Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Городкова А.В, Судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N2" на решение Архангельского областного суда от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12 июля 2023 года по административному делу N 3а - 19/2023, по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N2" о признании недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 31 мая 2022 года N 39-т/2 "О внесении изменений в постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2021 года N 81 -т/5 7 и от 20 декабря 2021 года N 81 -т/58".
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав заключение прокурора Парфеновой Е.Г, полагавшей, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мэрии города Архангельска от 24 февраля 2014 года N 136 административному истцу ПАО "ТГК-2" присвоен статус единой теплоснабжающей организации муниципального образования "Город Архангельск" до 2028 года. Постановлением администрации муниципального образования "Северодвинск" от 23 октября 2018 года N 409-па ПАО "ТГК-2" определено единой теплоснабжающей организацией муниципального образования "Северодвинск".
ПАО "ТГК-2" владеет на праве собственности тремя объектами с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии более 25 МВт, производящими выработку тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии: Архангельская ТЭЦ, Северодвинская ТЭЦ-1 и Северодвинская ТЭЦ-2, и осуществляет регулируемый вид деятельности - производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и передачу тепловой энергии. Кроме того, в эксплуатации организации находятся тепловые сети, 2 собственные котельные и с 1 марта 2019 года 36 арендованных котельных.
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Во исполнение вышеприведенной правовой нормы постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2021 года N 81-т/57 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории городского округа "город Архангельск" и Приморского муниципального района на долгосрочный период 2022-2026 годы;
постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2021 года N 81-т/58 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории городского округа Архангельской области "Северодвинск" на долгосрочный период 2022-2026 годы.
Федеральной антимонопольной службой России проведена выездная документарная проверка деятельности Агентства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Агентством при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО "ТГК-2" на 2017 - 2021 годы.
В связи с этим, 28 февраля 2022 года ФАС России вынесено предписание N СП/15127/22, которым Агентство обязано в срок до 1 июня 2022 года устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения путем пересмотра перечисленных в предписании расходов организации и исключения из НВВ ПАО "ТГК-2" экономически необоснованных затрат, принятых Агентством.
Полагая предписание ФАС России незаконным, ПАО "ТГК-2" обжаловало его в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 октября 2022 года в удовлетворении требований ПАО "ТГК-2" отказано в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2023 года N 09АП-84486/2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 17 октября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Во исполнение предписания Агентством по тарифам и ценам Архангельской области 31 мая 2022 года принято оспариваемое по настоящему делу постановление N39-т/2 "О внесении изменений в постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2021 года N 81 -т/57 и от 20 декабря 2021 года N81-т/58", которым из НВВ ПАО "ТГК-2" исключены расходы на общую сумму 201 985, 55 тысяч рублей и в связи с этим установленные ранее тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории городского округа "Город Архангельск", Приморского муниципального района Архангельской области", на территории городского округа Архангельской области "Северодвинск" в течение долгосрочного периода 2022-2026 годы пересмотрены и установлены в меньшем размере.
ПАО "ТГК-2" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать постановление Агентства N 39-т/2 от 31 мая 2022 года недействующим со дня его принятия, указав, что выводы ФАС России, изложенные в предписании от 28 февраля 2022 года, противоречат нормам законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в связи с этим перерасчет долгосрочных параметров регулирования Агентством выполнен с нарушением правовых норм, имеющим большую юридическую силу, что повлекло установление тарифа в экономически необоснованном размере.
Решением Архангельского областного суда от 10 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12 июля 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
На судебные акты ПАО "ТГК-2" подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене и вынесении нового решения об удовлетворении требований. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права, несоответствии выводов судов обстоятельствам дела.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела судами не допущено.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения".
В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установлено, что полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Архангельской области, в соответствии с Положением об Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года N 214-пп, является указанное Агентство.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, формы порядка опубликования.
Судами установлено и следует из материалов дела, что постановлением Агентства от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности организации и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "город Архангельск", "Приморский муниципальный район", "Северодвинск" на 2017-2021 годы.
В течение расчетного периода регулирования 2019 года ПАО "ТГК-2" приобретены дополнительные объекты теплоснабжения (основные средства) - 36 котельных на основании договора аренды имущества N 003311- 0001/Дог18, заключенного 1 марта 2019 года с АО "Архтеплоэнерго".
В связи с этим 20 марта 2019 года ПАО "ТГК-2" обратилось в Агентство с заявлением о пересмотре тарифов, установленных на 2019-2021 годы.
Дело о пересмотре установленных на 2019-2021 год тарифов открыто 01 апреля 2019 года (решение Агентства N 19-о/т от 01 апреля 2019 года) в соответствии с подпунктом "и" пункта 7 и подпунктом "а" пункта 12 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, пункта 51 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года.
