Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2023 года по административному делу N 2а-4132/2023 по административному исковому заявлению Табанакова С. А. к ФСИН России о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания под стражей и в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Табанаков С.А. обратился в суд с административным иском к Российской Федерации в лице ФСИН России о признании незаконными действий (бездействий) по обеспечению (не обеспечению) условий содержания в исправительных учреждениях и СИЗО, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 3150000 рублей, указав в обоснование, что в периоды с октября 2016 года по август 2017 года, с июня по декабрь 2018 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, с января 2020 года по 24 июля 2020 года и с 03 февраля 2021 года по 19 апреля 2021 года - в ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, с 2013 по 18 августа 2015 года отбывал наказание в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, где условия его содержания являлись ненадлежащими, что выразилось в отсутствии горячего водоснабжения, предоставлении помывки в душе один раз в неделю 15-20 минут, чего было недостаточно для поддержания чистоты тела и стирки нижнего белья. С августа 2006 года по 21 июля 2009 года отбывал лишение свободы в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в аналогичных условиях, кроме того, общежитие отряда не было оборудовано надлежащим санузлом, деревянная постройка находилась в отдалении от общежития, не имела обогрева и освещения, не подвергалась санобработке, кишела грызунами. С июня 2011 года по 27 июля 2012 года отбывал наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в аналогичных условиях, только стены туалета были выполнены из бетона. С 21 апреля 2016 года по 21 августа 2016 года истец содержался в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми на тубкорпусе "4А", разделенном на 2 крыла, в которых находились больные с разными фазами заболеваний, которых необходимо было содержать изолированно друг от друга, что не соблюдалось, запираемая дверь отсутствовала. Отсутствовало горячее водоснабжение, возможность помывки в душе предоставлялась 1 раз в неделю.
Определением суда приняты дополнения к административному исковому заявлению Табанакова С.А, в которых административный истец просит признать незаконными действия (бездействия) ФСИН России и взыскать компенсацию в размере 300000 рублей, в обоснование требований указав, что в период его содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с 05 января 2019 года по 20 июля 2019 года нарушались его права, так как отсутствовала горячая вода, в ШИЗО горячая вода круглосуточно, прогулочный дворик был полностью железный, по приезду ему была выдана ношеная одежда, не выдали второй комплект одежды летнего образца, постельного белья, сандалии, вычитали деньги за вещевое довольствие, не выдавался гигиенический набор, площадь прогулочных двориков не соответствовала нормам. В 2015 году в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, где он находился в статусе осужденного, не выдавалось вещевое довольствие. С 03 февраля 2021 года содержался на 7 корпусе 14 суток, где не было горячей воды, прогулочный дворик не соответствовал нормативам, с 2013 года по 2021 год при приёме лекарств тубтерапии не выдавались защищающие печень лекарства, с мая 2021 года по октябрь 2021 в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми обращался к стоматологу, которым ему необоснованно были удалены 2 зуба. С 2006 года по 2021 года в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми отсутствовала горячая вода.
Также судом приняты дополнения к административному исковому заявлению, в которых Табанаков С.А. просил признать факт нарушения и взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 100000 рублей, указав в обоснование, что в период с 2012 год по август 2015 года в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми в отряде N3 отсутствовала сушилка для вещей, белья, а также раздевалка для верхней одежды, в камере N 12 нарушалась норма жилой площади. В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с июня 2018 года по декабрь 2018 года в камере N 20 нарушалась норма жилой площади. В ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми с 2011 года по 2012 год неоднократно водворялся в ШИЗО, где нарушалась норма жилой площади, в отряде N 2 отсутствовала сушилка.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми, филиал "Больница" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Коми.
Определением суда от 14 февраля 2023 года административные исковые требования Табанакова С.А. к Российской Федерации в лице ФСИН России об оспаривании условий содержания, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми выделены в отдельное производство, производство по делу в части требований об оспаривании условий содержания в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми по мотиву отсутствия горячего водоснабжения прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 февраля 2023 года по делу N 2а-166/2023 административные исковые требования Табанакова С.А. к Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми об оспаривании действий (бездействия), присуждении компенсации за нарушение условий содержания при оказании медицинской помощи удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу Табанакова С.А. взыскана денежная компенсация за нарушение условий содержания в части оказания надлежащей медицинской помощи в размере 4000 рублей.
