Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сеньковича А. Н. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 сентября 2022 года по административному делу N 2а-2379/2023 по административному исковому заявлению Сеньковича А. Н. к УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России и в лице МВД России, Управлению по конвоированию УФСИН России по Республике Коми. ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ОМВД России по г.Усинску о признании действий незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий перевозки.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сенькович А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержания при перевозках, имевших место с декабря 2015 года по июль 2017 года, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 6350000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с декабря 2015 года по июль 2017 года неоднократно перевозился автомобильным и железнодорожным транспортом в системе учреждений ФСИН России и МВД России. При его перевозке в спецавтомобилях его права нарушались тем, что в спецавтомобилях был только один вход, отсутствовало багажное отделение, отсутствовали окна, система безопасности при движении, аварийный выход, оборудованные места при перевозке людей по медицинским показаниям, поручни, при перевозках не было возможности посетить туалет, принять пищу. При перевозке железнодорожным транспортом он размещался в камерах-купе, где отсутствовали окна и вентиляция, освещение было тусклым, спальные принадлежности не выдавались, ограничен доступ к санузлу: 2-3 раза в день, и питьевой воде, которая выдавалась только 3 раза в сутки, при посещении туалета не разрешали закрывать дверь, полки жесткие, стены камеры холодные, не было надлежащих условий для приема пищи. При конвоировании совместно с административным истцом перевозилось большое количество других осужденных с вещами, что создавало тесноту и неудобства, не всегда была возможность лечь. При перегрузках из автомобиля в вагон осужденные переходили по гибкому трапу без ограждений, что создавало для них опасность.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Российская Федерация в лице ФСИН России и в лице МВД России, Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО- 3 УФСИН России по Республике Коми, ОМВД России по г. Усинску.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 апреля 2023 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 сентября 2022 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 апреля 2023 года отменено в части отказа в удовлетворении требований к Российской Федерации в лице ФСИН России, Управлению по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о признании действий незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий перевозки. По делу в данной части принято новое решение, которым суд постановилпризнать незаконными действия ФКУ Управления по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания Сенькович А.Н. при конвоировании в спецвагоне в ночное время суток. Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации компенсацию в размере 5 000 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в указываемый административным истцом период с декабря 2015 года по июль 2017 года он конвоировался в системе учреждений ФСИН России и МВД России:
23.12.2015 в ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК; 07.01.2016-09.01.2016 из ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по РК; 17.01.2016-19.01.2016 из ФКУ СИЗО-1 УФСИН по РК в ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК; 11.02.2016 из ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 21.02.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК; 27.02.2016 из ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 09.03.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК; 19.03.2016 из ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 03.04.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК; 09.04.2016 из ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 23.04.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК; 23.04.2016 из ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 07.05.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-2 УФСИН по РК; 13.05.2016-14.05.2016 из ФКУ СИЗО-2 УФСИН по РК в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК; 21.05.2016 из ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 31.05.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-2 УФСИН по РК; 02.06.2016 - 03.06.2016 из ФКУ СИЗО-2 УФСИН по РК в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК; 09.06.2016 из ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 21.06.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК; 19.07.2016 из ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 29.07.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-2 УФСИН по РК; 02.08.2016 - 03.08.2016 из ФКУ СИЗО-2 УФСИН по РК в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК; 13.08.2016 из ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 19.08.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК; 27.08.2016 из ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 03.09.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК; 27.09.2016 из ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 09.10.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК; 19.10.2016 из ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в ИВС ОМВД
России по г..Усинску; 29.10.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК; 09.11.2016 из ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 17.11.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК; 03.12.2016 из ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 13.12.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-2 УФСИН по РК; 14.12.2016 - 15.12.2016 из ФКУ СИЗО-2 УФСИН по РК в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК; 17.12.2016 из ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 25.12.2016 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК; 21.01.2017 из ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 31.01.2017 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-2 УФСИН по РК; 04.02.2017 - 05.02.2017 из ФКУ СИЗО-2 УФСИН по РК в ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК; 11.02.2017 из ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 19.02.2017 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК; 27.02.2017 из ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 05.03.2017 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК; 13.03.2017 из ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК в ИВС ОМВД России по г..Усинску; 19.03.2017 из ИВС ОМВД России по г..Усинску в ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК; 05.07.2017 - 07.07.2017 из ФКУ СИЗО-З УФСИН по РК в ФКУ ИК-25 УФСИН по РК.
