Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С, Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Понедельникова Виталия Васильевича к УСЗН ЮАО г. Москвы о признании решений незаконными, возложении обязанности произвести начисление и выплату пособий, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Понедельникова Виталия Васильевича на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 14 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 19 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, выслушав объяснения истца, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Понедельников В.В. обратился в суд с иском к УСЗН ЮАО г. Москвы о признании решений незаконными, возложении обязанности произвести начисление и выплату пособий, взыскании компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что 28 апреля 2022 г. через личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг г. Москвы им подано заявление N о начислении и выплате ежемесячного пособия в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 18 лет и заявление N о начислении и выплате ежемесячного пособия в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. 13 мая 2022 г. истцом получены решения об отказе, в связи с не предоставлением сведений обо всех счетах заявителя.
18 мая 2022 г. истец повторно обратился через личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг г. Москвы с заявлением N о начислении и выплате ежемесячного пособия в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 18 лет и с заявлением N о начислении и выплате ежемесячного пособия в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Решениями от 26 мая 2022 г. в начислении и выплате пособий истцу отказано.
Понедельников В.В. полагает решения об отказе в выплате пособий незаконными, поскольку ответчик, отказывая в назначении и выплате пособий по мотиву не предоставления сведений обо всех открытых в кредитных организациях счетах (вкладах) на территории Российской Федерации и за ее пределами и о суммах поступивших денежных средств на них, не указал причину, по которой он не имел возможности самостоятельного получения данных сведений посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Ссылаясь на то, что действиями ответчика нарушены его права на своевременное назначение ежемесячных выплат, чем причинен моральный вред, истец просил суд признать решения N и N от 13 мая 2022 г, N и N от 26 мая 2022 г. незаконными, возложить на ответчика обязанность произвести начисление и выплату пособий, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Симоновского районного суда г. Москвы от 14 ноября 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 19 июля 2023 г, в удовлетворении исковых требований Понедельникова В.В. отказано.
В кассационной жалобе Понедельников В.В. просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на наличие у него желания получать выплаты по нормам федерального законодательства, а не г. Москвы. Требования федерального законодательства не могут быть расширены в подзаконных актах субъектов Российской Федерации. Закон не содержит требований об истребовании от граждан документов, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих услуги. Обязанность сбора данных о денежных средствах и имуществе истца путем обмена данными между органами и организациями возложена на государственные и муниципальные органы. Также кассатор указывает на то, что не всякие поступления на счета, открытые в банке, свидетельствуют о наличии дохода. Судам следовало выяснить, являлись ли поступившие заявителю денежные средства доходом семьи, что сделано не было. Суды применили не предусмотренную федеральным законодательством норму о превышении 200 процентов суммы доходов семьи без взаимосвязи данной нормы с иными законами, определяющими понятие дохода.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика.
С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 28 апреля 2022 г. через личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг г. Москвы Понедельниковым В.В. поданы заявления о начислении и выплате ежемесячного пособия в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 18 лет и о начислении и выплате ежемесячного пособия в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Решениями от 13 мая 2022 г. N и N отказано в назначении указанных пособий по мотиву отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги в связи с не предоставлением сведений обо всех открытых в кредитных организациях счетах (вкладах) и о суммах поступивших денежных средств на них по всем членам семьи (в соответствии со статьей 4 пункта 4.3.9 приложения 1 постановления Правительства Москвы N 553-ПП от 12 апреля 2022 г. для назначения ежемесячного пособия необходимо предоставить сведения о наличии счетов (выписки по счетам и сведения о движении средств по счетам).
18 мая 2022 г. истец повторно через личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг г. Москвы обратился с заявлениями о начислении и выплате указанных пособий.
Решениями от 26 мая 2022 г. N и N отказано в назначении пособий по мотиву отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги в связи с не предоставлением сведений обо всех открытых в кредитных организациях счетах (вкладах) и о суммах поступивших денежных средств на них по всем членам семьи (в соответствии с пунктом 4.3.9 статьи 4 приложения 1 постановления Правительства Москвы N 553-ПП от 12 апреля 2022 г, основанием для отказа в назначении пособия на ребенка является отсутствие сведений обо всех открытых в кредитных организациях счетах (вкладах) на территории Российской Федерации и за ее пределами и о суммах поступивших денежных средств на них. Не представлены данные сведения за отчетный период (с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г.) и сведения об остатках на счетах по первое число месяца, в котором подается заявление.
Разрешая спор, суд руководствовался положениями Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г..N199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г..N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений, необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г..N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей", постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г..N 630 "Об утверждении основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", постановления Правительства Москвы от 12 апреля 2022 г..N553-ПП "О ежемесячных пособиях на детей в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г..N 954-ПП "О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям", установилзначимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов и возражений сторон, их объяснений, исследовал представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что в нарушение требований действующего законодательства истцом при подаче документов не представлены сведения обо всех открытых в кредитных организациях счетах (вкладах) на территории Российской Федерации и за ее пределами и
о суммах поступивших денежных средств на них, не представлены сведения об остатках на счетах.
Признавая несостоятельными доводы истца о том, что ответчиком в рамках межведомственного взаимодействия не были запрошены выписки по его счетам суд первой инстанции сослался на то, что пунктами 2.5.1.1.12, 2.5.1.1.12.1, 2.5.1.1.12.2 Административного регламента предоставления государственных услуг по назначению ежемесячных пособий на детей в г. Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2022 г. N 553-ПП, предусмотрено, что выписки по счетам (вкладам) заявителя и членов его семьи предоставляются самим заявителем.