Табанаков С.А. обратился в суд с административным иском к ФСИН России о взыскании компенсации в размере 300000 рублей, указав в обоснование, что во время содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с октября 2016 года по август 2017 года находился в камерах NN 31, 32, 30, в 2018 году 4 месяца находился в камере N 20, где отсутствовала вешалка для сушки белья. За весь период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми не всегда выдавалась гуманитарная помощь, туалет был без сиденья, приходилось сидеть на корточках. В ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми с 2006 года по июль 2009 года не выдавалась гуманитарная помощь, гигиенический набор. В ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми с 2013 года по сентябрь 2015 года, в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с января 2019 года по июль 2019 года в отряде N 5 не выдавалась гуманитарная помощь, гигиенический набор, в отряде N 3 отсутствовала сушилка для верхней одежды, для сырого белья, туалеты были без сиденья, плоские, приходилось сидеть с согнутыми ногами. В ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми с 2011 года по 2012 год в отряде N 2 не выдавались гигиенические наборы, отсутствовали сушилки для верхней одежды и для стиранной. В ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми в корпусе N 3 туберкулезного отделения с 2013 года по 2014 год и в 2016 году столовая, телевизор, помещение для помывки находились в подвале, а спальное помещение на 2 этаже, имея заболевание, приходилось спускаться, что было пыткой, так как задыхался, кашлял, гигиенические наборы не выдавались, туалеты были с низкой посадкой, отсутствовала сушилка, в корпусе N 4 отсутствовала сушилка в 2011, 2013 и 2022 году, приходилось спускаться в подвал для просмотра телевизора, приёма пищи и помывки из-за чего задыхался.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.
Определением суда от 08 июня 2023 года административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство.
Определением суда от 05 июля 2023 года оставлен без рассмотрения административный иск Табанакова С.А, в части требований к ФСИН России, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России об оспаривании условий содержания в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в период с 08 октября 2022 года по 11 декабря 2022 года.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2023 года, иск удовлетворен частично. Признаны незаконными действия (бездействия) ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Табанакова С.А. в исправительном учреждении. С Российской Федерации в лице ФСИН за счёт средств казны Российской Федерации в взыскана компенсация в сумме 3000 рублей.
В удовлетворении требований Табанакова С.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, филиалу "Больница" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании действий (бездействии) незаконными, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные ответчики подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица, органа государственной власти, выразившихся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счёт казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является одной из приоритетных задач ФСИН России.
ФСИН России обеспечивается создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Под условиями содержания лишённых свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питание (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
Условия содержания лишённых свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии со статьёй 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчёте на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Условия и порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", согласно статье 4 которого содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно положениям статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Приказом Минюста Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в соответствии с которыми в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности (пункт 43 Правил).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 N 245/пр утвержден и введен в действие с 04 июля 2016 года Свод правил "Следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы. Правила проектирования" (СП 247.1325800.2016), в соответствии с пунктом 1.19 которого, здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 ("Внутренний водопровод и канализация зданий"), СП 31.13330 ("Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"), СП 32.13330 (Канализация. Наружные сети и сооружения"), СП 118.13330 ("Общественные здания и сооружения").
Согласно пункту 19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе к умывальникам в камерах.
В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических - и противоэпидемических норм и требований.
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ от 02 июня 2003 года N 130-ДСП. здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогичные указанным требования отражены в пунктах 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно - исполнительной системы. Правила проектирования", утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 N 1454/пр, согласно которым здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно - техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Обеспечение горячим водоснабжением предусматривалось также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации, утверждённой Приказом Минюста РФ от 02 июня 2003 года N 130-ДСП.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми, проверяя законность решения суда первой инстанции, согласилась с ним по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что Табанаков С.А. содержался под стражей и отбывал меру уголовного наказания:
- с 06 мая 2006 года по 03 ноября 2006 года в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, - с 08 ноября 2006 года по 10 июня 2007 года в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, - с 12 июня 2007 года по 12 июля 2007 года в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми, - с 18 июля 2007 года по 21 июля 2009 года в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, освобожден по отбытии срока наказания, - с 19 ноября 2009 года по 07 декабря 2009 года в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми, - с 09 декабря 2009 года по 14 мая 2010 года в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, освобожден по отбытии срока наказания, - с 15 августа 2011 года по 03 сентября 2011 года в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, - с 04 по 29 сентября 2011 года в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, - с 29 сентября 2011 года по 27 июля 2012 года в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, освобожден по отбытии срока наказания, - с 25 ноября 2012 года по 25 февраля 2013 года в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми, - с 27 февраля 2013 года по 22 апреля 2014 года в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, - с 22 апреля 2014 года по 27 ноября 2014 года в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, - с 27 ноября 2014 года по 13 декабря 2014 года в ЛИУ-3 п. Ракпас, - с 13 по 27 декабря 2014 года в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, - с 27 декабря 2014 года по 14 марта 2015 года в ЛИУ-3 п.