При этом установлено, что этапирование административного истца железнодорожным транспортом, а также его этапирование автомобильным транспортом от железнодорожных станций до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, а также обратно из них до железнодорожных станций осуществлялась силами Управления по конвоированию УФСИН России по Республике Коми.
Перевозка административного истца автомобильным транспортом в иных случаях осуществлялась силами ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми и ОМВД России по г. Усинску.
Установлено, что в ИВС ОМВД России по г. Усинску, Сенькович А.Н. содержался в периоды: с 14.12.2015 по 22.12.2015, с 12.02.2016 по 20.02.2016, с 28.02.2016 по 08.03.2016, с 20.03.2016 по 02.04.2016, с 10.04.2016 по 22.04.2016, с 24.04.2016 по 06.05.2016, с 22.05.2016 по 30.05.2016, с 10.06.2016 по 20.06.2016, с 20.07.2016 по 28.07.2016, с 28.08.2016 по 02.09.2016, с 28.09.2016, по 08, 10.2016, с 10.11.2016 по 16.11.2016, с 04.12.2016 по 12.12.2016, с 18.12.2016 по 24.12.2016, с 22.01.2017 по 30.01.2017, с 12.02.2017 по 18.02.2017, с 28.02.2017 по 04.03.2017, с 14.03.2017 по 16.03.2017, конвоирование лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по г. Усинску в спорный период осуществлялось сотрудниками ИВС ОМВД России по г. Усинску на специальном автомобиле марки УАЗ модель 19729, принадлежащем Федеральному Казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД но Республике Коми".
Силами ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми, перевозка подозреваемых, обвиняемых, осужденных в период с 2015 по 2017 года, осуществлялась спецавтомобилями, при этом административный истец перевозился на автомашине КАМАЗ-43114 АЗ, г.р.з. Н540ОУ в следующие даты 15.12.2016, где вместе с истцом находилось 11 человек, 17.12.2016 - 14 человек, 25.12.2016 - 8 человек, 05.02.2017 - 13 человек, 11.02.2017 - 15 человек, 19.02.2017 - 6 человек, 27.02.2017 - 11 человек, 05.03.2017 - 4 человека, 13.03.2017 - 6 человек, 19.03.2017 - 6 человек; на автомашине КАМАЗ-43114 АЗ, г.р.з. 0137ВС 21.01.2017 - 14 человек, 05.07.2017 - 12 человек.
За период 2015 года предоставить сведения о том, на каком автотранспорте и количестве человек перевозимым вместе с административным истцом ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми не имеет возможности, в связи с уничтожением документов за истечением срока их хранения, что подтверждается актами об уничтожении.
