Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Денисова Ю.А, судей Репиной Е.В, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу финансового управляющего ФИО1 - ФИО2 на решение Калининского районного суда Тверской области от 31 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 11 октября 2023 года по административному делу N 2а-1432/2023 по административному иску МИФНС N 9 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 9 по Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу, пени в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Требования мотивировав тем, что ответчик добровольно не исполнил обязанность по уплате налога за 2019 год. Налогоплательщику были направлены налоговые уведомления от 3 августа 2020 года N, требование N по состоянию на 14 декабря 2020 года со сроком исполнения до 15 января 2021 года. Налоговая обязанность не исполнена. Срок для обращения в суд пропущен по уважительной причине.
Определением Калининского районного суда от 10 июля 2023 года производство по административному делу прекращено в части требований о взыскании транспортного налога за 2019 год в сумме "данные изъяты" руб, земельного налога за 2019 года в сумме "данные изъяты" руб. на основании п. 4 ч. 1 статьи 128 КАС РФ.
Решением Калининского районного суда Тверской области от 31 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 11 октября 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично, с ФИО1 взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год (ОКТМО N) в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, пени в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, всего "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 8 декабря 2023 года, финансовый управляющий ФИО1 - ФИО2 ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Приводит доводы о том, что процедура взыскания налога нарушена, налогоплательщику не направлялись налоговое уведомление и требования. Финансовый управляющий не был извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как следует из материалов дела, ФИО1 в 2019 году являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес"; квартиры, расположенного по адресу: "адрес".
Налоговой инспекцией через личный кабинет налогоплательщика в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление от 3 августа 2020 года N об уплате налога за 2019 год. Налог в установленный законом срок не оплачен.
По причине неуплаты ФИО1 налога, налоговым органом направлены требования: N от 14 декабря 2020 года и N от 25 декабря 2020 года со сроком уплаты до 10 февраля 2021 года.
3 августа 2021 года мировым судьей судебного участка N 18 Тверской области вынесен судебный приказ в отношении ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогам.
Определением мирового судьи судебного участка N 18 Тверской области от 16 июня 2022 года судебный приказ отменен.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, проверив представленный налоговым органом расчет налога, исходил из того, что в установленные в требованиях сроки налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил обязанность по уплате в бюджет образовавшейся задолженности, порядок взыскания налога не нарушен, срок на обращение в суд с административным иском подлежит восстановлению.
Также суд указал, что поскольку ФИО1 в 2019 году не являлся собственником объекта недвижимого имущества - квартиры по адресу: "адрес", что подтверждается вступившим в законную силу решением Осташковского городского суда от 18 декабря 2018 года, налог на имущество физических в размере "данные изъяты" руб. не подлежит взысканию.
Отвергая доводы финансового управляющего ФИО2 о несоблюдении налоговым органом досудебного порядка направления требований об уплате налога как должнику, так и финансовому управляющему, суд обосновано исходил из того, что 12 июля 2019 года в арбитражный суд Тверской области поступило заявление ООО " "данные изъяты"" о несостоятельности ФИО1 Определением арбитражного суда Тверской области от 18 июля 2019 года принято к рассмотрению указанное заявление. 3 августа 2020 года решением арбитражного суда Тверской области ФИО1 признан несостоятельным (банкротом). Налоговое уведомление сформировано 3 августа 2020 года. Поскольку предметом спора является уплата налогов за 2019 год, спорные налоги относятся к текущим, взыскание по которым производится вне рамок дела о банкротстве, налоговым органом обоснованно уведомление и требование об уплате налогов направлялось налогоплательщику ФИО1
Согласно пункту 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Приказом ФНС России от 22 августа 2017 г. N ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, пунктом 9 которого предусмотрено, что для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) и документ, удостоверяющий личность физического лица.
В соответствии с пунктом 18 данного Порядка физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В рассматриваемом случае, налоговой инспекцией налоговое уведомление и требование размещены в личном кабинете налогоплательщика, что является надлежащим подтверждением соблюдения налоговым органом положений закона, вне зависимости от открытия и прочтения соответствующих документов самим налогоплательщиком. Неиспользование личного кабинета налогоплательщиком не свидетельствует о невыполнении налоговым органом своей обязанности.
По указанным выше основаниям подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о нарушении процедуры взыскания недоимки.
Вопреки доводам кассационной жалобы о допущенных процессуальных нарушениях, судебная коллегия отмечает, что финансовый управляющий ФИО1 - ФИО2 был привлечён к участию в деле как заинтересованное лицо, принимал участие в судебном заседании 10 июля 2023 года. 10 июля 2023 года судебное заседание было отложено на 31 июля 2023 года. Административный ответчик ФИО1 о дате и времени рассмотрения дела 31 июля 2023 года был надлежащим образом извещён. При таких обстоятельствах, административный ответчик не был лишен возможности представить свои доводы и возражения по существу заявленных требований.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Калининского районного суда Тверской области от 31 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 11 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу финансового управляющего ФИО1 - ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.