судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО3, судей ФИО4, ФИО10, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зюзинского межрайонного прокурора "адрес" в защиту интересов ФИО2 к ГБУЗ "адрес" "Детская городская поликлиника N Департамента здравоохранения "адрес"", ГБУЗ "адрес" "Консультативно-диагностическая поликлиника N Департамента здравоохранения "адрес"", Департаменту здравоохранения "адрес" о признании незаконным решения врачебной комиссии, признании права и обеспечении бесплатными расходными медицинскими материалами
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N)
по кассационной жалобе ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО10, выслушав объяснения ФИО12, представителя ФИО2 ФИО11, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ганцевой С.В, поддержавших жалобу, представителей ГБУЗ "адрес" "Консультативно-диагностическая поликлиника N Департамента здравоохранения "адрес"" ФИО5, ГБУЗ "адрес" "Детская городская поликлиника N Департамента здравоохранения "адрес"" ФИО6, Департамента здравоохранения "адрес" ФИО7, возразивших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зюзинский межрайонный прокурор "адрес" в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО2 к ответчикам ГБУЗ "адрес" "Детская городская поликлиника N Департамента здравоохранения "адрес"", ГБУЗ "адрес" "Консультативно-диагностическая поликлиника N Департамента здравоохранения "адрес"", Департаменту здравоохранения "адрес" о признании незаконным решения врачебной комиссии, признании права и обеспечении бесплатными расходными медицинскими материалами, мотивируя свои требования тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО12 по вопросам обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями несовершеннолетней дочери ФИО2, в том числе, по вопросу обеспечения ее медицинскими расходными материалами к инсулиновой помпе. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г..р, прикреплена для медицинского обслуживания к ГБУЗ "ДГП N ДЗМ", наблюдается с диагнозом "Е10.4 Инсулинозависимый сахарный диабет, с неврологическими осложнениями", имеет льготную категорию "084", статус "ребенок-инвалид", с февраля 2013 года находилась на помповой инсулинотерапии (помпа Medtronic Minimed Veo), инсулин Лизпро.
Для непрерывного мониторинга глюкозы к вышеуказанной помпе применяется сенсор для мониторинга глюкозы FreeStyle Libre и трансмиттер miniLink MMT-7003. В сентябре 2020 года ФИО2 перенесла тяжелую гипогликемию с потерей сознания, в связи с чем, ей была вызвана СМП, специалистами которой несовершеннолетней введена глюкоза, госпитализация предложена не была. В 2021 году несовершеннолетняя обращалась на прием к педиатру ДД.ММ.ГГГГ, 22.03.2021в связи с острой инфекцией верхних дыхательных путей, однако, клинико-лабораторные исследования для установления состояния здоровья несовершеннолетней ФИО2 в 2021 году ГБУЗ "ДГП N ДЗМ" не проводились. ФИО12 (мать ФИО2) вынуждена приобретать сенсоры флеш-мониторинга глюкозы FreeStyle Libre и трансмиттеры miniLink ММТ-7003 за счет собственных средств, поскольку ГБУЗ "ДТП N ДЗМ" не осуществляет обеспечение несовершеннолетней ФИО2 данными медицинскими изделиями. Согласно решению врачебной комиссии ГБУЗ "ДГП N ДЗМ" от (протокол N), принятому с учетом заключения главного внештатного специалиста детского эндокринолога Департамента здравоохранения "адрес" N/Э от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение пациентки ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г..р, сенсорами для мониторинга FreeStyle Libre для непрерывного флеш-мониторинга уровня глюкозы в крови, в рамках индивидуальной закупки не представляется возможным. Указанное решение врачебной комиссии истец полагал незаконным.
ДД.ММ.ГГГГ соистцом по делу привлечена ФИО2, достигшая возраста совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковым требованиям, соответчиком по делу заявлен Департамента здравоохранения "адрес", в связи с достижением ФИО2 совершеннолетия, обслуживающей поликлиникой является ГБУЗ "адрес" "Консультативно-диагностическая поликлиника N ДЗ "адрес"".
