Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С, Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селезнева Евгения Геннадьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ивановской области о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе Селезнева Евгения Геннадьевича на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 7 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 30 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Селезнев Е.Г. обратился в суд с иском к ОСФР по Ивановской области, ранее - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области, о защите пенсионных прав, указав в обоснование заявленных требований, что решением ОСФР по Ивановской области от 22 ноября 2022 г. N истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии.
В специальный стаж истца пенсионным органом не включены периоды работы с 22 февраля 1993 г. по 22 сентября 2001 г. - служба в 5-ой пожарной части ГПС УВД Ивановской области по охране Заволжского химзавода, с 1 марта 2005 г. по 30 сентября 2007 г. - работа в качестве начальника караула ПЧ-47 областного государственного учреждения "14 пожарный отряд" областного государственного учреждения "Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области", с 18 мая 2015 г. по 19 мая 2015 г. - командировка по линии ГУ МЧС России по Ивановской области.
Полагая решением ответчика незаконным, истец просил суд возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж работы (службы) периоды с 22 февраля 1993 г. по 22 сентября 2001 г, с 1 марта 2005 г. по 30 сентября 2007 г, с 18 мая 2015 г. по 19 мая 2015 г, установить страховую пенсию с 3 августа 2022 г, взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000 руб, судебные расходы.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 7 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 30 октября 2023 г, исковые требования Селезнева Е.Г. удовлетворены частично. На ОСФР по Ивановской области возложена обязанность включить в специальный стаж Селезнева Е.Г, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотренной пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 18 мая 2015 г. по 19 мая 2015 г. - командировка. В удовлетворении остальной части исковых требований Селезневу Е.Г. отказано. С ОСФР по Ивановской области в пользу Селезнева Е.Г. взысканы расходы по составлению искового заявления в размере 3 000 руб, расходы по оплате государственной пошлины 300 руб, почтовые расходы 3 611, 40 руб.
В кассационной жалобе Селезнев Е.Г. просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждено право истца на назначение досрочной страховой пенсии, спорные периоды работы с 22 февраля 1993 г. по 22 сентября 2001 г, с 1 марта 2005 г. по 30 сентября 2007 г. подлежали включению в специальный стаж, в связи с чем, имелись и основания для назначения досрочной страховой пенсии. Оснований для отказа в удовлетворении иска у суда не имелось.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке (N). В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны.
С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Судебные постановления обжалуются заявителем только в части разрешения требований Селезнева Е.Г. о включении в специальный стаж периодов работы с 22 февраля 1993 г. по 22 сентября 2001 г. и с 1 марта 2005г. по 30 сентября 2007 г, назначении досрочной страховой пенсии, в связи с чем проверяются судебной коллегией только в обжалуемой части. В части удовлетворения иска судебные постановления сторонами не обжалуются, в связи с чем, предметом проверки суда кассационной инстанции не являются.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 3 августа 2022 г. Селезнев Е.Г. обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области от 22 ноября 2022 г. N в установлении страховой пенсии, предусмотренной пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. На дату обращения истец достиг возраста 50 лет, специальный стаж составил 18 лет 02 месяца 17 дней при требуемом стаже 25 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 56, 795 при требуемой величине 23, 4 в 2022 году.
В специальный стаж ответчиком не включены периоды: с 22 февраля 1993 г. по 22 сентября 2001 г. - служба в 5-ой пожарной части ГПС УВД Ивановской области по охране Заволжского химзавода, поскольку период является прохождением службы по контракту; с 1 марта 2005 г. по 30 сентября 2007 г. - работа в качестве начальника караула ПЧ-47 областного государственного учреждения "14 пожарный отряд" областного государственного учреждения "Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области", поскольку учреждение не входило в структуру органов МЧС России, являлось учреждением противопожарной службы субъекта Российской Федерации; с 18 мая 2015 г. по 19 мая 2015 г. - командировка, поскольку это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N516 от 11 июля 2002 г.
Также судом установлено, что Селезнев Е.Г. с 22 февраля 1993 г. по 22 сентября 2001 г. служил в органах внутренних дел пожарным (старшим пожарным) в 5-ой пожарной части ВПЧ по охране химзавода им. Фрунзе г. Заволжск (ПАСС УВД по охране АО "Заволжский химический завод им. Фрунзе", УГПС УВД по охране АО "Заволжский химический завод им. Фрунзе", УГПС УВД Ивановской области по охране АО "Заволжский химический завод им. Фрунзе"). Имел специальное звание - старшина внутренней службы, был уволен из органов внутренних дел.
Из личных карточек денежного довольствия Селезнева Е.Г. за 1993-2001 годы следует, что истец занимал должности пожарного, старшего пожарного, имел звания: рядовой - с 22 февраля 1993 г, сержант - с 27 мая 1993 г, старший сержант - с 30 мая 1995 г, старшина - с 24 апреля 2001 г.
В ходе производства пор делу истцом не оспаривалось прохождение службы в органах внутренних дел и наличие специального звания, при этом истец указывал, что пожарная часть была военизированная, осуществляла охрану опасного производства.
Также суд установил, что с 1 марта 2005 г. Селезнев Е.Г. принят на должность начальника караула в ПЧ-47 Областного государственного учреждения "14 пожарный отряд" областного государственного учреждения "Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области", 30 сентября 2007 г. истец уволен в порядке перевода в 16 ПЧ по охране г. Заволжска и Заволжского района ГУ ОГПС России по Ивановской области. При этом областное государственное учреждение "Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области" создано в соответствии с постановлением Администрации Ивановской области от 23 декабря 2004 г. N 112-ПА и являлось учреждением противопожарной службы субъекта Российской Федерации.
