Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кисловой Е.А, судей Земцовой М.В, Ионовой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по "адрес" к ФИО2, ФИО1 об истребовании нежилого помещения из чужого незаконного владения, по кассационной жалобе Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2023 г.
заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Кисловой Е.А, объяснения представителей Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по "адрес" по доверенности ФИО9, ФИО10, поддержавших доводы кассационной жалобы, ФИО12, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по "адрес" обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2, ФИО12 об истребовании нежилого помещения из чужого незаконного владения.
Истец указал, что 14 февраля 2019 г. ФИО2 с семьей передано во временное пользование помещение N казармы, расположенной по адресу: "адрес", на период прохождения службы.
Ссылаясь на то, что в настоящее время ФИО2 уволен, нежилое помещение в добровольном порядке ответчики не освобождают, просил суд истребовать его из незаконного владения ответчиков.
Решением Хорошевского районного суда "адрес" от 13 декабря 2022 г. исковые требований удовлетворены, нежилое помещение истребовано из чужого незаконного владения ФИО2 и ФИО12
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2023 г. решение отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Москве просит отменить апелляционное определение, указывая на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
ФИО2, ФИО12 представили отзыв на кассационную жалобу, в котором просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
ФИО2 извещен о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции судебным извещением, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, представил заявление о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене апелляционного определения по следующим основаниям.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по "адрес" на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание по адресу: "адрес"
14 февраля 2019 г. Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по "адрес" и ФИО2 заключили договор пользования помещением, по условиям которого последнему на состав семьи два человека во временное пользование передается нежилое помещение, находящееся по адресу: "адрес". Срок пользования помещением стороны определили на срок прохождения ФИО2 службы в Главном управлении Росгвардии по "адрес" (пункт 3.1 договора).
Приказом Главного управления Росгвардии по "адрес" от 8 апреля 2022 г. ФИО2 уволен со службы из органов внутренних дел по выслуге лет. В дальнейшем в указанный приказ Главного управления Росгвардии по "адрес" приказом 27 сентября 2022 г. N-ДСП -л/с внесены изменения в части, касающейся увольнения, статья увольнения изменена по состоянию здоровья.
Решением жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по "адрес", оформленным протоколом от 6 мая 2022 г, ФИО2 признан утратившим права пользования нежилым помещением.
В добровольном порядке нежилое помещение освобождено ФИО2 и ФИО12 не было, в связи с чем истец обратился в суд.
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 296, 299, 301, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ФИО2 на период службы для проживания с семьей было предоставлено нежилое помещение, которое он по окончании службы обязан освободить.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился. Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ФИО2, являясь сотрудником органов внутренних дел, в период прохождения службы имел право на обеспечение служебным помещением, а в нарушение положений закона он был обеспечен нежилым помещением для проживания. При этом как установилсуд апелляционной инстанции данное нежилое помещение фактически является жилым помещением и в настоящее время решается вопрос о переводе данного помещения в жилое.
С учетом указанного факта и приняв во внимание, что ФИО2 имеет выслугу лет более 16 лет, суд апелляционной инстанции полагал возможным применить к правоотношениям положения пункта 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 17 декабря 2002 г. N 897.
С данными выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - жилое помещение специализированного жилищного фонда).
В случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу положений статьи 27 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны: 1) обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций; 2) размещать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности.
Военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели.
В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 настоящей статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права следует, что военнослужащим предоставляется служебное жилое помещение на время прохождения службы или компенсация за найм жилья.
При рассмотрении споров, связанных с осуществлением сотрудниками права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел жильем регулируются как нормами специального законодательства, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (пункты 1 - 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 18 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, названных кодексом и другими федеральными законами.
Жилищный кодекс Российской Федерации квалифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации к специализированному жилищному фонду относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу положений части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированых жилых помещений.
Из материалов дела следует, что в ноябре 2008 г. было начато строительство территории N городка ОМОН, казарма на "данные изъяты" военнослужащих с КПП, 25 января 2010 г. объект капитального строительства принят в эксплуатацию.
Распоряжением ТУ Росимущества в городе Москве от 19 июня 2018 г. N здание указанной казармы закреплено на праве оперативного управления за Главным управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Москве
Согласно имеющемся сведениям в Едином государственном реестре недвижимости указанное здание казармы имеет статус нежилого здания. В установленном законом порядке статус нежилого помещения на жилое изменен не был.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ФИО2, являясь сотрудником органов внутренних дел, в нарушение вышеуказанных положений закона не был обеспечен служебным жилым помещением и с ним в нарушение закона был заключен договор пользования помещением, которое, фактически, является квартирой.
При этом суд апелляционной инстанции не учел, что нормы Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 17 декабря 2002 г. N 897, применимы в отношении сотрудников органов внутренних дел, проживающих в служебных жилых помещениях.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". В соответствии с пунктом 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В нарушение требований статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции в судебном постановлении не отразил мотивы, по которым он не принял во внимание статус помещения, указанный в ЕГРН, отдав предпочтение квитанциям, сформированным управляющей компанией.
В связи с чем, суду апелляционной инстанции следовало выяснить, какой фонд был предоставлен ответчикам, почему и для каких целей ФИО2 было предоставлено помещение в здании казармы, а не реализовано его право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда или выплату денежной компенсации за найм (поднайм) жилого помещения, что представляет из себя представленное ответчику и его членам его семьи помещение, на каком основании ФИО2 несет бремя оплаты коммунальных услуг за указанное помещение и какие фактически правоотношения возникли между сторонами, отчего зависело правильное определение нормы материального права, подлежащей применению.
Также суду следовало учитывать, что если заявлен спор о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением и их выселении из жилого помещения, подлежали применению соответствующие нормы материального права, регулирующие указанные правоотношения, а также должен быть решен вопрос в соответствии с положениями части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о вступлении в дело прокурора, который дает заключение по делам о выселении.
Нарушения норм права, допущенные судом апелляционной инстанции, являются существенными и непреодолимыми и могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2023 г. и о направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное выше и разрешить исковые требования в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Московский городской суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.