Решением Зюзинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу N постановлено:
Исковые требования Зюзинского межрайонного прокурора "адрес" в защиту интересов ФИО2, ФИО2 к ГБУЗ "адрес" "Детская городская поликлиника N Департамента здравоохранения "адрес"", ГБУЗ "адрес" "Консультативно-диагностическая поликлиника N Департамента здравоохранения "адрес"", Департаменту здравоохранения "адрес" о признании незаконным решения врачебной комиссии, признании права и обеспечении бесплатными расходными медицинскими материалами - удовлетворить.
Признать незаконным решение врачебной комиссии ГБУЗ "адрес" "Детская городская поликлиника N Департамента здравоохранения "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ, оформленной протоколом N, в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г. "адрес" право ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на бесплатное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed Paradigm REAL-Time (MMT-722) - сенсорами FreeStyle Libre к системе флеш-мониторинга уровня глюкозы на постоянной основе.
Обязать Департамент здравоохранения "адрес", ГБУЗ "адрес" "Консультативно-диагностическая поликлиника N Департамента здравоохранения "адрес"" за счет бюджетных средств обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed Paradigm REAL-Time (MMT-722) - сенсорами FreeStyle Libre к системе флеш-мониторинга уровня глюкозы, относящимися к расходным материалам 300910 "Датчик системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы" в объеме, необходимом в соответствии с нормативной документацией к устройству. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Зюзинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено. По делу постановлено новое решение, которым в иске Зюзинскому межрайонному прокурору "адрес", действующему в защиту интересов ФИО2, к ГБУЗ "адрес" "Детская городская поликлиника N" Департамента здравоохранения "адрес", ГБУЗ "адрес" "Консультационно-диагностическая поликлиника N" Департамента здравоохранения "адрес"", Департамента здравоохранения "адрес" о признании незаконным решения врачебной комиссии, признании права и обеспечении бесплатными расходными медицинскими материалами отказано.
Не согласившись с апелляционным определением, ФИО2 обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене как незаконного и необоснованного, просит направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Заявитель жалобы ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, на то, что вывод суда о том, что спорное медицинское изделие ФИО2 не назначалось, противоречит материалам дела. По делу не была назначена и проведена судебная медицинская экспертиза, соответственно, выводы суда относительно нуждаемости пациента в предоставлении медицинского изделия, не основаны на надлежащих доказательствах, вывод комиссии сделан из экономических соображений.
В возражениях на кассационную жалобу представители ответчиков оспаривают довод истца, что вывод врачебной комиссии ГБУЗ "ДГП N ДЗМ", изложенный в протоколе N от ДД.ММ.ГГГГ основан не на медицинских показаниях ФИО2, а обусловлен экономическими соображениями. Указывают, что термин "обеспечение пациентки ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, сенсорами FreeStyle Libre для непрерывного флеш-мониторинга уровня глюкозы в крови, в рамках индивидуальной закупки, не представляется возможным" обосновывает не экономическую целесообразность, а отсутствие правовых и медицинских оснований для принятия решения. Принятому решению предшествовало изучение имеющихся в распоряжении врачебной комиссии медицинских документов ФИО2, все члены врачебной комиссии являлись медицинскими работниками, к участию в работе врачебной комиссии был привлечён главный внештатный специалист - эндокринолог Департамента здравоохранения "адрес" доктор медицинских наук, профессор, ФИО1, которая в своем заключении имеющимся в материалах дела не нашла медицинских показаний для назначения ФИО2 сенсоров FreeStyle Libre для непрерывного флеш-мониторинга уровня глюкозы.
В судебное заседание ФИО2 не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца с участием ее представителя.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений ответчиков на нее, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность апелляционного определения, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Судами по делу установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р, прикреплена для медицинского обслуживания к ГБУЗ "ДГП N ДЗМ", наблюдается с диагнозом "Е10.4 Инсулинозависимый сахарный диабет, с неврологическими осложнениями", имеет льготную категорию "084", статус "ребенок-инвалид", с февраля 2013 года находится на помповой инсулинотерапии (помпа Medtronic Minimed Veo), инсулин Лизпро.