Не установив оснований для удовлетворения иска о признании решений незаконными, обязаниии произвести начисление и выплату пособий, суд отказал в удовлетворении производных требований о взыскании компенсации морального вреда.
С приведенными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Согласно пункту 16 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются в том числе: превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты; наличие в заявлении недостоверных или неполных данных; наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленную на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в кредитных организациях; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей", с 1 апреля 2022 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовая форма заявления о назначении ежемесячной выплаты утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. N 630 "Об утверждении основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
Согласно пункту 23 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. N 630, основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются в том числе: превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения; наличие в заявлении о назначении ежемесячной денежной выплаты недостоверных или неполных данных, за исключением случая, предусмотренного пунктом 26 настоящих основных требований; непредставление заявителем документов (сведений) (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 20 и 22 перечня), а также непредставление документов (сведений) в сроки, указанные в пунктах 19 и 20 настоящих основных требований; наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленную на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты, в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в кредитных организациях.
Порядок, условия назначения указанных пособий в г. Москве регламентируется постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2022 г. N553-ПП "О ежемесячных пособиях на детей в г. Москве".
Согласно пункту 1.5 указанного постановления ежемесячные пособия назначаются и выплачиваются управлениями социальной защиты населения города Москвы (далее - УСЗН г. Москвы).
Пунктом 3.1. предусмотрено, что в целях определения нуждаемости при назначении ежемесячных пособий на детей в соответствии с настоящим постановлением учитываются следующие критерии: среднедушевой доход семьи, который не должен превышать величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, устанавливаемую в г. Москве; уровень имущественной обеспеченности семьи, который оценивается в соответствии с правовыми актами г. Москвы; суммы денежных средств, поступивших на открытые членами семьи в кредитных организациях счета (вклады), которые не должны превышать 200 процентов суммы доходов семьи; 3.2 определение нуждаемости при назначении ежемесячных пособий на детей на основании критериев, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего постановления, осуществляется на основании документов и сведений, представленных гражданами при подаче запроса (заявления) о назначении ежемесячного пособия на ребенка, и сведений, полученных в результате межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра информации, необходимой для предоставления государственных услуг в г. Москве, иных информационных систем и информационных ресурсов.
Согласно пункту 4.3 основаниями для отказа в назначении ежемесячных пособий в связи с отсутствием права на ежемесячное пособие являются: 4.3.1. наличие уровня имущественной обеспеченности семьи, превышающего уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, установленный Правительством Москвы; 4.3.8 наличие суммы поступивших денежных средств на открытые в кредитных организациях счета (вклады) заявителя и членов семьи, превышающей 200 процентов суммы доходов семьи; 4.3.9 отказ от представления сведений обо всех открытых в кредитных организациях счетах (вкладах) на территории Российской Федерации и за ее пределами и о суммах поступивших денежных средств на них.
Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. N 954-ПП "О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям", определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.
Согласно пункту 6.1 Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячных пособий на детей и подтверждения доходов членов семьи, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2022 г. N 553-ПП, в целях проверки нуждаемости малообеспеченной семьи в получении ежемесячного пособия, помимо исчисления величины среднедушевого дохода семьи, также оценивается сумма денежных средств, поступивших за 12-месячный расчетный период на открытые в кредитных организациях счета (вклады) членов семьи, которая не может превышать 200 процентов суммы доходов семьи за 12-месячный расчетный период.
Правильно применив приведенные нормы права, установив, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении спорных выплат заявителем не представлены необходимые сведения обо всех открытых в кредитных организациях счетах (вкладах) на территории Российской Федерации и за ее пределами и о суммах поступивших денежных средств на них, при том, что обязанность по предоставлению данных сведений возложена действующим законодательством непосредственно на лицо, обращающееся за предоставлением услуги, что исключало возможность уполномоченного органа проверить уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки семье истца, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Суд кассационной инстанции не может признать обоснованными доводы истца о неправомерности применения регионального законодательства при разрешении вопроса о предоставлении спорных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 и Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей", которые являются общефедеральной мерой государственной поддержки семей, имеющих детей, требования к назначению которой и форма соответствующего заявления определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384, и в постановлении Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. N 630, поскольку в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. В Указе Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей", также указано о том, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, предоставляется нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 (в редакции, действовавшей в 2022 году) установлены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, и типовая форма заявления, и в пункте 2 постановления рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. N 630 также рекомендовано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) установить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты в соответствии с основными требованиями, утвержденными настоящим постановлением.
Таким образом, вопреки доводам истца, федеральным законодателем делегированы субъекту Российской Федерации полномочия на установление порядка и условий назначения спорных ежемесячных денежных выплат на ребенка.
Доводы кассатора о то, что суды применили не предусмотренную федеральным законодательством норму о превышении 200 процентов суммы доходов семьи без взаимосвязи данной нормы с иными законами, определяющими понятие дохода, а также доводы о том, что судам следовало выяснить, являлись ли поступившие заявителю денежные средства доходом семьи, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку отказ ответчика в предоставлении услуг имел место в связи с непредоставлением при обращении сведений обо всех открытых в кредитных организациях счетах (вкладах) и о суммах поступивших денежных средств на них по всем членам семьи, в связи с чем, предметом проверки суда являлись именно данные обстоятельства.
В целом, приведенные истцом в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 14 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 19 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Понедельникова Виталия Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.