Разрешая спор в части требований истца о включении в специальный стаж периодов службы, работы с 22 февраля 1993 г..по 22 сентября 2001 г..и с 1 марта 2005г. по 30 сентября 2007 г, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г..N437, Федерального закона "О пожарной безопасности", Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" от 27 декабря 1995 г..N221-ФЗ, установилзначимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов и возражений сторон, их объяснений, исследовал представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в данной части, исходя из того, что в спорные периоды истец занимал должность, предусмотренную Списком от 18 июня 2002 г..N437 и Перечнем от 23 июня 1995 г..N241, при этом относился к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудникам), в связи с чем, оснований для включения в специальный стаж истца по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода службы с 22 февраля 1993 г..по 22 сентября 2001 г..в 5-ой пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Ивановской области по охране Заволжского химзавода не имеется.
Поскольку работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено право на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд также не нашел оснований для включения в специальный стаж Селезнева Е.Г. периода работы с 1 марта 2005 г..по 30 сентября 2007 г..в должности начальника караула ПЧ-47 областного государственного учреждения "14 пожарный отряд" областного государственного учреждения "Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области".
Кроме того, суд первой инстанции указал на установленное в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Ивановской области от 18 мая 2005 г. N87-ОЗ "О пожарной безопасности на территории Ивановской области" за работниками противопожарной службы Ивановской области, работающими на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей противопожарной службы, утверждаемым постановлением Правительства Ивановской области, по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет, право на установление за счет средств бюджета Ивановской области пенсии по старости в размере 1, 6 фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Указанное вытекает из статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей.
Не установив оснований для включения спорных периодов в льготный стаж, суд отказа в иске о назначении Селезневу Е.Г. досрочной страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что действующие в спорный период прохождения истцом службы с 22 февраля 1993 г..по 22 сентября 2001 г..в 5-ой пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Ивановской области по охране Заволжского химзавода нормы прав регламентировали подведомственность Государственной противопожарной службы и служебное положение ее сотрудников, непосредственно как сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем, особенности пенсионного обеспечения таких служащих, к числу которых относился истец, регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости действующее законодательство не содержит.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время службы в органах внутренних дел также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г..N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Приняв во внимание, что период с 22 февраля 1993г. по 22 сентября 2001 г..является периодом службы истца в органах внутренних дел, суд апелляционной инстанции с выводом суда первой инстанции о том, что данный период не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, согласился.
Отклоняя доводы истца о неправомерном исключении из специального трудового стажа периода работы в качестве начальника караула ПЧ-47 областного государственного учреждения "14 пожарный отряд" областного государственного учреждения "Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области", суд апелляционной инстанции исходил из того, что областное государственное учреждение "Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области", в котором истец проходил службу в период с 1 марта 2005 г. по 30 сентября 2007 г, создано в соответствии с постановлением Администрации Ивановской области от 23 декабря 2004 г. N 112-ПА и являлось учреждением противопожарной службы субъекта Российской Федерации. Поскольку досрочная страховая пенсия по старости работникам Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают, суд апелляционной инстанции признал правильными выводы районного суда об отсутствии оснований для включения периода службы Селезнева Е.Г. с 1 марта 2005 г. по 30 сентября 2007 г. в должности начальника караула "14 пожарный отряд" областного государственного учреждения "Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области", в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что для исчисления стажа на соответствующих видах работ по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N437.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы; военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий.
Из вышеуказанных положений закона следует, что право на назначение пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предоставляется лицам, работающим в должностях, предусмотренных Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти.
Под работающими в должностях понимаются лица гражданского персонала, выполняющие трудовые функции в соответствии с Единым квалификационным справочником и Квалификационным справочником должностей руководителей специалистов и других служащих.
В тех случаях, когда работникам по результатам аттестации присваивается звание, их пенсионное обеспечение регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Из системного толкования вышеприведенных положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что правовой статус сотрудников и работников Государственной противопожарной службы не является тождественным, в том числе и в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.
Служба в органах внутренних дел является особым видом службы. Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в рамках государственного пенсионного обеспечения. Для данной категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время службы в органах внутренних дел также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно положениям Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей на 1 марта 2005 г.) Федеральная противопожарная служба включает в себя: структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы; структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; органы государственного пожарного надзора; пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения; подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения); подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно- территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ).
С учетом приведенных норм права, правом на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно - правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N552-О-О от 5 февраля 2009 г, на федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно- территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Правильно применив приведенные нормы права, приняв во внимание, что в спорный период прохождения службы с 22 февраля 1993 г. по 22 сентября 2001 г. истец относился к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел, а также приняв во внимание, что действующим законодательством работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено право на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суды пришли в правильному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода службы с 22 февраля 1993 г. по 22 сентября 2001 г. в 5-ой пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Ивановской области по охране Заволжского химзавода и периода работы с 1 марта 2005 г. по 30 сентября 2007 г. в должности начальника караула ПЧ-47 областного государственного учреждения "14 пожарный отряд" областного государственного учреждения "Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области", поскольку досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (федерального органа исполнительной власти), при том, что аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено.
Приведенные кассатором в жалобе доводы о том, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждено право истца на назначение досрочной страховой пенсии, спорные периоды работы с 22 февраля 1993 г. по 22 сентября 2001 г, с 1 марта 2005 г. по 30 сентября 2007 г. подлежали включению в специальный стаж, в связи с чем, имелись и основания для назначения досрочной страховой пенсии, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 7 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 30 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Селезнева Евгения Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.