Подробный анализ обосновывающих документов и предложения регулируемой организации изложены в экспертном заключении Агентства о пересмотре установленных тарифов на тепловую энергию от 28 мая 2019 года.
Необходимая валовая выручка ПАО "ТГК-2" на 2019 год определена в соответствии с пунктами 33, 49, 51 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года N 760-э, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2017 год (первый год долгосрочного периода).
Корректировка долгосрочных тарифов на 2021 год произведена в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
В экспертном заключении Агентства от 18 декабря 2020 года приведен подробный анализ обосновывающих документов и расчеты корректировки необходимой валовой выручки.
По результатам плановой выездной документальной проверки ФАС России в действиях Агентства выявлены нарушения законодательства в сфере тарифного регулирования при установлении тарифов ПАО "ТГК-2" на тепловую энергию на долгосрочный период 2019 - 2021 годы. В связи с этим 28 февраля 2022 года ФАС России вынесено предписание N СП/15127/22, которым Агентство обязано в срок до 1 июня 2022 года устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения следующим способом:
согласно подпункта 2.1 пункта 2 из НВВ ПАО "ТГК-2" подлежат исключению расходы:
- "Расходы на аренду автотранспорта" в составе базового уровня операционных расходов на 2019 года по Архангельским котельным (арендованным);
- "Другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам" в составе базового уровня операционных расходов на 2019 года по Архангельским котельным (арендованным) в размере 17 189, 2 тысяч рублей;
- "Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов" на 2021 год по городскому округу "Город Архангельск" и Приморскому муниципальному району Архангельской области в размере 565, 48 тыс.рублей;
- "Расходы по сомнительным долгам" на 2020 год по городскому округу "Город Архангельск" и Приморскому муниципальному району Архангельской области в размере 8 476, 78 тысяч рублей;
- "Расходы на лизинг" на 2019 год по городскому округу "Город Архангельск" и Приморскому муниципальному району и городскому округу "Северодвинск" Архангельской области в размере 967, 9 тысяч рублей;
- "расходы на запас топлива" на 2019-2020 годы по Архангельским котельным (арендованным) в размере 92 835, 53 тыс.рублей;
- "Выполнение функций по сбору денежных средств с населения по прямым договорам" в составе статьи "Корректировка НВВ по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования" за 2018-2019 годы по городскому округу "Город Архангельск" и Приморскому муниципальному району и городскому округу "Северодвинск" Архангельской области в размере 63 284, 21 тысяч рублей;
- "Списанная безнадежная дебиторская задолженность за 2017-2019 гг." в составе статьи "Корректировка НВВ по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования" за 2017-2019 годы по городскому округу "Город Архангельск" и Приморскому муниципальному району Архангельской области в размере 81 637, 13 тысяч рублей;
- "Корректировка НВВ по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования" за 2019 год по ГО "Город Архангельск" и Приморскому муниципальному району и городскому округу "Северодвинск" Архангельской области.
Подпунктом 2.2 пункта 2 предписания Агентство обязано произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в НВВ ПАО "ТГК-2" при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на основании мотивировочной части Предписания по следующим статьям затрат:
- базовый уровень операционных (подконтрольных расходов) для Архангельских арендованных котельных 2019 года:
"Расходы на ремонт основных средств", "Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями" (в части расходов на услуги автотранспорта), "Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями" (в части расходов на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, ГГ-услуги, на обучение), "Расходы на арендную плату земли" в составе статьи "Расходы на уплату иных налогов и сборов" на 2019-2021 годы (неподконтрольные расходы), "Расходы по сомнительным долгам" на 2019-2021 годы, "Топливо" и "Доставка топлива" на 2019-2021 годы, "Полезный отпуск тепловой энергии" на 2019-2021 годы, "Нормативная прибыль" на 2019-2021 годы, "Корректировка НВВ по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования" на 2019-2021 годы.
Из предписания следует, что экономически необоснованные суммы в размере, определенном ФАС России по расходам, перечисленным в подпункте 2.1 пункта 2 предписания подлежат безусловному исключению из НВВ организации на 2019 год и корректировке НВВ за 2019-2021 годы без повторного их расчета, в то время как расходы, перечисленные в подпункте 2.2. пункта 2 предписания должны повторно самостоятельно анализироваться Агентством, и в случае выявления расходов в экономически необоснованном размере, такие расходы исключаются из НВВ регулируемой организации.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из обязанности Агентства исполнить предписание ФАС России N СП/15127/22 от 28 февраля 2022 года, законность которого проверена арбитражными судами.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции.