Конвоирование административного истца силами Управления по конвоированию УФСИН России по Республике Коми осуществлялось с 04.02.2017 по 05.02.2017 от железнодорожной станции Ухта до железнодорожной станции Воркута плановым караулом по железнодорожному маршруту "Сыктывкар-Воркута", назначенным от ФКУ УК УФСИН, в специальном вагоне, где истец размещался в большой камере N 4, на участке: Ухта-Усинск 3 человека, Усинск-Печора 7 человек, Печора-Воркута 12 человек; с 04.03.2017 по 05.03.2017 от железнодорожной станции Усинск до железнодорожной станции Воркута плановым караулом по железнодорожному маршруту "Сыктывкар-Воркута", назначенным от ФКУ УК УФСИН, в специальном вагоне, где истец размещался в большой камере N 5. Загрузка камеры не превышала 2 человек; с 05.07.2017 по 07.07.2017 от железнодорожной станции Воркута до железнодорожной станции Сыктывкар плановым караулом по железнодорожному маршруту "Сыктывкар-Воркута", назначенным от ФКУ УК УФСИН, в специальном вагоне, где истец размещался в большой камере N 5, на участке: Воркута-Усинск 8 человек, Усинск-Сыктывкар 7 человек;
С 11.02.2017 по 12.02.2017 от железнодорожной станции Воркута до железнодорожной станции Усинск плановым караулом по железнодорожному маршруту "Сыктывкар-Воркута", назначенным от ФКУ УК УФСИН, в специальном вагоне, где истец размещался в большой камере N 2 (Воркута-Инта), загрузка камеры составляла 2 человека, в малой камере N 7 (Инта-Усинск) загрузка камеры составляла 2 человека; с 13.03.2017 по 14.03.2017 от железнодорожной станции Воркута до железнодорожной станции Усинск плановым караулом по железнодорожному маршруту "Сыктывкар-Воркута", назначенным от ФКУ УК УФСИН, в специальном вагоне, где истец размещался в большой камере N 4, загрузка камеры составляла 3 человека; с 18.03.2017 по 19.03.2017 от железнодорожной станции Усинск до железнодорожной станции Воркута плановым караулом по железнодорожному маршруту "Сыктывкар-Воркута", назначенным от ФКУ УК УФСИН, в специальном вагоне, где истец размещался в малой камере N 7, следовал один; с 18.02.2017 по 19.02.2017 от железнодорожной станции Усинск до железнодорожной станции Воркута плановым караулом по железнодорожному маршруту "Сыктывкар-Воркута", назначенным от ФКУ УК УФСИН, в специальном вагоне, где истец размещался в большой камере N 4, загрузка камеры составляла 2 человека; с 21.01.2017 по 22.01.2017 от железнодорожной станции Воркута до железнодорожной станции Усинск плановым караулом по железнодорожному маршруту "Сыктывкар-Воркута", назначенным от ФКУ УК УФСИН, в специальном вагоне, где Истец размещался в малой камере N 8, загрузка камеры составляла 2 человека; с 27.02.2017 по 28.02.2017 от железнодорожной станции Воркута до железнодорожной станции Усинск плановым караулом по железнодорожном) маршруту "Сыктывкар-Воркута", назначенным от ФКУ УК УФСИН. в специальном вагоне, где истец размещался в малой камере N 7 (Воркута-Инта).
Загрузка камеры составляла 2 человека, в большой камере N 5 (Инта-Усинск) загрузка камеры составляла 2 человека; с 30.01.2017 по 31.01.2017 от железнодорожной станции Усинск до железнодорожной станции Ухта плановым караулом по железнодорожном)" маршруту "Сыктывкар-Воркута", назначенным от ФКУ УК УФСИН, в специальном вагоне, где истец размещался в малой камере N 6, загрузка камеры составляла 2 человека.
За период 2015 года и 2016 года конвоирования административного истца железнодорожным транспортом, а также за периоды 2015-2017 годов автотранспортом предоставить сведения Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми не имеет возможности, в связи с тем, что документы уничтожены в связи с истечением срока их хранения, о чем предоставлены соответствующие акты уничтожения.
Разрешая требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Конституции Российской Федерации, статей 12.1, 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", предписаниями утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации приказом от 24 мая 2006 года N 199дсп/369дсп Инструкции, определяющей порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях, приказа Минюста России и МВД России от 09.02.20 18 N 26дсп/85дсп, которым внесены изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 199дсп/369дсп "Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию", проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, пришел к выводу об отсутствии относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих нарушения, указанные Сенькович А.Н. в административном исковом заявлении, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции, также указал на невозможность проверить доводы административного иска в части о ненадлежащих условиях конвоирования истца силами Управления по конвоированию УФСИН России по Республике Коми железнодорожным транспортном за 2015 и 2016 годы, а также автотранспортом за 2015-2017 годы от железнодорожных станций в ФКУ СИЗО-1 и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми и обратно, так как за указанные периоды какие-либо документы уничтожены, как не подлежащие хранению ввиду истечения установленных сроков хранения таких документов.