Ракпас, - с 14 марта 2015 года по 07 апреля 2015 года в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, - с 07 апреля 2015 года по 18 августа 2015 года в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, освобожден по отбытии срока наказания, - с 29 мая 2016 года по 03 июня 2016 года в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми, - с 05 июня 2016 года по 22 сентября 2016 года в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, освобожден по отбытии срока наказания, - с 14 декабря 2016 года по 27 июля 2017 года в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, - с 28 по 29 июля 2017 года в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, - с 09 августа 2017 года по 09 февраля 2018 года в ЛИУ-4 Республика Карелия, освобожден по отбытии срока наказания, - с 20 июня 2018 года по 11 июля 2018 года в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, - с 12 по 28 июля 2018 года в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, - с 29 июля 2018 года по 09 декабря 2018 года в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, - с 11 по 14 декабря 2018 года в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, - с 15 декабря 2018 года по 04 января 2019 года в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, - с 04 января 2019 года по 19 июля 2019 года в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, освобожден по отбытии срока наказания, - с 28 декабря 2019 года по 27 января 2020 года в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, - с 28 января 2020 года по 24 июля 2020 года в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, освобожден по отбытии срока наказания, - с 11 ноября 2020 года по 03 февраля 2021 года в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, - с 03 февраля 2021 года по 22 апреля 2021 года в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, - с 22 апреля 2021 года по 19 мая 2021 года в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, - с 21 мая 2021 года по 09 октября 2021 года в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми, - с 11 октября 2021 года по 07 октября 2022 года в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, - с 08 октября 2022 года по
11 декабря 2022 года в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, - с 11 декабря 2022 года по настоящее время в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Проверяя довод административного истца об отсутствии горячего водоснабжения при содержании его ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в заявленные периоды, суд первой инстанции пришёл к следующим выводам.
Здания общежитий исправительных учреждений УФСР1Н России по Республике Коми и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми построены в и введены эксплуатацию в 1970-1980-х годах, в связи с чем суд первой инстанции полагал не подлежащими применению Инструкцию СП 17-02, предусматривающую, что здания ИУ должны быть оборудованы горячим водоснабжением.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что при проектировании и строительстве здания общежитий исправительных учреждений, режимного корпуса следственного изолятора применялись действовавшие на тот момент правовые акты, которыми подведение горячего водоснабжения к умывальникам помещений отрядов в камеры следственных изоляторов не предусматривалось, при этом возможность у подозреваемых, обвиняемых и осужденных поддерживать личную гигиену обеспечивается их помывкой в бане и душе, возможность нагреть воду обеспечивалась наличием водонагревательных приборов, предоставлением воды по требованию, суд первой инстанции, доводы административного истца об отсутствии горячего водоснабжения в общежитии, камерах следственного изолятора судом признал не свидетельствующими о нарушении условий его содержания под стражей, а также в исправительных учреждениях, ЛПУ.
Доводы административного иска об отсутствии горячего водоснабжения в период содержания истца в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми опровергаются материалами дела, согласно которым в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми в санузле установлен водонагреватель, в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми горячее водоснабжение подготавливалось от собственной котельной, также имелись водонагреватели, в связи с чем являются необоснованными.
Судом первой инстанции установлено, что вещи и постельные принадлежности стираются, проходят обработку, глажку, после чего отдаются подозреваемым, обвиняемым, осужденным, а равно отсутствие помещений для сушки, а также вешалок не является существенным отклонением от стандартов отбывания наказания и не свидетельствует о жестоком обращении с истцом со стороны должностных лиц уголовно-исполнительной системы.
Согласно сведениям ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми в отряде N 3 имелись комната для приёма пищи, сушилка площадью 6 кв.м, в каждой секции имеется вешалка для верхней одежды, 2 санитарных узла в каждом из которых установлено по 4 чаши Генуя, унитаз, гигиенические наборы выдавались ежемесячно.
В период содержания административного истца в отрядах ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми имелись сушильные помещения, унитазы установлены были стандартные, гигиенические наборы выдавались ежемесячно, в полном объеме.
Оборудование камер следственных изоляторов, санитарных узлов исправительных учреждений, ЛПУ, камер СИЗО чашами "Генуя" не противоречило нормам действующего законодательства.
Право на пребывание на свежем воздухе реализовано административным ответчиком, Табанаков С.А. имел доступ, как к свежему воздуху, так и к дневному свету.
В период с 08 ноября 2006 года по 10 июня 2007 года и с 18 июля 2007 года по 21 июля 2009 года Табанаков С.А. содержался в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Согласно информации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми отсутствует возможность в предоставлении каких-либо документов относительно предмета иска в связи с давностью событий. Из представленных справок следует, что условия содержания осужденных в 2006-2009 годах соответствовало нормативным требованиям, помывка осужденных осуществлялась поотрядно в бане (душевой) согласно утвержденного графика, туалет находился вне отряда в отдельном здании, оборудованном санитарными узлами, огороженными стенками и дверьми (приватность соблюдалась), здание туалета освещалось отапливалось от собственной котельной учреждения, холодное и горячее водоснабжение на У КП учреждения, в том числе на УКП Сельхоз-Шежам ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми функционировало круглосуточно, подведено ко всем умывальникам санитарных комнат и душевых кабин, было доступно осужденным жилых отрядов, на территории имелась площадка для прогулки, оборудованная брусьями и турниками.