Согласно выписному эпикризу от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетняя находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации, где в связи с техническими сбоями в работе помпы (окончанием срока годности) ей была имплантирована помпа Accu Chek Combo за счет средств высокотехнологичной медицинской помощи. Для непрерывного мониторинга глюкозы к вышеуказанной помпе применяется сенсор для мониторинга глюкозы FreeStyle Libre и трансмиттер miniLink ММТ-7003.
В июне 2019 года несовершеннолетняя ФИО2 была госпитализирована в УДКБ им. ФИО8, в ходе проведенного обследования выявлена начальная стадия диабетической полинейропатии.
ФИО12 (мать ФИО2) приобретает сенсоры флеш-мониторинга глюкозы FreeStyle Libre и трансмиттеры miniLink ММТ-7003 за счет собственных средств, поскольку ГБУЗ "ДТП N ДЗМ" не осуществляет обеспечение несовершеннолетней ФИО2 данными медицинскими изделиями.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 достигла возраста совершеннолетия и обслуживается в ГБУЗ "адрес" "Консультативно-диагностическая поликлиника N Департамента здравоохранения "адрес"".
Согласно решению врачебной комиссии ГБУЗ "ДГП N ДЗМ" от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N), принятому с учетом заключения главного внештатного специалиста детского эндокринолога Департамента здравоохранения "адрес" N/Э от ДД.ММ.ГГГГ, "обеспечение пациентки ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, сенсорами для мониторинга FreeStyle Libre для непрерывного флеш-мониторинга уровня глюкозы в крови в рамках индивидуальной закупки не представляется возможным.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования и применяя положения ч. 2 ст. 19, ст. 3, ч. 2 ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и п. 57 приложения 1 раздела I указанного Постановления, паспорта национального проекта "Здравоохранение", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N), исходил из того, что инсулиновая помпа рекомендована ребенку по медицинским показаниям в рамках программы госгарантий по ВМП-ОМС за счет средств бюджета и установлена ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России в рамках оказания ВМП код 499431 и. 43 приложения 1 раздел II Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", поскольку осуществление флеш-мониторинга при использовании инсулиновой помпы Accu Chek Combo невозможно и неэффективно без расходных материалов к ней, то они являются ее неотделимой частью и требуют периодической замены, которая также должна осуществляться бесплатно за счет бюджетных средств.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на момент принятия оспариваемого решения врачебной комиссии ГБУЗ "адрес" "Детская городская поликлиника N Департамента здравоохранения "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ, оформленной протоколом N, в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, принятого с учетом заключения главного внештатного специалиста детского эндокринолога ДЗ "адрес" N/Э от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 являлась несовершеннолетней, наблюдалась с диагнозом: "Инсулинозависимый сахарный диабет с неврологическими осложнениями, код МКБ-10, "Е10.4", имела льготную категорию "084" - ребенок-инвалид, относилась к числу лиц, указанных в ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в связи с чем получала заместительную инсулиновую терапию системы постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа) модели Accu Chek Combo, также была обеспечена системой глюкометра с использованием тест-полосок.
Кассационный суд полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и установленным обстоятельствам дела.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторирования состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены, в том числе, инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, поименованы иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе. Такие медицинские изделия, как датчики непрерывного мониторирования глюкозы, в названные перечни не включены.
Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Федеральная программа).
Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, которым оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III Федеральной программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний и состояний (перечень содержится в этом разделе), в том числе при болезнях эндокринной системы.
Согласно разделу V Федеральной программы обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии со статьей 6.3 ФЗ "О государственной социальной помощи" Приказом - Минздравсоцразвития России N утвержден "Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", пунктом 2.1 которого предусмотрено, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно пункту 2.3 "Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждения врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Таким образом, отдельным категориям граждан, в случае нуждаемости, законом предоставлено право на бесплатное получение медицинских изделий, количество и виды которых определяет лечащий врач; получение медицинских изделий осуществляется на основании выписанных рецептов.