Стандарты перевозки заключенных изложены в документе, утвержденном совместно Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации приказом от 24 мая 2006 года N199дсп/369дсп и имеющем гриф "Для служебного пользования" (с изменениями согласно приказу Минюста России и МВД России от 09 февраля 2018 года N 26дсп/85дсп).
Так проверяя доводы административного истца о ненадлежащих условиях его конвоирования в автотранспорте, которое осуществлялось силами ОМВД России по г.Усинску. ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми суд первой инстанции установилна основании представленных в дело документов, что специальные автомобили марки УАЗ модель 19729, а также КАМАЗ-43114 АЗ, на которых перевозился административный истец, изготовлены на предприятиях, имеющих соответствующее одобрение транспортных средств, выданные органом по сертификации продукции. В соответствии с полученными одобрениями транспортные средства соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям к механическим транспортным средствам.
Законность эксплуатации транспортных средств, предназначенных для перевозки лиц, заключенных под стражу, не может подвергаться сомнению, поскольку одобрение типа транспортного средства выдается в соответствии с правилами по сертификации. В соответствии с правилами сертификации, помимо общих требований, предъявляемых к механическим транспортным средствам, к автомобилям, осуществляющим перевозку лиц, заключенных под стражу, предъявляются специальные технические требования - Правила стандартизации ПР 78.01.0024-2010, ПР 78.01.0024-2016 "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В дни перевозки административного истца спецавтомобили были технически исправны, все системы жизнеобеспечения: освещение, вентиляция, отопление, - были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караула в приеме спецавтомобилей в постовых ведомостях.
Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие окон, поручней, ремней безопасности, а также мягких полок для сидения в камерах спецавтомобилей. При этом, камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно- вентиляционного люка в крыше помещения караула.
Оценивая условия этапирования Сенькович А.Н, суд первой инстанции правомерно не установилнарушение условий конвоирования.
Конвоирование осуществлялось на специальных автомобилях, предназначенных для перевозки подозреваемых и обвиняемых: КАМАЗ-43114 типа АЗ (г.р.з. 0137ВС, Н540ОУ) предназначен для перевозки 36 человек.
Судом первой инстанции не установлено нарушений прав административного истца при его этапировании автомобильным транспортом и соблюдении предъявляемых правил к запрету на перевозку людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.
Из обстоятельств дела также следует, что конвоирование спецконтингента в специальном автомобиле от специального вагона железнодорожной станции Воркута до учреждения СИЗО-З и в обратный путь составляет 5 километров, время следования в пути до 15 минут, что свидетельствует о непродолжительности нахождения в пути.
Таким образом, условия перевозки истца в специальных автомобилях соответствовали установленным для данных транспортных средств техническим характеристикам и не противоречили положениям законодательства Российской Федерации.
Перемещение осужденных в спецавтомобиле само по себе не указывает на жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение с такими лицами и обусловлено необходимостью исполнения назначенного им наказания. Изложенные в иске обстоятельства не могут быть приравнены к нарушению основных прав и свобод человека и гражданина.
Жалоб и претензий в течение всего пути следования к должностным лицам караула административный истец не высказывал.
Наземные транспортные средства вообще, за исключением специально создаваемых моделей для повышенного комфорта водителя и пассажиров, предполагают компактное размещение пассажиров внутри салона, обусловленное требованиями безопасности движения и особенностями конструкции автомобиля.
Отвергая доводы Сенькович А.Н. о нарушении условий его конвоирования железнодорожным транспортом за 2017 год, выразившихся в недостаточности обеспечения водой, вентиляции, отопления, освещения, количества раз вывода в туалет, не выдаче постельного белья, а также недостаточно комфортном оборудовании спецтранспорта, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права.
Для перевозки осужденных из лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.
Стандарты перевозки заключенных изложены в документе, утвержденном совместно Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации приказом от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп и имеющем гриф "Для служебного пользования" (с изменениями согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.2018 N 26дсп/85дсп).