Судом первой инстанции отклонены доводы Табанакова С.А. о недостаточном обеспечении гигиеническими наборами за весь период содержания в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми (в данном учреждении также об обеспечении вещевым довольствием, ненадлежащем размещении больных в 2016 году), а также в части ненадлежащих условий содержания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в связи с уничтожением в установленном законом порядке соответствующих документов по истечении установленного срока хранения, который определен нормативным правовым актом и является разумным и достаточным для предъявления каких-либо претензий.
Судом первой инстанции верно отклонены доводы о размещении в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми на втором этаже, необходимости спускаться в подвал для просмотра телевизора, приёма пищи и помывки, поскольку указанное не свидетельствуют о нарушении условий содержания административного истца и нарушении его прав. Согласно представленным медицинским документам имеющиеся у Табанакова С.А. стойкие незначительные нарушения дыхательной функции организма не приводят к ограничениям жизнедеятельности, доказательств о наличии медицинских противопоказаний по спуску и подъему по лестнице суду не представлено.
Нарушений нормы площади на одного человека при содержании его в камере ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми N 20 в заявленные периоды не установлено, площадь составляла 4 кв.м и более на одного человека в период с 08 августа 2018 года по 09 декабря 2018 года.
Согласно ведомостям выдачи за декабрь 2016, май и июнь 2017 года Табанакову С.А. были выданы средства гигиены. Доказательств, что административный истец обращался к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с заявлениями о выдачи средств гигиены в другие месяцы в 2017 году, а также в 2018 году суду не представлено и при рассмотрении дела судом не добыто. Согласно лицевому счету в 2018 году у Табанакова С.А. имелись денежные средства, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к выводу, что оснований для выдачи средств гигиены не имелось.
Проверяя доводы административного истца по обеспечению вещевым довольствием в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми не в полном объеме, судом первой инстанции установлено, что лицевым счетом осужденного подтверждаются доводы административного иска о выдаче вещевого довольствия, постельных принадлежностей не в полном объёме.
Так, согласно копии карточки лицевого счета N Т-389 в ФКУ К-19 УФСИН России по Республике Коми Табанакову С.А. выдано 04 января 2019 года: матрас - 1 шт, одеяло - 1 шт, подушка - 1 шт, простынь - 2 шт, наволочка - 1 шт. Также 04 января 2019 года выдано следующее вещевое довольствие: куртка утепленная - 1 шт, брюки утепленные - 1 шт, костюм х/б - 1 шт, майка - 1 шт, шапка зимняя - 1 шт, сапоги зимние - 1 шт, свитер - 1 шт.
Учитывая требования Нормы N 1 вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, утверждённой Приказом Минюста России от 03 декабря 2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", доказательств обеспечения административного истца остальными предметами вещевого довольствия, в числе которых головной убор летний, сорочка верхняя, белье нательное, белье нательное теплое, трусы, носки х/б, носки полушерстяные, рукавицы утепленные, ботинки комбинированные, тапочки, пантолеты литиевые, в материалы дела не представлено.
Кроме того, учитывая Нормы N 6 снабжения постельными принадлежностями и мягким инвентарем осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, воспитательных колониях, тюрьмах, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, административный истец не был обеспечен полотенцем, полотенцем банным.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии нарушений условий содержания Табанакова С.А. в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, в части касающихся необеспечения истца вещевым довольствием, в связи с чем, учитывая конкретные обстоятельства по делу, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений взыскал в пользу истца компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 3000 рублей.
Пребывание гражданина в пенитенциарных учреждениях неизбежно связано с различными лишениями и ограничениями, поэтому не всякие ссылки административного истца на подобные лишения и ограничения объективируются в утверждение о том, что он подвергся бесчеловечному или унижающему достоинство обращению со стороны государства. При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.
Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность (неоднократность) такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства.
Установив факт содержания Табанакова С.А. в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в ненадлежащих условиях (необеспечение вещевым довольствием), судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что данные обстоятельства являются основаниями для признания факта причинения истцу физических и нравственных страданий в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, а равно наличии оснований для взыскании компенсации.
При разрешении требований о компенсации необходимо в совокупности оценить конкретные условия содержания, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.
Такая оценка судом первой инстанции в данном деле дана, вывод о том, что административный истец не был обеспечен вещевым довольствием в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми соответствует установленным по делу обстоятельствам и основан на нормах федерального законодательства, в связи с чем, суд обоснованно взыскал в пользу административного истца компенсацию за ненадлежащие условия содержания.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2023 года по административному делу N 2а-4132/2023 по административному исковому заявлению Табанакова С. А. к ФСИН России о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания под стражей и в исправительном учреждении оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.