Исходя из статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации возможность заключения прямых договоров потребителями коммунальных услуг (договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами возникла в связи с внесением изменений в статью 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, путем ее дополнения пунктом 4.4 части 2 в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ от 3 апреля 2018 года "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей провозглашено одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения. Из данного принципа во взаимосвязи с нормами Основ ценообразования и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения следует, что в целях соблюдения баланса интересов потребителей, а также с учетом экономической обоснованности расходов регулируемой организации, орган регулирования не должен и не вправе по собственной инициативе принимать в расчет тарифов величины выше тех, что заявлены регулируемой организацией.
Так, согласно пунктов 71, 73 Основ ценообразования при расчете тарифов методом индексации установленных тарифов НВВ регулируемой организации включает в себя операционные расходы, учитываемые в составе текущих расходов и определяемых в соответствии с пунктами 58-60 Основ ценообразования. В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов на индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально- экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При этом из пунктов 2, 51, 75 (подпункт "а") Основ ценообразования и пунктов 33, 37 Методических указаний N760-э следует, что базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, и в связи с этим не подлежит пересмотру в течение долгосрочного периода за исключением случаев, приведенных в пункте 51 Основ ценообразования.
Корректировка НВВ и долгосрочных тарифов проводится в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в порядке, установленном пунктами 49-57 Методических указаний, которым предусмотрено осуществление корректировки операционных расходов исходя из базового уровня операционных расходов и фактических значений индекса потребительских цен и индексов изменения количества активов, т.е. без учета фактически понесенных регулируемой организацией операционных расходов по данным бухгалтерской и статистической отчетности организации.
Вместе с тем, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата (пункты 13, 63 Основ ценообразования, пункт 12 Разъяснений Президиума ФАС России N 21 "Об особенностях применения отдельных положений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов)", утверждены протоколом Президиума ФАС России от 21 марта 2022 года N 2).
Согласно подпункта 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 331 от 30 июня 2004 года; подпункта "а" пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 543 от 27 июня 2013 года, предписание ФАС России об устранении нарушений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) обязательно для исполнения исполнительными органами субъектов Российской Федерации, в данном случае Агентством.
Из административного иска следует, что в связи с заключением прямых договоров с потребителями коммунальных услуг у ПАО "ТГК-2" в 2018 и 2019 годах возникли дополнительные расходы, связанные с осуществлением регулируемой деятельности (в общей сумме 63 284, 21 тыс. рублей), которые не учитывались Агентством при установлении долгосрочных параметров регулирования на 2017-2021 годы и могли быть учтены Агентством в тарифе ранее 2020 года.
Указанные расходы в сумме 63 284, 21 тыс. рублей приняты Агентством в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования и пунктом 12 Методических указаний N 760-э при корректировке тарифов, установленных на 2020 год, по результатам предшествующих расчетных периодов, что отражено в экспертных заключениях на 2020 год и 2021 год по статье "Выполнение функций по сбору денежных средств с населения по прямым договорам за 2018 и 2019 годы" в общей сумме 63 284, 21 тыс. рублей (32 882, 22 тыс.рублей за 2018 год и 30 401, 90 тыс.рублей за 2019 год).
Впоследствии подпунктом 2.1 пункта 2 предписания от 28 февраля 2022 года ФАС России обязало Агентство исключить из НВВ организации указанные расходы в полной сумме (63 284, 21 тыс. рублей) в виду того, что они относятся к операционным расходам Общества и подлежат учету в составе фактических параметров расчета взамен прогнозных согласно пункту 56 Методических указаний N 760-э.
Агентством предписание ФАС России исполнено.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что оснований для перерасчета расходов регулируемой организации, перечисленных в подпункте 2.1 пункта 2 предписания и признанных ФАС России экономически необоснованными в размере конкретных сумм, у Агентства не имелось. Во исполнение предписания такие расходы подлежали безусловному исключению из НВВ организации в размере, определенном ФАС России.
Арбитражный суд города Москвы в решении от 17 октября 2022 года и Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 23 января 2023 года также признали экономически необоснованными, а потому подлежащими исключению из НВВ ПАО "ТГК- 2" на 2019 год, при корректировке за 2019-2021 годы расходы, перечисленные в подпункте 2.1 пункта 2 предписания ФАС России от 28 февраля 2022 года N СП/15127/22 в размере, определенном контролирующим органом.
Отклоняя доводы административного истца о неправомерном исключении из НВВ на 2021 год расходов "Списанная безнадежная дебиторская задолженность за 2017-2019 годы в составе статьи "Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих периодов регулирования" в общем размере 81 637, 13 тыс.рублей, не учтенных при установлении тарифов на 2019-2020 годы, судебная коллегия исходит из обязанности Агентства исполнить подпункт 2.1 пункта 2 предписания ФАС России, которым указанная сумма определена к исключению из НВВ организации на 2021 год.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в НВВ, содержат в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 % НВВ, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования. По факту такие расходы учитываются по формулам пункта 52 Методических указаний N 760-э.