Оценивая условия этапирования железнодорожным транспортом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что норма загрузки вагона установлена в размере 10 человек для большой камеры и 4 человека для маленькой камеры (пункт 167 Инструкции по конвоированию).
Конструкция специального вагона, в котором конвоировался заявитель, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 N 12.
Большая камера специального вагона имеет следующие размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см, оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения по 4 человека на каждую из 2 нижних полок, нижние полки могут так же использоваться как спальные места. Таким образом, высота больших камер специальных вагонов позволяет осужденным беспрепятственно встать в полный рост, имеется возможность разместиться для отдыха и сна на полках камеры.
Малая камера спецвагона "ЦМВ 61-827" (размеры: ширина - 100 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 3 полками одного размера, рассчитанными на 2 места для лежания и 4 места для сидения, нижняя полка может быть использована как спальное место. Размеры полок составляют: длина - 214 см, ширина - 60 см.
Малая камера специального вагона "ЦМВ 61-4495" (размеры: ширина - 100 см, длина - 205 см, высота - 295 см) оборудована 3 полками, рассчитанными на 2 места для лежания и 4 места для сидения (нижние полки могут так же использоваться как спальные места).
Нормами действующих нормативных правовых актов и конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест, постельного белья и матрацев в специальных вагонах, не предусмотрено оборудование скамеек мягким покрытием, поручнями для рук, ограничительными поручнями вдоль спальных мест, накладными лестницами и столов для приема пищи в камерах конвоируемых лиц.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается путевыми ведомостями за спорный период 2017 года, Сенькович А.Н. этапировался как в больших камерах NN 2, 4, 5, так и в малых N 6, 7, 8, где количество размещенных лиц не превышало указанных выше норм загрузки
Габариты свободного пространства в больших камерах спецвагонов для размещения личных вещей конвоируемых составляют под нижними полками с левой и правой сторон, длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0, 51 куб. м, что позволяет использовать пространство для размещения личных вещей.
Спецвагон оснащен приточной принудительной вентиляцией, освещением, отоплением, туалетом. Специальные отсеки для перевозки багажа не предусмотрены конструктивной особенностью спецвагона.
Продуктами питания (индивидуальный рацион питания) осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются органом отправителем, на основании Приказа Минюста России от 17.09.2018 N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся - в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время". Согласно вышеуказанным нормам, органом отправителем, в случае если предоставление горячей пищи невозможно, конвоируемым лицам выдаются продукты питания, в том числе консервы. Индивидуальный рацион питания комплектуется ложкой и стаканом. При приеме спецконтингента, караулами проверяется наличие продуктов в индивидуальном рационе питания и срок их годности.
Горячая вода для гидратации индивидуальных рационов питания конвоируемым лицам выдавалась в пути следования в соответствии с требованиями Инструкции, согласно утвержденного графика, а питьевая вода в соответствии с требованиями пункта 175 Инструкции по потребности.
Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Вопреки доводам административного истца вывод в туалет спецконтингента в пути следования производился в соответствии с требованиями пункта 229 Инструкции по конвоированию, утвержденной приказом от 24.05.2006 N 199дсп/369дсп, по просьбе конвоируемых, в порядке очередности по одному человеку, с учетом проводимых караулом мероприятий по посадке (высадке) осужденных, выдаче горячей воды, проведения обыска, досмотра вещей, а также несения службы на обменных пунктах, в ходе которых вывод в туалет не производится.
Системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал административный истец, а именно вентиляция, освещение и водоснабжение находились в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.
При этом, жалоб на ненадлежащие условия перевозки во время конвоирования в указанные даты административным истцом и иными лицами не предъявлялось.
