, оценки состояния здоровья.
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Согласно ч.6 ст.99 УИК РФ больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.
Приказом Минюста России от 17.09.2018 N 189 (зарегистрирован в Минюсте России 19.09.2018 N 52188) установлены повышенные нормы питания, рационов питания и нормы замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья (ч. 6 ст. 12 УИК РФ).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Сергеенков С.В. в декабре 2020 года переболел "данные изъяты". На фоне указанной инфекции у Сергеенкова С.В. выявлен основной диагноз: "данные изъяты": "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты". Неоднократно предъявлял медицинскому персоналу учреждения жалобы на здоровье, наличие у него документально подтвержденных хронических заболеваний. Однако необходимое медицинское обследование и лечение он своевременно не получил, длительное время испытывал боль.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой и апелляционной инстанции не установилфактов ненадлежащего содержания осужденного в местах лишения свободы, придя к выводу, что медицинская помощь и лечение административного истца осуществлялась на основании имевшихся сведений о его состоянии здоровья. Для проверки качества оказания медицинской помощи судом была назначена судебно-медицинская экспертиза, согласно выводам которой медицинская помощь административному истцу оказывалась в соответствии с выставленными диагнозами и установленными стандартами оказания медицинской помощи. Судами в основу принятых судебных актов положено указанное экспертное заключение, выполненное комиссией экспертов Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы". Заключение экспертов является полным, мотивированным, не содержит несносностей и противоречий и соответствует требованиям статьи 80 КАС РФ. Эксперты обладают достаточной квалификацией и были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Вопреки доводам кассационной жалобы оснований для отвода экспертов не имелось.
Оснований не согласиться с соответствующим выводами судов первой и апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они подробно со ссылками на установленные обстоятельства и нормы материального права приведены в оспариваемых судебных актах.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. В кассационной жалобе обоснованность выводов суда первой и апелляционной инстанции не опровергнута.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении настоящего спора судом правильно применены нормы материального права, определены юридически значимые обстоятельства по делу и дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам. Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами также не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 24 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 28 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Сергеенкова Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.