В настоящее время Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N, пунктом 34 Территориальной программы предусмотрен такой вид лечения диабета, как установка инсулиновой помпы, при этом, обеспечение пациента расходными материалами к инсулиновой помпе Территориальной программой не предусмотрено.
В городе Москве обеспечение пациентов, имеющих категорию заболевания "Диабет", изделиями медицинского назначения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и распоряжением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-РП "О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей "адрес" по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой".
Названными нормативными правовыми актами предусмотрено обеспечение всеми лекарственными препаратами, этиловым спиртом (100, 0 г в месяц), инсулиновыми шприцами типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглами к ним и средствами диагностики.
В части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" содержатся положения о том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства "адрес" в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание, в том числе инвалидам, страдающим заболеванием "сахарный диабет" (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета "адрес") лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий.
Следовательно, предоставление инвалиду, страдающему заболеванием "сахарный диабет" (социально значимое заболевание), медицинских изделий, не входящих в программу государственных гарантий, осуществляется бесплатно, если решением врачебной комиссии ему по жизненным показаниям рекомендовано использование этих медицинских изделий.
Заключения врачебной комиссии о нуждаемости ФИО2 в предоставлении спорного медицинского изделия по жизненным показаниям не имеется.
При проверке доводов истца о незаконности оспариваемого заключения врачебной комиссии судом апелляционной инстанции был исследован вопрос о нуждаемости истца в бесплатном обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed Paradigm REAL-Time (MMT-722) - сенсорами FreeStyle Libre к системе флеш-мониторинга уровня глюкозы на постоянной основе, в том числе, были изучены представленные истцом в заседании судебной коллегии копия справки N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной врачом ГБУЗ "ДГП NДЗМ" ФИО9, содержащей информацию о том, что ФИО2 нуждается в использовании системы мониторинга глюкозы "Либра" в связи с частыми бессимптомными глипогликемиями.
В заседании судебной коллегии была допрошена врач-эндокринолог ГБУЗ "ДГП NДЗМ" ФИО9, которая пояснила, что как лечащий врач наблюдала пациентку ФИО2 до 18 лет, указанную справку, которая является не рецептом, а выпиской, выдала матери ФИО2 для предоставления на работу с целью оплаты. При этом, сенсор FreeStyle Libre является самостоятельным медицинским изделием, не является расходным материалом к установленной ФИО2 инсулиновой помпе, данная система является альтернативной системе измерения уровня глюкозы, основным методом измерения сахара является система глюкометра с использованием тест-полосок, которыми ФИО2 обеспечена.
Доводы иска о нуждаемости истца ФИО2 в применении расходных материалов к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed Paradigm REAL-Time (MMT-722) - сенсорами FreeStyle Libre к системе флеш-мониторинга уровня глюкозы на постоянной основе для непрерывно мониторинга глюкозы не приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку непрерывный мониторинг глюкозы является альтернативным методом определения уровня глюкозы, при необходимости измерение глюкозы может проводиться с использованием глюкометров - систем мониторинга глюкозы в крови для домашнего использования. Непрерывный мониторинг глюкозы может быть назначен пациенту лечащим врачом по показаниям в дополнение к использованию глюкометра. Рекомендации по выбору (целесообразности применения) средств и методов лечения, исходя из медицинских показаний, относится к компетенции лечащего врача, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и лечения (часть 15 статьи 2 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ), однако в рассматриваемом случае такого врачебного назначения с обоснованием жизненной необходимости получения пациентом медицинского изделия, не входящего в программу государственных гарантий, не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Доводы кассационной жалобы об ошибочности выводов суда апелляционной инстанции не свидетельствуют. В силу положений ст.ст. 56, 57, 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение вопроса о необходимости назначения по делу экспертизы является прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов или способных повлиять на правильность обжалуемых судебных постановлений, судом апелляционной инстанции не допущено. Выводы суда соответствуют установленным им обстоятельствам. Правом переоценки доказательств суд кассационной инстанции не наделен (ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.