Все доводы административного истца в указанной выше части проверены судом, по каждому обстоятельству истребованы доказательства и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что документы по конвоированию административного истца автотранспортом за период 2015-2017 годы и железнодорожным транспортом за 2015-2016 годы силами Управления по конвоированию УФСИН России по Республике Коми и за периоды 2015 года автотранспортом силами ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми уничтожены по истечении срока их хранения, судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции о недоказанности нарушений условий содержания административного истца при конвоировании в указанные периоды спецавтотранспортом, поскольку как правильно отмечено судом истец обратился в суд за защитой своих прав по истечении длительного времени (спустя более 7 лет после событий, с которыми связывает нарушение своих прав на надлежащие условия содержания), что не может быть оставленным без внимания. Обратное, по убеждению судебной коллегии, приведет к возложению на ответчиков неблагоприятных последствий невозможности представления сведений, подтверждающих соблюдение надлежащих условий содержания истца, в связи с уничтожением в установленном законом порядке соответствующих документов, в связи с чем доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что ему не известен срок хранения документов являются не состоятельными.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции правильно установил, что Сенькович А.Н. при этапировании железнодорожным транспортом не имел возможности для ночного отдыха, в связи с не предоставлением отдельного спального места в части периода его конвоирования в спецвагоне с 04 февраля по 05 февраля 2017 года и с 06 июля по 07 июля 2017 года, а выводы суда в указанной части являются неправомерными. В связи с чем решение об отказе в удовлетворении иска в данной части было отменено.
Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест и выдача им постельных принадлежностей, при этом пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается.
В тоже время Конституцией Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституции Российской Федерации (статья 17).
Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, в том числе отсутствие индивидуального спального места.
Большая камера специального вагона (размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут использоваться как спальные места.
Так из представленной по запросу суда апелляционной инстанции информации ФКУ Управления по конвоированию УФСИН России по Республике Коми следует, что этапирование административного истца железнодорожным транспортом в ночь с 04 февраля по 05 февраля 2017 года, последний размещался в большой камере N 4 и в период с 23 час. 35 мин. 04 февраля 2017 года от станции Печора до 12 час. 39 мин. 05 февраля 2017 года станции Воркута в камере находилось 12 человек; в ночь с 06 июля 2017 года с 17 час. 20 мин. от станции Усинск до 17 час. 50 мин. 07 июля 2017 года станции Сыктывкар в большой камере N5 при этапировании административного истца находилось 7 человек.
С учетом данных обстоятельств, свидетельствующих о том, что в ночь с 04 февраля по 05 февраля 2017 года и в ночь с 06 июля по 07 июля 2017 года Сенькович А.Н. размещался в больших камерах N 4 и N 5, и на протяжении ночного пути следования загрузка камер составляла 12 человек и 7 человек соответственно, с учетом технических характеристик специального вагона, очевидно недостаточное количество мест для сна для всех лиц, находившихся в указанных камерах, в том числе и административного истца, что с учетом отсутствия доказательств обеспечения Сенькович А.Н. в указанные периоды его этапирования в ночное время индивидуальным местом для сна, свидетельствует об обоснованности заявленных требований в указанной части.
Таким образом, решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным, и было правомерно отменено судом апелляционной инстанции с вынесением нового решения в приведенной части с удовлетворением требований и признания незаконным действий ФКУ Управления по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, выразившихся в нарушении условий содержания административного истца при конвоировании в спецвагоне в ночное время.
При определении размера взыскиваемой в пользу административного истца учтены конкретные обстоятельства, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений, возникновение нарушений ввиду объективных обстоятельств, связанных с конструктивными особенностями специального транспорта, отсутствие последствий для административного истца, с учетом принципов разумности и справедливости, взыскана в пользу административного истца компенсация за ненадлежащие условия содержания при этапировании в размере 5 000 рублей.
Оснований для изменения размера взысканной компенсации нет.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 сентября 2022 года по административному делу N 2а-2379/2023 по административному исковому заявлению Сеньковича А. Н. к УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России и в лице МВД России, Управлению по конвоированию УФСИН России по Республике Коми. ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ОМВД России по г.Усинску о признании действий незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий перевозки оставить без изменения, кассационную жалобу Сеньковича Андрея Николаевича - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.