В соответствии с экспертным заключением на 2021 год расходы ПАО "ТГК-2" по рассматриваемой статье затрат в размере 81 637, 13 тыс.рублей учтены органом регулирования на основании пункта 13 Основ ценообразования как неучтенные при установлении тарифов в предыдущих периодах регулирования.
Между тем, принимая во внимание, что величина фактической дебиторской задолженности сверх установленного пунктом 47 Основ ценообразования размера не может признаваться экономически обоснованными расходами и, как следствие, не может иметь тарифный источник финансирования, то у органа регулирования отсутствовали правовые основания для применения пункта 13 Основ ценообразования и учета заявленной суммы в составе НВВ регулируемой организации на 2021 год.
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
Расходы регулируемой организации, определенные с нарушением пункта 45 Основ ценообразования не могут признаваться экономически обоснованными расходами
Согласно экспертного заключения от 31 мая 2022 года в базовый уровень операционных расходов на 2019 год включены расходы на услуги автотранспорта по Архангельским котельным (36 котельных), переданных 01 марта 2019 года в аренду ПАО "ТГК-2" в общей сумме 13 833, 85 тыс.рублей. В указанные расходы включены затраты на услуги автотранспорта, оказанные регулируемой организации сотрудниками данной организации в размере 1 109, 76 тыс. рублей.
Вместе с тем расходы на услуги автотранспорта, оказанные регулируемой организации сотрудниками организации, понесены без соблюдения конкурентных процедур, на что указано в заключении экспертов Агентства от 31 мая 2022 года. Кроме того, затраты ПАО "ТГК-2" на услуги автотранспорта, оказанные сотрудниками организации, рассчитаны исходя из удельных фактических затрат предыдущей организации, эксплуатирующей котельные - АО "Архтеплоэнерго" за 2017 год, увеличенных на индекс потребительских цен на 2018, 2019 годы, т.е. Агентством и ПАО "ТГК-2" при расчете расходов регулируемой организации использованы методы не предусмотренные пунктом 45 Основ ценообразования.
Таким образом, Агентство во исполнение подпункта 2.2. пункта 2 предписания ФАС России от 28 февраля 2022 года произвело повторный анализ "Расходов на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями" и из принятой ранее суммы затрат 13833, 85 тыс.рублей исключило экономически необоснованные расходы на услуги автотранспорта, оказанные сотрудниками организации, в размере 1 109, 76 тыс. рублей.
Экспертное заключение на 2019 год не содержит расчета лизинговых платежей соответствующего требованиям пункта 45 Основ ценообразования. В материалах тарифного дела отсутствует расшифровка лизинговых платежей с указанием в их структуре части, которая приходится на обязательные платежи (сумма амортизации и иные обязательные платежи), связанные с владением имуществом. Представленные регулируемой организацией расчеты расходов на лизинг не являются бухгалтерскими документами, подтверждающими начисление собственником имущества амортизации, уплату налогов и других обязательных платежей, поэтому не подтверждают экономическую обоснованность затрат, заявленных Обществом.
Таким образом, в связи с непредставления регулирующей организацией сведений, позволяющих определить экономически обоснованный размер лизинговых платежей в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования, орган регулирования обоснованно исключил расходы на лизинг в размере 967, 9 тыс.рублей из состава НВВ ПАО "ТГК-2" на 2019 год.
Кроме того, расходы на лизинг в размере 967, 9 тыс.рублей подлежали обязательному исключению из НВВ регулируемой организации на 2019 год во исполнение подпункта 2.1 пункта 2 предписания ФАС России от 28 февраля 2022 года.
Оспариваемое постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области N39-т/2 от 31 мая 2022 года, которым ранее установленные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории городского округа "Город Архангельск", Приморского муниципального района Архангельской области", на территории городского округа Архангельской области "Северодвинск" пересмотрены и установлены в меньшем размере, принято исходя из всех экономически обоснованных расходов, установленных Агентством по результатам анализа предложения ПАО "ТГК-2" и обосновывающих документов, представленных Обществом, в том числе и с учетом исполнения предписания ФАС России от 28 февраля 2022 года, а не только по результатам исключения из НВВ ПАО "ТГК-2" расходов, перечисленных в подпункте 2.1 пункта 2 предписания ФАС России, как обязательных к исключению.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанции, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам дела. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Архангельского областного суда от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12 июля 2023 года по административному делу N 3а - 19/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N2" - без удовлетворения.
Решение Архангельского областного суда от 10 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12 июля 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.